На фотопортрете из коллекции Музея музыки – Василий Васильевич Андреев(1861-1918 гг.), основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Он выглядит необыкновенно элегантно – дорогой костюм, аккуратно постриженные усы и бородка, умный внимательный взгляд, в руках – балалайка. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах. Примитивная деревенская балалайка коробила чуткий слух, и Андреев вместе с мастером Францем Посербским взялся за ее усовершенствование. Результатом многолетней работы стала хроматическая балалайка. Она звучала ярко, а играть на ней было легко и удобно. Это был настоящий концертный инструмент. Столичный дебют Андреева на сцене Петербургского Благородного собрания в 1896 году произвел фурор. Федор Шаляпин утверждал, что учиться одеваться надо у Василия Андреева.
А игра на балалайке вошла в моду даже в высших аристократических кругах.
Андреев создал первое учебное пособие по игре на этом инструменте и добился, чтобы это искусство стало обязательной дисциплиной в школах, училищах и даже в армии – пусть демобилизованные солдаты несут в деревню хорошую музыку.
Из таких же, как он, музыкантов-любителей и энтузиастов народного искусства, Андреев собрал оркестр.
В его состав входили балалайки и домры разных размеров – от примы до баса, гусли, духовые и ударные инструменты. Со своим оркестром Андреев выступал в России и совершал триумфальные заграничные турне. В 1892 году во Франции музыкант был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку». В 1900 году на Всемирной выставке в Париже он был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью выставки. Выступления оркестра в Америке записывались на пластинки. А во время гастролей в Англии в 1911 году Андреев обучал местных военных музыкантов игре на русских народных инструментах.
В фондах Музея музыки хранится балалайка-прима, принадлежавшая Василию Андрееву. Она изготовлена знаменитым мастером Семёном Налимовым. Впоследствии инструмент перешел к ученику Андреева, солисту Великорусского оркестра Борису Трояновскому.
Одно из своих симфонических сочинений Александр Глазунов назвал «Русская фантазия для Великорусского оркестра» и посвятил его Андрееву.
Знаменитый балалаечник и сам занимался сочинением и аранжировками для своего оркестра.
Вальс «Балалайка»,
Вальс "Гармоника"
Памятник Василию Андрееву установлен на его родине в Бежецке
В Вышнем Волочке открыта мемориальная доска
А оркестр, который замечательный музыкант основал более ста тридцати лет назад, существует и сегодня – и носит его имя.
Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева
(бывший Императорский Великорусский оркестр).
"Живые струны"
Телефильм Иннокентия Иванова "Тайна трех струн" (2017) рассказывает о рождении, распространении и современной жизни балалайки и оркестра Василия Андреева.
В съемках фильма участвовал Андреевский оркестр и Михаил Дзюдзе.
*****
К 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады
Фрагмент оратории Виктора Плешака “Ленинградки”, премьера которой состоялась 24 января в зале Академической Капеллы.
Детский хор “Перезвоны” ДШИ имени М.И.Глинки
Чтец народная артистка России Светлана Крючкова
Государственный академический русский оркестр имени В.В.Андреева
Дирижер народный артист России Дмитрий Хохлов
Liudmila5591, С интересом прочитала и посмотрела. Еще в начале своей деятельности тоже делала пост о балалайке. Очень она мне нравится. И люблю русские народные оркестры. Спасибо, Люда.