-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


Памяти Петра Ильича Чайковского. Опера "Пиковая дама"

Среда, 06 Ноября 2019 г. 11:19 + в цитатник
Нина-Ник все записи автора

Пётр Ильич Чайковский - 25 апреля (7 мая) 1840, пос. Воткинск, Вятская губерния — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
10 (300x61, 28Kb)

Замысел постановки оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С. Пушкина, вероятно, принадлежал директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому. В октябре 1887 года состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским, которому было предложено написать музыку на этот сюжет, однако композитор решительно отказался, в частности, мотивируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности». С начала 1888 года за составление либретто на этот сюжет взялся Модест Ильич Чайковский, который писал об этом своему брату Петру Ильичу в письме от 7 февраля 1888 года.
10 (300x61, 28Kb)
В письме к Ю. П. Шпажинской от 26 января 1890 года Чайковский отмечал:
« ...я мало-помалу начал чувствовать неотложную потребность заняться в виде отдыха своим настоящим делом, т. е. сочинением. А тут, как нарочно, И. А. Всеволожский усиленно стал просить меня заняться сочинением оперы на сюжет Пиковой дамы. Либретто было уже прежде того сделано ни кем иным, как моим братом Модестом. Я его прочел, оно мне понравилось, и вот в один прекрасный день я решил бросить все, т. е. и Петербург и Москву, и многие города в Германии, Бельгии и Франции, куда имел приглашение на концерты, и уехать куда-нибудь за границу, дабы без помехи работать. »
19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу.
Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года. Дирижировал Эдуард Направник.

10 (300x61, 28Kb)

Особенности трактовки сюжета
Несмотря на сходство многих сюжетных моментов в оригинальной повести и опере, поступки действующих лиц в опере имеют совершенно иную психологическую мотивацию. В отличие от повести, Герман пылает к Лизе сильнейшей любовной страстью, однако Лиза представлена в опере не как бедная родственница Графини, а как её богатая наследница. Необходимость обеспечить своё положение толкает его к попытке узнать тайну Графини, чтобы с её помощью выиграть деньги в карты. Однако страсть к игре и стремление узнать роковую тайну оказывают на него губительное воздействие и приводит его не только к безумию, но и к гибели. Гибелью заканчивается также и судьба Лизы, чей образ был заново переписан Чайковским. В отличие от несчастной воспитанницы из повести Пушкина, Лиза — страстная, сильная натура, которая жертвует своим блестящим положением и помолвкой с князем Елецким во имя страстной любви к Герману, а безумие последнего становится причиной её смерти.
Первое действие

Первая картина

Солнечный Летний сад, заполненный гуляющей толпой. Офицеры Сурин и Чекалинский делятся впечатлениями о странном поведении своего приятеля Германа: он ночи напролет проводит в игорном доме, но карт в руки никогда не берет. Вскоре в сопровождении графа Томского появляется сам Герман. Он признаётся, что страстно влюблён, но имени своей избранницы не знает. Тем временем, присоединившийся к компании офицеров князь Елецкий делится радостью в связи со своей скорой женитьбой: «Светлый ангел согласие дал свою судьбу с моею сочетать!». Герман в ужасе узнает, что предмет его страсти и есть невеста князя, когда мимо проходит Графиня в сопровождении своей внучки, Лизы. Обе женщины, заметившие горящий взгляд Германа, охвачены тяжелыми предчувствиями.

88 (700x466, 326Kb)

Томский рассказывает приятелям светский анекдот о графине, которая будучи юной «Венерой Московской» проиграла все состояние. «Ценой одного рандеву» она узнала у графа Сен-Жермена роковую тайну трёх всегда выигрывающих карт, чтобы вернуть свои деньги. С того момента с этой тайной оказалась прочно связана её дальнейшая судьба: «Раз мужу те карты она назвала, в другой раз их юный красавец узнал, но в эту же ночь, лишь осталась одна, к ней призрак явился и грозно сказал: „Получишь смертельный удар ты от третьего, кто, пылко, страстно любя, придёт, чтобы силой узнать от тебя три карты, три карты, три карты!“». После этого рассказа Сурин и Чекалинский подшучивают над Германом и предлагают выведать у старухи тайну карт, но мысли Германа сосредоточены на Лизе. Начинается гроза. Сад пустеет. Среди разбушевавшейся стихии Герман восклицает: «Мне буря не страшна! Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственною силой, что этот гром ничто в сравненье! Нет, князь! Пока я жив, тебе я не отдам её, не знаю как, но отниму! … Она моею будет, моей, иль умру!».
Вторая картина.

Сумерки. Девушки пытаются развеселить опечаленную Лизу, но она скрывает свои мысли. Лишь оставшись одна, Лиза поверяет свою мрачную тайну ночи. Она чувствует любовь к таинственному незнакомцу, он прекрасен" как падший ангел", в его глазах «огонь палящей страсти». Неожиданно на балконе возникает Герман. Он открывает Лизе свою любовь и умоляет её принять это признание, потому что иначе он готов расстаться с жизнью. Её ответом становятся слезы сострадания. Их прерывает стук в дверь. В комнату входит Графиня, а спрятавшийся за портьеру Герман при виде её внезапно вспоминает страшную тайну трех карт. В лице старухи ему чудится страшный призрак смерти. Но она уходит и порывистое объяснение Германа завершается ответным признанием Лизы.
Второе действие
Первая картина.
Бал. Елецкий, встревоженный холодностью Лизы, уверяет её в своей любви, но в то же время благородно дает ей свободу. Сурин и Чекалинский в масках издеваются над Германом: «Не ты ли тот третий, кто, страстно любя, придёт, чтобы узнать от неё три карты, три карты, три карты?» Германа пугают эти слова. По окончании интермедии «Искренность пастушки» он сталкивается с Графиней. Получив от Лизы ключи от потайной двери Графини, Герман воспринимает это как роковое предзнаменование. Сегодня ночью он узнает тайну трёх карт.
Вторая картина.
Герман пробирается в спальню Графини. С трепетом всматривается он в её портрет в молодости и ощущает тайную роковую силу, связывающую его с ней: «гляжу я на тебя и ненавижу, а насмотреться вдоволь не могу». Появляется сама Графиня в сопровождении приживалок. Она брюзгливо вспоминает прошлое и постепенно засыпает в кресле. Неожиданно перед ней возникает Герман, умоляющий открыть тайну трёх карт: «Вы можете составить счастье целой жизни, и оно вам ничего не будет стоить!» Но Графиня, онемевшая от испуга, недвижима. Взбешённый Герман угрожает пистолетом и старуха падает замертво. Пророчество сбылось, но тайна осталась Герману неизвестна. На шум приходит Лиза и видит Германа в состоянии безумия. Она понимает, что Герману была нужна тайна трех карт.
Третье действие
Первая картина.
Герман в казармах. Он читает письмо Лизы, где она назначает ему свидание на набережной. Он перебирает в памяти прошедшее и в его воображении встают картины похорон старухи, слышится призрачное заупокойное пение. В окно стучат. Гаснет свеча. Ужаснувшийся Герман видит призрак Графини и слышит её слова: «Я пришла к тебе против воли. Но мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют сряду. Запомни! Тройка! Семёрка! Туз!» «Тройка… Семёрка… Туз…» — как заклинание повторяет Герман.
Вторая картина.
Лиза ждет Германа на набережной у Зимней канавки. Она испытывает страшные муки сомнений: «Ах, истомилась, исстрадалась я». Когда часы бьют полночь и Лиза окончательно теряет надежду, появляется Герман, поначалу повторяющий за Лизой слова любви, но одержимый уже другой идеей. Лиза убеждается, что Герман — виновник смерти Графини. Его безумие усиливается, он её не узнает, его мысли только об игорном доме: «Там груды золота лежат и мне, мне одному они принадлежат». Он убегает в игорный дом, а Лиза, доведенная до отчаяния, бросается в воду.
Третья картина.
Игроки веселятся за карточным столом. Их развлекает Томский шутливой песенкой. В разгаре игры появляется взбудораженный Герман. Дважды подряд, предлагая крупные ставки, он выигрывает. «Сам черт с тобой играет заодно», — возглашают присутствующие. Игра продолжается. На сей раз против Германа князь Елецкий. И вместо беспроигрышного туза в его руках оказывается дама пик. Герману видятся на карте черты умершей старухи: «Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя? Возьми, возьми её!» и он застреливается. В сознании умирающего героя возникает прекрасный образ Лизы: «Красавица! Богиня! Ангел!» С этими словами Герман умирает.


П.Чайковский. Пиковая дама. Постановка Большого театра. Год производства: 1982 Опера П.Чайковского по одноименной повести А.Пушкина, либретто - М.Чайковского, в постановке Государственного академического Большого театра Союза ССР.

Актер - Владимир Атлантов (Германн)

Актер - Тамара Милашкина (Лиза)

Актер - Юрий Мазурок (Князь Елецкий)

Актер - Елена Образцова (Графиня)

Актер - Юрий Григорьев (Граф Томский)

Актер - Людмила Шемчук (Полина)

Актер - Нина Лебедева (Прилепа)

Актер - Константин Пустовой (Чекалинский)

Актер - Валерий Ярославцев (Сурин)

Актер - Константин Басков (Распорядитель)

Актер - Нина Григорьева (Гувернантка)

Актер - Маргарита Миглау (Маша

Актер - Владислав Пашинский (Нарумов)

 

Рубрики:  Опера
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 11 пользователям

ЛГП   обратиться по имени Среда, 06 Ноября 2019 г. 11:58 (ссылка)
СПасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Кахетинка   обратиться по имени Среда, 06 Ноября 2019 г. 12:59 (ссылка)
Благодарю за красоту!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Среда, 06 Ноября 2019 г. 14:03 (ссылка)

Ответ на комментарий ЛГП

ЛГП, пожалуйста. спасибо за внимание!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Среда, 06 Ноября 2019 г. 14:04 (ссылка)

Ответ на комментарий Кахетинка

Кахетинка, и Вам спасибо за внимание!
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Среда, 06 Ноября 2019 г. 18:52 (ссылка)
Состав - ослепительные звёзды первой величины. Особенно приятно было встретить Полину (Людмила Шемчук, победительница конкурса им.Чайковского).
Ответить С цитатой В цитатник
AlexMa   обратиться по имени Среда, 06 Ноября 2019 г. 20:06 (ссылка)
Для меня "Пиковая дама" знаковая опера.Впервые её,вернее отрывки из неё я услышал еще будучи школьником в середине 60-х годов,когда смотрел фильм «Воздушный извозчик» — художественный фильм 43 года с Жаровым и Целиковской. Тогда то и начал интересоваться классикой.Спасибо! С наступающим праздником 7 ноября!
1117 (700x491, 57Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Среда, 06 Ноября 2019 г. 20:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, ослепительные звезды, прекраснейшая опера и в результате потрясающее действие, которое заставляет забыть все остальное. Благодарю Вас за внимание и отзыв.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Среда, 06 Ноября 2019 г. 20:29 (ссылка)

Ответ на комментарий AlexMa

AlexMa, спасибо Вам за отзыв и внимание! И Вас с наступающим праздником. Всего Вам доброго!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку