Соната для скрипки соло (op.115) создавалась Сергеем Прокофьевым в 1947 году вместе с сочинениями, посвященными тридцатилетию Октябрьской революции (кантатой «Расцветай могучий край» и симфонической поэмой «30 лет»), и, как полагал автор, благодаря мажорному ладу и русским темам перекликалась с настроениями тех дней. Композитору хотелось, чтобы пьесу сыграла группа учащихся: «Я ясно представляю ее в исполнении унисона молодых скрипачей, быть может воспитанников одной из наших музыкальных школ». По-видимому, Прокофьев ориентировался на расхожую тогда практику: подобные ансамбли из 20–30 юных артистов не раз выступали на торжественных концертах в Большом театре с исполнением сольных пьес барочных мастеров.
К сожалению, авторскому замыслу суждено было реализоваться только после смерти Прокофьева, когда 10 марта 1960 года на вечере в Московской консерватории cонату исполнили в унисон студенты класса камерного ансамбля Марка Мильмана.
Соната Ре мажор, op.115 исполняется на скрипке соло
0:00 - Moderato
Theme and Variations
Andante dolce:
4:49 - Theme
5:27 - Var. 1
6:02 - Var. 2
6:28 - Var. 3
7:05 - Var. 4
7:35 - Var. 5
8:25 - Con brio - Allegro precipitato
Соната Ре мажор, op.115 для 22 скрипок в унисон
I. Moderato
II. Andante dolce 4:50
III. Con brio 8:59
Скрипичная группа оркестра "London Musici"
дирижёр Марк Стивенсон (1990)
Соната ре мажор, кипящая свежестью и богатством тематизма, очень театральна, почти сюжетна. Центральный эпизод финала с его мелодическим откровением может восприниматься как внутренний итог всего повествования.
у Пушкина ремесленник высыпает яд в бокал творцу...
- у Сталина они читали доклады по которым казнили творцов...
ИНТЕРЕСНОЕ ЖИЗНЕРАДОСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ
ПРОКОФЬЕВА ПОСЛЕ АРЕСТА ПЕРВОЙ ЖЕНЫ... И
РАЗГРОРОМНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ФОРМАЛИЗМЕ
==========================================
композитор прав - тираны умирают а музыка остается
его ругают вместе на съезде композиторов
- обвинителем выступает Хренников (провинциал из Ельца)
ругают с другими выдающимися композиторами СССР
(Прокофьев Шостакович Мясковский Попов Шебалин Хачатурян)...
секретным постановлением запрещают исполнять...
его первую жену с которой он жил за рубежом
арестовывают за антисоветизм и помещают в лагерь...
это любимые штучки тирана Сталина
колоть в самое сердце:
- жена Ворошилова правой руки Сталина как шпионка в лагере...
- жена Поскребышева секретаря Сталина - в лагере...
- жена Калинна Председателя правительства - в лагере...
композитор уезжает на дачу - как за границу
дача... природа и музыка...
вот там и пишется это жизнерадостное сочинение
редкий жанр для скрипки соло...
- в основном в нем писал Бах
играть соло ансамблем? неожиданное решение
- да... хор придает оптимизму еще больше
Прокофьев прав - тираны умирают ...
а музыка остается
нежность... солнце...
- музыку наполняет то что нужно человечеству
-=-
вот так - в трудную минуту жизни
жизнерадостное сочинение...
Кстати, доклад для Хренникова писал академик асафьев. По заказу или по своей инициативе - не знаю. Мне Хренникова осуждать трудно, я с ним была знакома уже в его старости, когда его начали травить в годы перестройки... Я-то лично считаю, что он был человеком с прекрасным мелодическим Даром, природным и естественным, а назначение его Председателем Союза композиторов обязывало писать Симфонии и оперы... Всё как-то не по профилю и не по-человечески. так что я его осуждать не берусь... В любом случае, он на это место сам не просился...
В 1980 г. Тихон Николаевич участвовал в фестивале "Красная гвоздика" в г.Иваново.Исполнял концерт №2 для фортепиано с оркестром.На этом концерте посчастливилось мне побывать.И с той поры при имени Хренникова у меня в голове сразу рондо из этого концерта и...романс "Как соловей о розе".Как то так!)))
да конечно, Люда, Хренников человек безусловно талантливый. а мужик был, кстати, очень простой и демократичный. А внутри композиторские разборки меня, честно говоря, никогда не интересовали. Ни война статусов, ни профессиональные всякие заморочки.