Сюиты из музыки к пьесе Лопе Де Вега "Валенсианская вдова" и к драме Лермонтова "Маскарад" |
Основные театральные работы Арама Ильича Хачатуряна приходятся на 40 – 50-е годы. Для спектакля театра имени Ленинского комсомола «Валенсианская вдова» композитор сочинил шесть музыкальных номеров. Демократизм комедии великого испанца, бьющая через край веселость, огненный темперамент – все это оказалось близко творчеству Хачатуряна.
Премьера «Валенсианской вдовы» состоялась 14 ноября 1940 года. Большую популярность приобрела часто исполнявшаяся в концертах симфоническая сюита из музыки к спектаклю.
Лучшей театральной работой Хачатуряна по праву считается музыка к драме Лермонтова «Маскарад», сочиненная для спектакля Театра имени Вахтангова.
«Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма «Маскарад», написанная Лермонтовым, когда ему было 21 год, – рассказывал Арам Ильич. – К работе над музыкой к спектаклю я отнесся очень серьезно. Было тому несколько причин. Во-первых, я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нем. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке «Маскарада», которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен и я увидел его, то был удивлен: в музыке Глазунова не оказалось вальса, «заданного», как мне представляется, самим
Лермонтовым… В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно «услышал» тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса… Найденная тема оказалась «волшебным» звеном, которое позволило мне вытянуть всю цепь. Дальше Вальс сочинялся уже быстро, как-то сам собою…».
Вальс сделался, в свою очередь, «волшебным» звеном всей музыки Хачатуряна к спектаклю «Маскарад». Это была редкая творческая удача. В партитуре немало превосходных страниц: Романс Нины и Ноктюрн – тонкие лирические зарисовки, Мазурка и Галоп – как бы «общие планы» бала и маскарада. Основной причиной успеха музыки стал, несомненно, пронизывающий ее симфонизм. В специально выделенной, словно курсивом, набранной теме потерянного браслета содержатся «зерна» основных тем всей партитуры. Что же касается Вальса, то он, по совету Р. Симонова, многократно звучал в спектакле, сделавшись как бы его лейтмотивом.
Предгрозовая атмосфера, ощущавшаяся в хачатуряновском «Маскараде», соответствовала настроениям, поглощавшим и участников спектакля и его зрителей. Генеральная репетиция «Маскарада» состоялась 16 июня 1941 года, премьера – 21 июня, а сообщения о премьере соседствовали на следующий день с опубликованными газетными сообщениями о нападении на Советский Союз фашистской Германии. Музыка «Маскарада» часто звучала в виде отдельных фрагментов, а с 1944 года – симфонической сюиты.
- В. Юзефович.
Содержание:
"Валенсианская вдова"
1. 00:00 Вступление
2. 04:05 Серенада
3. 09:30 Песня
4. 13:13 Шуточная
5. 16:54 Интермеццо
6. 22:26 Танец
"Маскарад"
7. 25:10 Вальс
8. 29:23 Ноктюрн
9. 34:40 Мазурка
10. 37:17 Романс
11. 41:30 Галоп
Рубрики: | Музыка и литература |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |