-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46241
Написано: 55627


Оратория "Времена года" Йозефа Гайдна

Пятница, 27 Сентября 2019 г. 11:06 + в цитатник
Нина-Ник все записи автора

iskusstvo-zvuka

«Времена года» оказались последним произведением Гайдна, вершиной и итогом его творчества. Не в библейском, а в простом житейском сюжете об обычных людях Гайдн наиболее полно выразил свое мироощущение, свою философию, понимание смысла жизни и предназначения человека, включенного в круговорот природы. Как и она, он переживает весеннее пробуждение, летний расцвет, осеннюю зрелость, как и она, погружается в зимний сон; все бренно, все проходит. Но это не порождает ни у Гайдна, ни у его героев уныния: дети природы, они поют гимн земле, труду, любви, вину и, наконец, добродетели. В награду за трудолюбие и добродетель человеку открываются небесные врата, и Божья рука ведет их туда, где царит вечная весна.

cover-large_file (450x446, 170Kb)

Сочинение музыки продолжалось до апреля 1801 года. 24 апреля состоялась премьера новой оратории в том же венском дворце князя Йозефа Шварценберга, где впервые было исполнено «Сотворение мира». «Времена года» пользовались таким успехом, что на протяжении недели прозвучали еще дважды, а месяц спустя, 29 мая 1801 года, прошла публичная премьера в Большом зале Венского Редута.

Музыка
В оратории сосредоточены типичные черты музыкального стиля Гайдна: классическая простота и ясность мелодии, гармонии, формы; использование тем, близких к бытовым, и звукоизобразительных приемов; богатство номеров — здесь встречаются разнообразные хоры, речитатив, ария, каватина, песня, дуэт, терцет, терцет с хором и двойным хором. 44 номера равномерно распределены по 4 частям — «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Весеннее настроение царит в хоре «К нам, к нам, весна!» с плавной непритязательной мелодией в народном духе, и в арии Симона «Веселый пахарь на поля выходит и поет». Большой речитатив и ария Ханны «Привет тебе, деревьев сень» напоминает развернутую оперную сцену с контрастными по темпу двумя частями и виртуозной вокальной партией. Хор «Ах! к нам близится гроза» драматичен: яркие звукоизобразительные эффекты (молния, гром, вихрь, ливень) подчеркивают душевное смятение. Немало изобразительных деталей и в, терцете с хором «Но вот уходят тучи вдаль»: крик перепела, стрекотание кузнечиков, кваканье лягушек, удары колокола, но характер его — умиротворенный, светлый. В центре 3-й части — картина охоты. Ария Симона «Зеленый луг манит, зовет» содержит последовательное описание погони за дичыо, внезапной стойки охотничьего пса, взлетевшей птицы и ее падения на землю после громкого выстрела. Хор земледельцев и охотников сопровождают переклички 4 валторн, подражающих охотничьим рогам. Финалом этой самой жизнерадостной части служит деревенская пирушка — хор «Гайда, гайда, вот вам вино», где шумные возгласы сменяются непритязательным танцем под звуки сельских инструментов. Оркестровое вступление к 4-й части, «рисует густые туманы, с чего начинается зима». Две песни Ханны с хором различны по характеру. Первая, на слова немецкого поэта второй половины XVIII века Бюргера «Ну, жужжи же, прялка» — с мелодией в народном духе и подражающим монотонному жужжанию прялки аккомпанементом. Вторая песня, «Раз к честной девушке пристал богатый, знатный франт» — настоящая комическая сценка, диалог крестьянки и влюбленного дворянина с возгласами и смехом хора. Ария Симона «Взгляни сюда, о человек!» — мрачный философский монолог, построенный на декламационных фразах, прерываемых паузами. Терцет и двойной хор «Встает великая заря» — финальный марш-гимн, полный радости и надежды; величавая фуга завершает ораторию.

Полный текст: https://www.belcanto.ru/or-haydn-vremena.html
Оратория "Времена года" в четырех частях


 

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям

Валентина-л   обратиться по имени Пятница, 27 Сентября 2019 г. 13:02 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 27 Сентября 2019 г. 20:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Валентина-л

Валентина-л, пожалуйста. Спасибо за внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Суббота, 28 Сентября 2019 г. 09:17 (ссылка)
Спасибо, Нинель, за этот огромный подарок (и в прямом и в переносном смысле. Прежде чем написать своё спасибо хотелось послушать, и что очень важно - посмотреть как это у них получается. И получил превеликое удовольствие - и Зальцбург и за пультом мой обожаемый Harnoncourt.И хоть запись мутновата (но экономна!) но ощущение концерта получилось. Спасибо еще и еще раз!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 28 Сентября 2019 г. 11:15 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, и Вам огромное спасибо!!! За то, что Вы даете нам обнадеживающий импульс к продолжению нашей деятельности. Оратория прекрасна!!! Все время удивляюсь, как композитору приходит в голову такая распрекрасная музыка, да еще на такое продолжительное время. Ни одного места здесь нет скучного. Спасибо Вам!!!
Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Пятница, 11 Октября 2019 г. 16:09 (ссылка)
Спасибо за прекрасное!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку