-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46237
Написано: 55623


"Stabat Mater" Джоаккино Россини

Воскресенье, 12 Мая 2019 г. 11:14 + в цитатник
Нина-Ник все записи автора

iskusstvo-zvuka

В 1829 году Россини поставил в Париже свою последнюю оперу «Вильгельм Телль» и, по его собственным словам, принял философское решение бросить оперную карьеру. Теперь его внимание стали привлекать преимущественно вокальные духовные сочинения. Среди них наиболее крупные — Stabat Mater и Маленькая торжественная месса.
Rossini (556x700, 44Kb)

Stabat Mater — произведение, близкое по стилю опере. Не случайно современные Россини немецкие критики утверждали, что оно слишком светское, слишком земное для духовной музыки. Показательно авторское обозначение номеров: сольные названы арией, каватиной, арией с хором и даже речитативом с хором, первый и последний квартеты с хором — интродукцией и финалом. Чередующиеся арии и ансамбли обрамлены большими хорами, образующими арку всего произведения.

№2, ария тенора Cujus animam gementem (Сердце, полное волненья), с энергичной мелодией светлого характера, завершается высокими нотами, вплоть до предельной. №4, ария баса Pro peccatis suae genitis (Ради грешных искупленья), поначалу суровая, скорбная, с неизменным пунктирным ритмом, заканчивается полным мужества просветлением. Один из наиболее оригинальных — №5, хор и речитатив баса Eja mater fons amoris (Мать, любви источник вечный), с постоянными сменами темпа, звучащий без сопровождения. Еще одно соло — №7, каватина 2-го сопрано Fac ut portem Christi mortem (Дай распятия Христова) строится на контрасте лирической грациозной темы в начале и конце и драматической средней части, где в партии оркестра используется упорно повторяющаяся мрачная фигура бичевания, пришедшая из музыки эпохи барокко. Наиболее развернутый из всех сольных номеров — ария 1-го сопрано с хором №8, Inflammatus (Дай пылать), с экстатическими возгласами, эффектными трелями, пассажами, высокими нотами. В финале, №10, хор с солистами повторяют одну фразу, отсутствующую в каноническом тексте: Amen, in sempiterna saecula (Аминь, отныне и до века). Она распета в грандиозной двойной фуге, написанной с неожиданным для Россини полифоническим мастерством.

63003214_49957662_17178321_0268845a87d7 (254x36, 5Kb)

 Первое исполнение 9 (из 10) частей Stabat Mater состоялось в октябре того же года в музыкальном салоне известного французского пианиста Пьера Циммермана. Успех был столь велик, что издатели купили право на исполнение Stabat Mater в Париже в течение 3 месяцев, и несколько частей прозвучали для избранной публики — журналистов и критиков. Наконец, 7 января 1842 года в зале Итальянского театра в Париже состоялась открытая премьера Stabat Mater в исполнении итальянских оперных певцов. Парижские критики писали: «Выражение «блистательная музыка» невольно приходило на уста каждому слушателю». «С тех пор, как была исполнена в Париже оратория Гайдна «Сотворение мира», я не помню, чтобы мне довелось присутствовать на более торжественном, более впечатляющем и более прекрасном концерте...» А присутствовавший на концерте Генрих Гейне утверждал: «Stabat Mater Россини — самое необыкновенное событие минувшего сезона... Ощущение бесконечного исходило от всего произведения, словно сияние голубого неба, словно величие моря. Вот в чем вечная прелесть Россини, его светлая нежность, которую никто никогда не мог, я не говорю, — нарушить, испортить, — но даже омрачить... сердце Россини сберегло свою мелодическую прелесть, хотя ему вдоволь пришлось испить из горькой чаши житейского горя».

Текст из статьи А. Кенигсберга. Сайт "Бельканто"

 Stabat Mater





Текст "Stabat Mater"

Стояла мать скорбящая
Возле креста в слезах,
Когда на нём висел Сын,
Чью душу стенающую,
Сочувствующую и страдающую,
Пронзил меч.
О, как печальна и сокрушенна
Была она, благословенная
Мать Единородного!
Как горевала и страдала
Благочестивая мать, когда видела
Муки Сына восславленного.
Кто из людей не заплакал бы,
Мать Христа увидев
В таких мучениях?
Кто может не посочувствовать
Матери Христа, наблюдая
Страдания её вместе с Сыном?
За грехи своего рода
Видела она Иисуса, в муках
Плетям подставленного,
Видела Сына милого,
Умирать оставленного,
Испускающего дух.
О, мать, источник любви!
Дай мне почувствовать силу страданий
И скорбеть вместе с тобой.
Заставь гореть сердце моё
В любви к Христу Богу,
Чтобы Ему уподобиться.
Святая мать, сделай это;—
Распятого муки
В моём сердце укрепи.
Твоего израненного Сына,
Столь достойного, принявшего муки за меня,
Страдания со мною раздели.
Позволь мне рыдать с тобою,
Сострадать Распятому,
Пока я буду жив.
У креста с тобою стоять,
Тебе всей душой сопутствовать
В плаче хочу.
Дева дев пресветлая!
Не будь же ко мне сурова,
Позволь мне рыдать с тобою.
Позволь разделить с тобой смерть Христа,
Страсти сделай причастником
И раны освежи.
Пусть меня ранят ударами,
Дай мне испить от Креста
И крови Сына.
Да не сгорю я в пламени [адском],
Тобою, дева, буду защищён
В день Страшного суда.
Христос, когда я покину этот мир,
Дозволь мне молитвами матери прийти
к победной вершине.
Когда тело умрёт,
Даруй моей душе
Райскую славу. Аминь.

63003214_49957662_17178321_0268845a87d7 (254x36, 5Kb)

 

Рубрики:  Музыка/Духовная
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 14 пользователям

Ksantipushka   обратиться по имени Среда, 15 Мая 2019 г. 13:05 (ссылка)
Какой потрясающий состав! Большое спасибо за наслаждение! :)))
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку