Purpur_Phoenix все записи автора
Богатый купеческий Нижний Новгород издавна являлся крупным перевалочным пунктом соляной торговли. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с 17-го столетия в нем обосновались известнейшие солепромышленники Строгановы, «Столицей» Строгановых являлся Сольвычегодск, а в Нижнем они открыли свою торговую контору. При ней были сооружены каменные палаты Строгановых, а в селе Гордеевке — их загородная резиденция. В Гордеевке и в Нижнем Строгановы построили две церкви, из которых наиболее известна церковь Рождества Богородицы на Нижнем Базаре, чаще именуемая Строгановской — прославленный памятник древнерусского зодчества. Поставленная на полугоре церковь господствовала над нижней, деловой частью города — пристанями, амбарами, торговыми конторами. Ее красно-белый силуэт ярко выделяется на фоне зеленого волжского откоса. Рядом с храмом возвышались каменные палаты Строгановых, не сохранившиеся до наших дней.
Рождественская церковь была заложена Е Д. Строгановым в 1697 году и в основном завершена к 1703 году. Но отделочные работы надолго остановились, и храм был освящен только в 1719 году. Как считают исследователи, это объясняется тем, что в 1703 году, после введения государственной монополии на торговлю солью, Г Д. Строганов утратил торговый интерес к Нижнему Новгороду, охладел к своей резиденции и на несколько лет уехал из города.
Первоначально Рождественская церковь была освящена во имя Собора Богоматери. После разборки в начале XIX века стоявшей рядом церкви Рождества Богородицы, сооруженной в 1653 году, ее название перешло на Строгановскую церковь.
Рождественский храм выглядит драгоценной резной шкатулкой. Неслыханно пышная белокаменная резьба — виноградная лоза, цветы, яблоки, груши, гранаты, раковины и завитки — покрывает его стены сплошным ковром. Мотивы белокаменного убранства Рождественской церкви напоминают узорочье Введенского собора в Сольвычегодске, также сооруженного Строгановыми, но резьба нижегородской церкви не в пример богаче.
Пять глав Рождественской церкви увенчивают кованые ажурные кресты сложного рисунка — один из лучших образцов русского кузнечного мастерства.
Колокольня стоит отдельно от Строгановской церкви, несколько выше по склону горы. Ее увенчивает глава с узорным флюгером в виде развевающегося флага — прапора. Некогда на колокольне находились часы, от которых остались только циферблаты, а сам часовой механизм давно исчез. Известно, что часы ремонтировал известный русский механик И. П. Кулибин.
В 1860-е годы колокольня начала падать. За двадцать лет она отклонилась на 1,2 метра от вертикальной оси. В 1887 году пришлось менять ее фундаменты, а верхние ярусы перекладывать.
Парадный вход в Строгановскую церковь Нижнего-Новгорода находится в нижнем ярусе колокольни. По сравнению с роскошным внешним убранством интерьер церкви выглядит относительно скромно. Зато иконостас — нечто поразительное. Его тонкая, исключительно пышная резьба и красочная живопись просто потрясают. Иконы написаны в манере начала 18-го столетия. Иконы местного ряда «Собор Богоматери» и «Поклонение волхвов» писал в 1723 году игумен Нижегородского Благовещенского монастыря Корнилий Уланов со своим учеником А. Городчаниновым. Две центральные иконы — «Спас Вседержитель» и «Богоматерь» написаны «в заграничной манере» придворным живописцем Строгановых Степаном Нарыковым — крепостным мастером, учившимся в Голландии. С иконой «Спас Вседержитель» связана легенда. Любой непредвзятый человек, вглядываясь в написанный Нарыковым лик Христа, обратит внимание на его явно портретные черты. Существует предание, что в образе Христа мастер изобразил... заказчика храма и своего хозяина, Г Д. Строганова! Рассказывают, что Петр I, увидев этот образ, гневно воскликнул: «Это что же — я должен поклоняться Гришке Строганову, холопу своему? Да не бывать этому!» Петр в ярости выбежал их храма вон. Потому-то, говорят, церковь и простояла неосвященной столько времени...
http://fotki.yandex.ru/users/walentinke/view/453188/?page=0