185 лет со дня рождения русского ученого-химика и композитора Александра Бородина |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Сборник фортепианных произведений Александра Бородина.
Александр Порфирьевич Бородин (12 ноября 1833, Санкт-Петербург — 27 февраля 1887, там же) был одним из немногих людей нового времени, сумевших добиться выдающихся достижений в двух диаметрально противоположных областях.
Александр Бородин был незаконнорождённым сыном грузинского князя и дочери военного. Князь не мог признать мальчика своим сыном, но принял в его судьбе большое участие, а перед смертью выдал мать будущего композитора замуж, маленькому Саше дал вольную (его просто были вынуждены при рождении записать крепостным), и купил им дом.
Авдотья Константиновна, мать мальчика, не чаяла в нём души. Путь в гимназию Александру был закрыт, но его домашним обучением занимались лучшие педагоги. А когда пришла пора получать высшее образование, мать дала взятку, и чиновники Казённой палаты записали Александра Бородина купцом. Это позволило ему сдать экзамены за гимназический курс и записаться в Медико-хирургическую академию вольным слушателем.
После окончания академии Бородин был всецело поглощён химией, вспоминая о музыке разве что во время посещения театров. Вернуло его интерес к музыке знакомство с Екатериной Протопоповой. Красавица-пианистка тяжёло болела и вынуждена была лечиться в Европе. Бородин сопровождал Екатерину во время её поездки в Италию, благо тамошняя химическая школа вызывала в нём профессиональный интерес. Молодые люди закономерно сблизились и обручились.
Супруга Бородина страдала тяжёлой формой астмы. Даже при полном соблюдении режима у неё иногда случались тяжёлые приступы, во время которых муж выступал и в роли врача, и в роли сиделки.
Бородин всю жизнь считал себя химиком, а к музыке относился как к хобби.
В мире Бородин известен как композитор, о его занятиях химией, несмотря на 40 научных работ и реакцию, названную его именем, знают только специалисты.
Александр Бородин был композитором по совместительству, его основная работа и карьера посвящены науке. Бородин был членом "Могучей кучки" - группы из пяти русских композиторов, в которую входили Балакирев, Кюи, Римский-Корсаков и Мусоргский, создавшие русскую композиторскую школу на основе наследия Михаила Глинки. Бородину нравилось шутить: «Я сочиняю только тогда, когда я болен», и он оставил небольшое по объёму собрание сочинений, значительную его часть в фрагментарном состоянии, которое позднее редактировали и дополняли Римский-Корсаков и Глазунов. Однако качество этих произведений таково, что ставит их автора в ряд величайших русских композиторов . Три симфонии, музыкальная картина "В степях Средней Азии", опера "Князь Игорь" и два струнных квартета являются шедеврами. Бородин изучал фортепиано в детстве, и самая ранняя его работа в этом сборнике - полька "Елена", написанная, когда ему было всего 9 лет. Парафраз на простую тему явился результатом совместного труда с участием Лядова, Римского-Корсакова и Кюи. Написанные для удовольствия, они восхитительно остроумны. Маленькая сюита представляет собой собрание сочинений Бородина, сочиненных в течение нескольких лет, пример салонной музыки высокого класса - Бородин был хорошо знаком с творчеством Калькбреннера, Филда и Гуммеля. Скерцо ля-бемоль мажор 1885 года - прекрасное произведение, часто исполняемое на бис Рахманиновым. Равель восхищался Бородиным, и в подростковом возрасте изучал его музыку, а его трогательная дань Бородину заключена в маленьком вальсе на манер Бородина.
Дополнительная информация: записано в 2008 году. Сборник содержит: "Маленькая сюита", премьерные записи "В степях Центральной азии" в аранжировке композиторов для 4 рук, Парафраз, Тарантелла, а также премьерные записи Скерцо in Е Major, Аллегретто in D-Flat, Полька Елена, и адажио Patetico in A-Flat .
Маленькая сюита
I. Au couvent. Andante religioso (1885) 00:06:03 Petite Suite:
II. Intermezzo. Tempo di menuetto (1885) 00:09:33 Petite Suite:
III. Mazurka No. 1, Allegro (1885) 00:12:23 Petite Suite:
IV. Mazurka No. 2, Allegretto (1885) 00:16:22 Petite Suite:
V. Rêverie. Andante (1885) 00:18:29 Petite Suite:
VI. Sérénade. Allegretto (1885) 00:20:40 Petite Suite:
VII. Nocturne. Andantino (1885)
00:23:43 Scherzo in A-Flat Major (1885)
00:27:04 Dans les steppes de l’Asie centrale, for Piano Four Hands (Arr. Borodin, 1880)
00:34:43 Paraphrases: Prélude (Arr. Borodin, 1878-79)
00:35:29 Paraphrases: Polka (1878-79)
00:36:46 Paraphrases: Marche Funèbre (1878-79)
00:38:26 Paraphrases: Valse (Arr. Borodin, 1878-79)
00:40:25 Paraphrases: Berceuse (Arr. Borodin, 1878-79)
00:42:59 Paraphrases: Galop (Arr. Borodin, 1878-79)
00:44:02 Paraphrases: Gigue (Arr. Borodin, 1878-79)
00:44:50 Paraphrases: Fughetta on B-A-C-H (Arr. Borodin, 1878-79)
00:45:30 Paraphrases: Tarantella (Arr. Borodin, 1878-79)
00:46:52 Paraphrases: Menuetto (Arr. Borodin, 1878-79)
00:47:47 Paraphrases: Valse (Arr. Borodin, 1878-79)
00:49:51 Paraphrases: Requiem (1878-79)
00:53:35 Paraphrases: Carillon (Arr. Borodin, 1878-79)
00:55:11 Paraphrases: Mazurka (Arr. Borodin, 1878-79)
00:56:39 Paraphrases: Fugue Grotesque (Arr. Borodin, 1878-79)
00:57:22 Paraphrases: Cortège Triomphal (Arr. Borodin, 1878-79)
00:59:52 Tarantella in D Major for Piano Four Hands (1862)
01:04:20 Allegretto in D-Flat Major for Piano Four Hands (1861)
01:06:04 Scherzo in E Major for Piano Four Hands (1861)
01:11:04 Adagio patetico in A-Flat Major (1849)
01:15:10 Polka Hélène in D Minor (1843)
01:17:24 À la manière de Borodine (1913)
Рубрики: | Композиторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Пушкин-Плюшкин
Пушкин-Плюшкин, Не только химики были разносторонними. Например Римский - Корсаков-морской военный и был композитором. И многие другие. Ну а Жданов, наверное плоховатый Пушкинист был.Ответ на комментарий Нина-Ник
Нинель_Ник, Просто вопрос был очень трудный (пушкинское авторство "Конька-Горбунка") и поэтому Жданов не смог помочь. Но его честность ("я всё-таки химик") и культура общения меня поразили, т.к. он мог "с видом мудрой обезьяны" взять мой реферат и через некоторое время с замечаниями своего зама по обществу вернуть обратно. Так что ваши подозрения не обоснованны.Ответ на комментарий Пушкин-Плюшкин
Пушкин-Плюшкин, по вашему ответу вижу, что я права, если "Пушкинист" не мог на такой " трудный"вопрос ответить.Ответ на комментарий Нина-Ник
Нинель_Ник, А кто смог? На то время только Александр Лацис дал ответ на этот действительно (и без всяких кавычек!) трудный вопрос в статье "Верните лошадь!" И что, все остальные от этого не пушкинисты?Ответ на комментарий Пушкин-Плюшкин
Пушкин-Плюшкин, Для не пушкинистов может и трудный вопрос. Но профессиональные пушкинисты должны знать, иначе они не соответствуют этому званию и действительно плохие.Ответ на комментарий Нина-Ник
Нинель_Ник, полностью с вами согласен. Однако тогда надо гнать в три шеи нынешнего Председателя Пушкинской комиссии Непомнящего и всех сотрудников Пушкинского Дома в Питере.Ответ на комментарий Пушкин-Плюшкин
Пушкин-Плюшкин, ну уж этого я знать не могу. И не мое это дело. А что, они тоже думают, что "Конька" Пушкин написал?Ответ на комментарий Нина-Ник
Нинель_Ник, Да, конечно, вы не в теме, но как русский человек должны знать, что, несмотря на кучу доказательств пушкинского авторства "Конька" (исследование диалектологов Касаткиных и др., кое-что и в моём дневнике), нынешние профессиональные "пушкинисты" всячески замалчивают это. А ведь у подставного автора Ершова прячется не только "Конёк", но и две комедии Пушкина ("Суворов и станционный смотритель" и "Кузнец Базим"). При Сталине Непомнящего и половину сотрудников Пушкинского Дома расстреляли бы как врагов народа. И было бы правильно!Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |