liudmila_letoвсе записи автора
Прозвучит сочинение Альфреда Шнитке "Moz-Art a la Haydn". Это не просто концертная пьеса, а пример инструментального театра, частично восходящий к традиции Прощальной симфонии Гайдна. В ее последней части оркестранты, следуя указанию автора, один за другим гасили свечи и покидали сцену, пока музыкальная ткань не истаивала до звучания одинокого голоса скрипки. Шнитке воспроизводит логику этого финала, а вместе с ним – использует цитаты из музыки Гайдна и Моцарта, которые оказываются помещены в диссонантную среду, актуальную для музыки 1970-х годов.
Альфред Шнитке
"Moz-Art a la Haydn"
для двух скрипок и одиннадцати струнных (1977)
В этом образе – столкновение двух эпох, и интерпретировать его однозначно вряд ли возможно. Например, музыковед Дэвид Фаннинг писал: «Шнитке относится к музыке Моцарта с бесстрастностью пришельца из космоса, столкнувшегося с артефактом мертвой цивилизации».
Или же фрагменты из музыки венских классиков становятся для композитора символом гармонии, по которой современному миру остается лишь ностальгировать? Единственно верного ответа не существует, у каждого слушателя – он свой.