Месса си минор — музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха |
Месса си минор — музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора, оркестра и basso continuo, на традиционный (латинский) текст католического ординария. Наряду со Страстями по Матфею, самое масштабное сочинение Баха.
Бах не дал какого-либо специфического названия целостному произведению, в автографе первых двух частей использовал латинское слово Missa. В каталоге сочинений отца, составленном К. Ф. Э. Бахом, обозначена как «большая католическая месса».
История создания и исполнения
Причины, побудившие Баха к созданию столь грандиозной композиции, остаются неясными. Все предположения прошлых и нынешних баховедов носят гипотетический характер. Так, по Дж. Рифкину, «ни одна из прежних попыток идентифицировать конкретный повод для этого сочинения не выглядит убедительной. Более вероятно, что Бах стремился создать парадигматический образец вокальной композиции и в то же время внести свой вклад в историю музыкальной мессы, наиболее ответственного и престижного (наряду с оперой) жанра».
Музыку Мессы, венчающей его творческую карьеру, Бах обдумывал в течение многих лет. Так, Sanctus он написал ещё в 1724 для первого дня Рождества. Kyrie и Gloria были написаны для лютеранской мессы в 1733. В конце 1740-х гг. прежде написанные части ординария композитор основательно переработал и отшлифовал. Автограф Мессы в окончательном виде датируют 1748 или 1749 годом.
Баховеды убеждены, что для других частей Мессы (помимо Kyrie, Gloria и Sanctus) Бах заимствовал материал, главным образом, из своих прежних кантат и ораторий, хотя это заимствование в ряде случаев неочевидно. Например, прототип Agnus Dei в альтовой арии «Ach, bleibe doch, mein liebstes Leben» из Вознесенской оратории не оспорим.
Достоверных свидетельств о прижизненном исполнении Мессы нет. В 1811 она вошла в репертуар Певческой академии в Берлине благодаря усилиям её тогдашнего руководителя К. Ф. Цельтера, рассматривавшего Мессу h-moll как «величайший шедевр, который мир когда-либо видел». Первое публичное исполнение Мессы (в два вечера) состоялось силами той же академии под руководством К. Ф. Рунгенхагена в 1835 году.
Текст из Википедии.
Рубрики: | Музыка/Духовная |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |