-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


Ко дню рождения русского композитора Александра Константиновича Глазунова

Вторник, 10 Августа 2021 г. 10:33 + в цитатник
Нина-Ник все записи автора

29 июля (10 августа) 1865 года в семье известного в Петербурге книгоиздателя К.И. Глазунова произошло радостное событие: на свет появился первенец, которого счастливые родители нарекли Александром. Отец малыша, Константин Александрович, был весьма образованным человеком, который ко всему прочему с увлечением музицировал на рояле и скрипке.

scale_1200 (700x438, 53Kb)

Мама мальчика, Елена Павловна, ещё в детстве воспитываясь в пансионате, с усердием осваивала там игру на фортепиано. Её интерес к музыке был настолько велик, что она продолжила своё обучение и после замужества, а поскольку материальное положение семьи было весьма благополучным, то практиковаться в мастерстве исполнения Елена Павловна могла позволить себе под руководством выдающихся преподавателей Петербурга, 
Музыка в доме Глазуновых звучала постоянно, и поэтому маленького Сашеньку окружала не только доброжелательная, но и творческая атмосфера. Неординарные способности мальчика стали проявляться довольно рано. Заметив это, родители всячески стремились их развивать, наняв для его воспитания сразу двух гувернанток : немку и француженку. В девять лет Сашеньку, одарённого хорошим слухом и музыкальной памятью, начали обучать игре на фортепиано. Однако юный музыкант проявлял интерес и к другим музыкальным инструментам, осваивая также скрипку и виолончель. Уже в одиннадцать лет Саша впервые пробовал кое-что сочинить сам, а в четырнадцать - он был представлен М. Балакиреву, который познакомившись с детскими, пока ещё подражательными, композициями юного музыканта, обозначил в нем искру исключительного дарования и настоятельно рекомендовал незамедлительно обратиться для изучения основ композиции к Н.А. Римскому-Корсакову.
Александру посчастливилось, что его родители, имеющие хороший достаток могли оплатить частные занятия сына у такого выдающегося маэстро. Молодой человек занимался с большим интересом. В результате усердной учёбы курс, который обычно рассчитан на 5-7 лет обучения Сашей Глазуновым был освоен за полтора года. Николай Андреевич был настолько доволен своим подопечным, что называл его не иначе как «молодой профессор», а вскоре и вовсе объявил, что более не намерен относится к нему как к своему ученику, но готов постоянно поддерживать его дружеским советом.
Помимо музыкального, Александр с 1877 года получал образование во Втором петербургском реальном училище, однако к этой учёбе он относился не достаточно серьёзно и каждый день возвращаясь домой после занятий полностью отдавался творчеству. Кроме этого, молодой человек с удовольствием посещал концерты симфонической музыки, а однажды во время репетиции оркестра к одному из выступлений Н.А. Римский – Корсаков представил Сашу знаменитому музыкальному критику В.В. Стасову. Знакомство с замечательным человеком произвело на юношу такое большое впечатление, что ему захотелось больше общаться с ним. По этой причине Александр стал часто наведываться в Публичную библиотеку, где работал Владимир Васильевич и вскоре, несмотря на разницу в возрасте, они стали близкими друзьями. Более того, круг общения Александра с интересными людьми постоянно расширялся: он познакомился с А. Лядовым, а также членами содружества «Могучая кучка» А. Бородиным и Ц. Кюи.

6.03.4_Глазунов (430x597, 194Kb)

Первая симфония
Первым крупным сочинением Глазунова стала симфония №1, написанная в 1881 году. Триумфальное премьерное исполнение произведения состоялось в марте 1882 года в зале Дворянского собрания Санкт - Петербурга. Слушатели были приятно шокированы, когда после окончания симфонии при вызове автора на сцену вышел 16-ти летний подросток в форме реального училища. На данном концерте присутствовал Митрофан Петрович Беляев – лесопромышленник, богатейший человек и большой меломан, который настолько восхитился дарованием молодого автора, что в дальнейшем стал активно популяризировать его творчество и тем самым сыграл в судьбе композитора значимую роль.
В 1883 году, после окончания реального училища, А. Глазунов как вольнослушатель стал посещать историко-филологический факультет Петербургского университета. Однако такая учёба совершенно не интересовавшая юного композитора, длилась не долго. В феврале следующего года он перестал посещать лекции, зато с удовольствием продолжал играть в университетском оркестре, где музицировал на виолончели, кларнете, валторне и тромбоне. А в мае 1884 года Александр вместе с М. Беляевым отправился в творческий вояж по странам Европы. В Германии у них состоялась встреча с Ф. Листом, который, услышав первую симфонию молодого композитора, дал его сочинению положительную оценку. После возвращения на Родину А. Глазунов влился в «Беляевский кружок». 
Осенью 1888 года в творческой жизни Глазунова произошло важное событие: композитор после долгих колебаний наконец-то решился и встал за дирижёрский пульт. А летом следующего года в рамках Всемирной выставки, проходящей в Париже, на концертах устроенных М. Беляевым, Глазунов так успешно продирижировал своей Второй симфонией, что французские газеты, наперебой расхваливая молодого русского композитора, положили начало его большой популярности за рубежом.

Сюита из балета "Раймонда"



Девяностые годы по праву можно назвать временем полного расцвета творчества А. Глазунова. В этот период он создал произведения, в полной мере раскрывающие его дарование и мастерское владение композиторской техникой. Это фантазия «Море», симфонические картины «Кремль» и «Весна», сюита «Шопениана», увертюра «Карнавал», третья, четвертая, пятая и шестая симфонии, а также три его балета, среди которых знаменитая «Раймонда». В конце десятилетия, в 1899 году, когда талант композитора достиг своих вершин, ему предложили поделиться своими знаниями и занять место профессора в Петербургской консерватории. Следующие значительные изменения в жизни А. Глазунова связаны с печальным событием: в январе 1904 года умер большой друг и опора композитора - М. Беляев. Эта невосполнимая потеря не только сильно удручила Глазунова, но и добавила много разнообразных хлопот, связанных с завещанием мецената. М. Беляев распорядился, что после смерти все его начинания, включающие в себя нотно-издательскую фирму в Германии, музыкальную премию им. М.И. Глинки и «Русские симфонические концерты» должны быть продолжены Н.А. Римским-Корсаковым, А. Глазуновым и А. Лядовым. По этой причине интенсивность общественно-музыкальной жизни Глазунова сильно возросла, а плодотворность его творчества как композитора заметно уменьшилась.

 Отрывок из балета "Раймонда"  "Романеска"



 1905 год для композитора также был насыщен событиями, которые внесли определённые коррективы в его судьбу. В марте дирекция консерватории уволила Н.А. Римского - Корсакого, поддержавшего революционно настроенных студентов. В знак солидарности с выдающимся маэстро многие видные профессора, чётко определившие свою позицию, среди которых был и А. Глазунов, демонстративно покинули учебное заведение. В консерваторию Александр Константинович всё же вернулся, и произошло это в конце того же года после принятия «Октябрьского манифеста» и предоставления учреждению автономии, то есть отсоединения его от Русского музыкального общества. Кроме этого, некоторое время спустя по результатам выборов Александр Константинович занял должность директора консерватории.

В 1907 году А. Глазунов широко отмечал 25-летие своей творческой деятельности, получая поздравления не только от соотечественников, но и от европейских почитателей его таланта.
Революционные перемены
Вскоре для России наступили тяжёлые времена: сначала Первая мировая война, а затем и революция 1917 года. Однако Глазунов, в полной мере поглощённый работой в консерватории и музыкально – просветительской деятельностью, несмотря на значительные перемены, происходящие в стране, сумел остаться на своей должности. Он наладил отношения с новой властью, а именно с народным комиссаром просвещения А. Луначарским, сумел сохранить за консерваторией авторитетное положение, и летом 1918 года согласно ленинскому декрету она стала высшим учебным заведением. Такое внимание со стороны правительства мотивировало Александра Константиновича принимать активное участие в строительстве новой культуры молодой советской страны. Не жалея своих сил, он всю свою энергию отдавал музыкальному просвещению масс, выступая в роли дирижёра на концертах, проходящих в клубах фабрик и заводов, а также посещая конкурсы артистов художественной самодеятельности. Получившая широкое признание активная деятельность А. Глазунова была по достоинству оценена: в 1922 году ему присвоили звание «Народного артиста РСФСР». Однако в то же время позиции Александра Константиновича в консерватории сильно пошатнулись, так как некоторые профессора во главе с Б. Асафьевым желали более прогрессивных методов обучения. В коллективе возникали постоянные столкновения и пререкания, которых Глазунов очень не любил.
Отъезд за границу

В 1928 году Глазунов получил приглашение из Вены принять участие в качестве члена жюри в международном конкурсе композиторов, приуроченном к 100-летию со дня смерти Ф. Шуберта. Осенью Александр Константинович вместе с женой Ольгой Николаевной выехали в австрийскую столицу. После конкурса Глазуновы не спешили возвращаться в Советский Союз, так как решили попутешествовать по городам Европы. Они побывали в Праге, Дрездене и Лейпциге, а затем на месяц задержались в Гюндельсхайме, где композитор поправлял свое здоровье.

После Германии композитор с женой посетили Париж – город, с которым связаны прекрасные воспоминания его молодости и где проживало так много друзей – эмигрантов из России. Композитор в письмах А. Луначарскому постоянно сетовал на своё пошатнувшееся здоровье, однако уже в декабре выступал как дирижёр в знаменитом парижском «Плейель» на авторском концерте, после которого он получил приглашение совершить творческие поездки в Испанию, Португалию, Англию, а затем в Америку. Гастроли Глазунова были очень успешными: в его честь устраивали приёмы, расхваливали в прессе, произведения записывали на радио. Однако во время пребывания на американском континенте композитор тяжело заболел, из-за чего сорвалось нескольких запланированных концертов и как результат неуплата устроителями турне большей части обещанного гонорара.

"Лирическая поэма"



После возвращения в Европу здоровье композитора стало ухудшаться, тем не менее он продолжал выступать на концертах как дирижёр, объезжая разные европейские страны. В 1932 году семья Глазуновых основательно обосновалась в Париже, так как диагнозы, которые доктора выставляли композитору, не предвещали ничего хорошего. Александр Константинович умер 21 марта 1936 года во Франции, почти десять лет продлевая свой советский паспорт, он так и не стал эмигрантом и до последнего своего вздоха надеялся вернуться на родину, в свой родной Петербург.

Испанский танец из балета "Раймонда"



 Источник: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/aleksandr-glazunov

 

Рубрики:  Композиторы
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 12 пользователям

Кахетинка   обратиться по имени Вторник, 10 Августа 2021 г. 12:31 (ссылка)
Прекрасный композитор!Замечательные работы!Благодарю,Нинель,за удовольствие!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Вторник, 10 Августа 2021 г. 12:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Кахетинка

Кахетинка, Спасибо большое, Нина, за ласковый отзыв и внимание!
Ответить С цитатой В цитатник
MILYI_DRUG   обратиться по имени Вторник, 10 Августа 2021 г. 13:53 (ссылка)

Спасибо, Нинель!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Вторник, 10 Августа 2021 г. 14:01 (ссылка)

Ответ на комментарий MILYI_DRUG

MILYI_DRUG, Милый Друг, спасибо Вам большое за внимание и отзыв!!!
Ответить С цитатой В цитатник
komor_valerya   обратиться по имени Среда, 11 Августа 2021 г. 07:06 (ссылка)
Фактически одну "Раймонду" в тех фрагментах, что привела, и знаю. Благодарю за пост! Прости за скудный комменарий. Я вновь влаяюсь и встала только для разбора почты.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Среда, 11 Августа 2021 г. 10:44 (ссылка)

Ответ на комментарий komor_valerya

komrik_valerya, Валерия, мне очень жаль, что ты болеешь. Выздоравливай быстрее, дорогая. Мы тебя ждем!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку