-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


Ее феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей. Антонина Васильевна Нежданова

Четверг, 14 Января 2021 г. 11:52 + в цитатник
Нина-Ник все записи автора

Антони́на Васи́льевна Нежда́нова (1873—1950) — русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Народная артистка СССР . Герой Труда. Лауреат Сталинской премии I степени 

Антонина Нежданова пела на одной сцене с Энрико Карузо и Федором Шаляпиным; Бернард Шоу считал ее «лучшим творением природы», а Сергей Рахманинов посвятил ей свой знаменитый «Вокализ». Однако на заре своей карьеры она не раз слышала, что ей не стоит связывать жизнь с искусством. Голос хороший, но петь не умеет.

d6b3325d (530x530, 39Kb)

Детство Антонины Неждановой прошло под звуки музыки. Пели и ее родители, и приходящие в гости друзья, и крестьяне украинского села под Одессой, где она родилась. Пела и она сама. Сначала дома вторила колыбельным своей няни, а в семь лет уже солировала в сельском хоре, собирая восторженные отзывы соседей. Во время обучения в женской гимназии в Одессе Нежданова параллельно посещала музыкальное училище, но по настоянию родителей бросила его, чтобы сосредоточиться на получении среднего образования. Окончив гимназию, она получила место учительницы в Одесском девичьем училище. Нежданова мечтала профессионально заниматься музыкой, регулярно посещала театр, оперу, пела в гостях у друзей. Не всегда эти выступления доставляли ей радость: «Однажды на вечере у знакомых, где присутствовал один из приезжих столичных артистов, я спела какой-то романс и была страшно огорчена, услышав от артиста, что голос у меня хороший, но петь я не умею».

"Соловей" Алябьева



Антонина Нежданова могла бы проработать в этом училище всю жизнь, если бы не случайная поездка в Петербург. Ее хорошие знакомые ехали в столицу и предложили Неждановой присоединиться. Ради интереса там она выступила перед одной консерваторской преподавательницей, но та, как пишет в своих воспоминаниях Нежданова, «нашла мой голос небольшим по диапазону и по силе, учиться пению не советовала. В конце концов, она дает совет продолжать работу в училище и петь, как умею, только для собственного удовольствия». Одесские друзья посоветовали Неждановой не сдаваться и ехать в Москву, чтобы попробовать поступить в консерваторию. К сожалению, свободных мест в учебном заведении не было. Однако профессор Мазетти, знаменитый итальянский преподаватель, в виде исключения принял Нежданову в свой класс. «Это будет чаровница», — сказал он после прослушивания. «Теперь это не одна Нежданова, а десять» Многие исследователи творчества Антонины Неждановой сходятся во мнении, что именно благодаря Мазетти она добилась успеха. Когда Нежданова поступила в консерваторию, ее музыкальный диапазон был невелик, но благодаря ежедневным упражнениям с Мазетти она смогла его расширить. Ее педагог учил и бережному отношению к голосу. Хоть Нежданова и занималась ежедневно без выходных, петь она могла не более двух-трех часов в день, с обязательными перерывами между упражнениями. Как вспоминает Нежданова: «Благодаря настойчивости и усидчивой работе мне удалось сделать очень многое — в конце учебного года сказались большие успехи в моем пении.

"Здесь его прекрасный голос" Беллини Пуритане



Голос мой окреп, повысился в тесситуре и увеличился в силе и объеме. Высокие ноты прибавлялись не сразу, а по одной-две ноты в течение года. Услышав, как увеличился мой голос и в диапазоне, и в силе, какую я приобрела технику, все говорили: «Теперь это не одна Нежданова, а десять». Она стала первой ученицей Консерватории, ей аккомпанировал тогда преподававший там Александр Скрябин, который очень любил ее голос. Любил его и Сергей Рахманинов. Позднее он посвятил Неждановой свой гениальный «Вокализ», и на вопрос певицы, почему в нем нет слов, он сказал: «Ваш голос выразит все лучше, чем слова».

"Вокализ". Сергей Рахманинов



Примадонна Большого театра В 1902 году Нежданова с золотой медалью окончила Консерваторию. Тогда же она попробовала получить место в Большом театре. На прослушивании Нежданова исполнила арию Антониды из «Ивана Сусанина». Несмотря на то что она очень понравилась дирекции театра, ей было отказано. Но вскоре она все же стала артисткой Большого. В театре неожиданно заболели все три исполнительницы партии Антониды, про Нежданову вспомнили и попросили выручить. Зрители приняли молодую артистку очень хорошо, и она была приглашена в труппу. Первой ее партией стала Джильда в опере «Риголетто». «Начало моей деятельности в Большом театре как артистки, таким образом, оказалось вполне удачным.  Марфу в «Царской невесте» она считала своей самой большой творческой удачей: «Роль Марфы мне вполне удалась. Я считаю ее моей лучшей, коронной ролью…

Ария Марфы из оперы Царская невеста" Римского-Корсакова



На сцене Большого театра она в разное время выступала вместе с Леонидом Собиновым, Федором Шаляпиным, Петром Словцовым. Нежданову активно приглашали выступать и на сцене других театров — миланского Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен-опера и многих других. Она отказывала всем, отдавая предпочтение работе в России. Лишь раз, в 1912 году, она выступила на сцене Гранд-опера в Париже, исполнив партию Джильды в «Риголетто». Ее партнерами на сцене были Энрико Карузо и Титта Руффо.

