12 ноября - 185 лет со дня рождения
Александра Порфирьевича Бородина
«Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь», — отмечали современники.
По словам критика В.Стасова, Бородин был «равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе».
Талантливый химик и композитор, Александр Бородин сочинял и слова к романсам.
Шесть романсов на стихи А.П.Бородина
Романс «Спящая княжна» сочинен им в 1867 г. и посвящен Н. А. Римскому-Корсакову, который впоследствии его инструментовал.
Этот романс совсем не типичный — ни любви, ни разуверений, ни надежд, ни грусти: волшебная сказка, а в ней — намек. Спящая княжна, богатырь, который должен ее разбудить, сказочная нечисть — все это напомнило слушателям «Руслана и Людмилу» Глинки.
В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических
существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом
России, скованной враждебными силами и ждавшей, когда «час ударит
пробужденья». В романсе заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве
того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает
образы произведения. Рефрен- спящая княжна, эпизоды- фантастические силы
и богатырь-освободитель.
Сергей Лейферкус (баритон)
Петр Глубокий(бас)
*****
«Песня тёмного леса содержит более конкретный богатырский образ.
Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольницы
(недаром своему романсу композитор дал подзаголовок- Старая песня). В этом
романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то,
что было близко современности- стихийную силу и неудержимость, стремление
к свободе
Сергей Лейферкус (баритон)
*****
Романс «Арабская мелодия» полон изящества и выразительности.
Сергей Лейферкус (баритон)
Константин Плужников(тенор)
*****
Романс «Море» — это высший из всех романсов Бородина и самый великий, по силе и глубине создания, из всех, какие есть до сих пор на свете. Но он существует теперь для нас не с тем текстом, какой для него первоначально предназначался. Нынешний текст говорит только про «молодого пловца, везущего с собой товар дорогой, не продажный»; «с добычей богатой он едет домой, с камнями цветными, с парчой дорогой, с жемчугом крупным, с казной золотой — с женой молодой». Первоначально задуман был другой образ: та самая музыка, которую мы теперь знаем, рисовала молодого изгнанника, невольно покинувшего отечество по причинам политическим, возвращающегося домой — и трагически гибнущего среди самых страстных, горячих ожиданий своих, во время бури, в виду самых берегов своего отечества.
Лекция Романа Насонова (кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Российского института театрального искусства)
Все романсы А.П.Бородина в исполнении А.Ведерникова