Финал второго скрипичного концерта за его звучание, напоминающее нежные звуки колокольчиков,Никколо Паганини назвал «Кампанеллой» (итал. campanella — «колокольчик»).
И действительно, звучание солирующей скрипки "отдаёт" нежностью колокольчиков.
Этот эффект особенно ощущается в исполнении Массимо Кварта (итальянский скрипач), которое вы услышите. Возможно, благодаря тому, что играет он на скрипке «Cannone» работы великого Гварнери дель Джезу(1742), которая считается одним из главных инструментов Паганини.
Violin Concerto No. 2 in B Minor, Op. 7, MS 48
(arr. M. Dellaborra for violin and orchestra)
III. Rondo: Andantino - Allegro moderato, "La campanella" ·
Massimo Quarta
Неужели только в этом эффекте суть финала второго концерта, музыка которого столь популярна, что Лист сделал из неё этюд,
а Крейслер переложил для дуэта скрипки и фортепьяно?
Ответ на этот вопрос, возникающий в связи с этой музыкой, попробуйте дать себе сами, прослушав и сравнив интерпретации.
Вот как Леонид Коган играет «Кампанеллу» с блеском и изяществом, у него скрипка и правда заливается колокольчиком…
И кроме того — тут есть еще внутренняя драматургия, содержание, образ. Слушается отлично, хотя и без колокольчика, и без оркестра, а просто с роялем!
Как всегда ещё вариант.
Concerto No. 2 in B minor Op. 7 (транскрипция для флейты)
III. Rondo. Andantino allegretto moderato
János Bálint-Flute
Берлиоз говорил о Втором концерте, что „пришлось бы написать целую книгу, если бы я захотел рассказать обо всех тех новых эффектах, остроумных приемах, о благородной и величественной структуре и оркестровых комбинациях, о которых и не подозревали до Паганини”.
Спасибо, Люда, за прелестную страницу с замечательными исполнителями ! Я же, как и Ты накапливала свой слушательский опыт на протяжении всей жизни! Тогда, в моём детстве и отрочестве не было не только телевидения, но и пластинок "долгоиграющих" ещё не было. Было только радио и "живые концерты". Правда, ещё была классическая музыка в музыкальных фильмах, которые мы все смотрели по нескольку раз... И первое знакомство с какой-то музыкой запоминалось на всю жизнь. Так скрипичный Концерт Мендельсона услышала впервые в фильме "Рапсодия" с Элизабет тейлор... Второй концерт рахманинова оттуда же - уже знала, а Мендельсона - нет...А вот Кампанеллу впервые услышала именно на ф-но в исполнении Глеба аксельрода "специально для нас" - девчонок, удравших с уроков в училище и получивших за это по выговору потом... :))) http://svetkrym.esy.es/persons.htm