Apия из опеpы Ш. Гуно "Ромео и Джульетта".



Революцию Нежданова встретила с энтузиазмом, хотя теперь в ее работе появились некоторые сложности: «Теперь нам, артистам, приходилось завоевывать любовь и популярность у нового слушателя, у нового зрителя.  Помню первые концерты в клубах для рабочих: слушать какую-нибудь арию из оперы, или романс, или монолог из драмы им часто было неинтересно. Как-то В. И. Качалов в одном из таких концертов в антракте спросил у кого-то из публики, нравится ли ему концерт, на что тот искренне, простосердечно ответил: «Ничего, терпим!»

Не пой, красавица. C. Рахманинов - A. Пушкин.



В концертах для рабочих я старалась петь по возможности простые произведения, но не раз замечала, что колоратурные вещи, пассажи, стаккато, трели вызывали смех; слушатели, не стесняясь, хохотали во время исполнения «арии с колокольчиками» из оперы «Лакме», вероятно, думая, что голосом выделываются какие-то акробатические фокусы специально, чтобы смешить. Только «Соловей» Алябьева вызывал восторг.  В числе поклонников таланта Неждановой были первые лица государства. «Берегите свое горлышко, свой голосок, его Владимир Ильич очень любил», — говорила ей Надежда Крупская. В советское время она продолжала петь в Большом.

"Здесь хорошо". С. Рахманинов



Источник:https://www.culture.ru/persons/8971/antonina-nezhdanova

 

Рубрики:  Певцы
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 15 пользователям

Кахетинка   обратиться по имени Четверг, 14 Января 2021 г. 12:03 (ссылка)
Благодарю за прекрасное,Нинель!Хорошего дня!
Ответить С цитатой В цитатник
komor_valerya   обратиться по имени Четверг, 14 Января 2021 г. 12:05 (ссылка)
Приветствую тебя, Ниночка! А ведь этот пост я подготовила тоже для опубликования! Но в связи с проблемами компьютера он так и остался у меня в моей рубрике. И источник у нас с тобой один и тот же! Я тоже когда-то писала про неё из этого источника.
Мама обожала и Максакову вместе с Обуховой. Вот были гиганты! Ну кто сейчас может с ними сравниться? По-моему сейчас нигде уже не осталось приличных певцов и певиц. Одна Нетребко, которая мотается по заграницам и изредка поет в Большом. А так... все уехали уже, уехали давно. А новых почти нет. Особенно меццо-сопрано. Все-таки колоротурные сопрано и драматические пока можно найти, а вот меццо почти нет. Жаль. Я когда-то очень любила Тамару Минявскую. Но когда она вышла замуж за Муслима, он ей просто запретил выходить на сцену. Так и стала она его женой и хозяйкой. Правда. изредка пели оба на концертах дуэтом. А так... так он её не пускал в оперу. Вот и все. Образцова мне не очень нравилась. Слишком резкий тембр голоса был у неё. Разве сравнить с Неждановой и Максаковой?... Увы... остаемся без хороших певиц.
Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Четверг, 14 Января 2021 г. 14:00 (ссылка)
Благодарю за прекрасное, Нинель
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 14 Января 2021 г. 16:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Кахетинка

Кахетинка, спасибо большое за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 14 Января 2021 г. 16:25 (ссылка)

Ответ на комментарий komor_valerya

komrik_valerya, Добрый день, Валерия! А я еще вчера выдавала этот пост, но его почему то заблокировали. Ссылки не понравились. Вчера был текст из сайта "Бельканто", сегодня взяла другой с "Культуры".А ролики у меня уже давно в закладках. Неужели Магомаев не разрешил Тамаре петь в опере? Не знала такого. Образцова тоже мне не очень нравится. Обеднела наша культура. Может и есть голоса хорошие, да мы их не слышим. Хорошо поет молодая певица из Татарстана, но по моему живет она в Австрии. Забыла ее фамилию. Тоже про нее пост у меня есть.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 14 Января 2021 г. 16:26 (ссылка)

Ответ на комментарий ЛГП

ЛГП, Спасибо большое за внимание!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 14 Января 2021 г. 21:37 (ссылка)
Какая изумительная интонация - кристально чистая, выразительная. Спасибо за рассказ о прекрасной певице!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 14 Января 2021 г. 22:21 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Barucaba, спасибо большое за внимание и теплый отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку