Повелители смычка. Анри Вьётан |
Анри Вьётан (Henri Vieuxtemps; 17 февраля 1820 — 6 июня 1881) — бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной скрипичной школы.
Отец Вьётана был скрипачом-любителем и гитарным мастером. Подметив в сыне музыкальные способности, он начал обучать его игре на скрипке. Уже в четыре года мальчик участвовал в домашних концертах, немногим позже сочинил первую композицию — «Песню петушка». Отец Анри, понимая недостаточность своих знаний, начал искать для сына профессиональных учителей. При помощи М. Женена, мальчик продолжил учиться у Л. Ж. Леклу-Дежонка, скрипача-профессионала из Вервье. 18 апреля 1827 года Анри выступил в «Большом вокальном и инструментальном концерте» в Вервье, затем последовали гастроли по городам Бельгии и Голландии. Юный музыкант обратил на себя внимание известного скрипача Шарля Берио, который добился для него стипендии короля Нидерландов и взял с собой вначале в Брюссель, а позже в Париж. Первое выступление Вьётана в Париже состоялось в 1829 году.
В 1833 году Вьётан начинает гастрольную деятельность, уже в самом её начале встречая восторженные отзывы — например, со стороны Роберта Шумана, писавшего: «Говоря о Вьётане, невольно думаешь о Паганини. <…> С первой и до последней ноты мы словно стоим в заколдованном круге, у которого нет ни начала, ни конца». Живя некоторое время в Вене, он берёт уроки теории музыки у Симона Зехтера, а в 1835 году возвращается в Париж, где совершенствуется как композитор у Антонина Рейхи. Рейха дал юному Вьётану такую характеристику: «г. Анри Вьётан-сын уже обладает превосходным талантом как скрипач, одарен также счастливейшими данными к сочинению музыки, для выявления которых нужно только время и необходимая поддержка и которыми в будущем он прославит свою страну». К этому времени относятся первые крупные сочинения Вьётана: концерт fis-moll, изданный как № 2 и E-dur, известный как Первый концерт, а также фантазии, в частности, Фантазию-каприс. Некоторые произведения были написаны в соавторстве с виолончелистом Франсуа Серве, соотечественником и другом Вьётана.
В 1844 году Вьётан женился на пианистке из Вены Жозефине Эдер. Позже она всегда сопровождала мужа в концертных поездках и нередко аккомпанировала ему. В следующем году Анри Вьётан наряду с Франсуа Фетисом, Шарлем Ханссенсом и своим учителем Шарлем Берио был принят в почетные члены Бельгийской королевской академии наук по разряду искусств.
С 1846 года Вьётан жил и работал в Санкт-Петербурге, где имел должность солиста Императорских театров и занимался преподаванием. Проработав в России семь лет, сочинив ряд пьес и Четвертый концерт, Вьетан вновь вернулся в Париж и продолжил активную концертную деятельность. Многочисленные гастрольные туры скрипача охватывали не только Европу, но также Турцию и Америку.
В 1866 году Вьётан лишился отца, а в 1868 — также и жены. Переживания и утомительные гастроли (только за шесть месяцев американского турне он дал 121 концерт) сказались на его здоровье, и он решил сократить концертную деятельность и заняться педагогической. В 1871 году Вьётан получил место профессора в Брюссельской консерватории. Среди его учеников самым известным стал бельгийский скрипач, дирижер и композитор Эжен Изаи.
В историю музыкального исполнительства Вьетан вошёл как один из крупнейших художников-скрипачей романтического направления. Вместе с Ш. Берио и Изаи он составил триаду артистов, утвердивших мировое значение бельгийской национальной скрипичной школы.
Композиторское дарование Вьетана ценили Г. Берлиоз и П. И. Чайковский. Произведения Вьетана, отличающиеся мелодичностью, богато разработанной виртуозной фактурой, до сих пор входят в репертуар скрипачей. Значительнейшей вехой в развитии скрипичного виртуозного концерта являются 7 концертов Вьетана для скрипки с оркестром. В них композитор продолжил и развил жанр «большого» романтического скрипичного концерта, начало которому положил Н. Паганини.
Концерты Вьетана отличаются декламационной приподнятостью стиля, яркими драматическими контрастами, декоративной красочностью письма, масштабностью виртуозной партии скрипки соло, насыщенностью оркестрового сопровождения. Вьетан написал множество небольших скрипичных пьес, этюды и другие произведения (в т. ч. 2 концерта для виолончели с оркестром).
***********
***********
***********
Orchestra: Janácek Philharmonic Orchestra
Conductor: Dennis Burkh
Вьетан — романтик в стремлении к красочной виртуозности, но он также и классик по возвышенно-мужественной манере игры, в которой разум подчиняет чувство. Это определилось настолько явно, причем еще у молодого Вьетана, что, прослушав его игру, один из основоположников русского музыкознания князь Владимир Фёдорович Одоевский рекомендовал ему влюбиться: "Шутки в сторону — его игра похожа на прекрасно сделанную древнюю статую с изящными, округленными формами; она прелестна, она приковывает взоры художника, но все вы не сравните статуи с прекрасною же, но живою женщиною".
Рубрики: | Музыканты/Скрипачи Композиторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Светлана_Крымская
Светлана_Крымская, да, Светлана, всё так. Но здесь важно чувствовать грань и соблюдать меру в выражениях чувств, чтобы это не перешло в пошлость и вульгарность. А Микеланджели - это не только образец совершенства, но и ещё образец самоотречения. Он стремился к тому, чтобы музыка говорила сама, как она есть, без его субъективного вмешательства.Ответ на комментарий Barucaba
Без субъективного вмешательства музыки вообще не может быть, кроме нотной записи. Или в особых случаях теперь ещё и записи на носители. Просто есть музыканты, которые записываются практически идеально, а есть те, которым не хватает живого дыхания зала, как Софроницкому. Ну, а пошлость и вульгарность - это уже качества человеческой личности исполнителя и недостаток интеллекта.Ответ на комментарий Светлана_Крымская
Светлана_Крымская, да, в сущности любой исполнитель привносит что-то своё. Но есть два типа исполнителей - один, более многочисленный, стремится через музыку показать себя, а другой тип, когда исполнитель через себя показывает музыку. Например Микеланджели - он старался следовать исключительно замыслу автора, сам оставаясь в тени. А остальное - это да, интеллект плюс музыкальная культура и культура исполнителя вообще. Чем ещё мне симпатичен Микеланджели - это благородством исполнения - качеством в наше время уже редчайшим. Сейчас и слово-то это уже уходит из лексикона.Ответ на комментарий Barucaba
Наташа. Вы даже не представляете как мы балдели от его 2-х пластинок. Ведь до этого мы даже имени такого не слышали! Пластинки-то заездили почти "до дыр"! Да и от концерта были в восторге,только не могли понять ПОЧЕМУ на нас пластинки произвели как бы бОльшее впечатление... Хотя мы ждали, что будет наоборот... мы же были совсем ещё юными, восторженными и романтичными.Слетать на один концерт в Ленинград на самолёте туда-обратно по нынешнему времени нищим студентам вообще считалось безумием даже тогда...Ответ на комментарий Светлана_Крымская
Светлана_Крымская, да, это здорово, конечно, я Вас понимаю, Светлана. Что значит любить музыку... даже сейчас на такое мало кто способен.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |