Бетховен. Скрипичный концерт, он же шестой фортепьянный |
Вы,наверно, обратили внимание,что в своих постах люблю сравнивать исполнение тех или иных произведений.
Вот и сегодня вас ждёт сравнение – интерпретаций и версий. Дело в том, что Бетховен собственноручно переработал свой единственный скрипичный концерт в фортепьянный. И мы попытаемся сравнить две авторские версий и два исполнения. Слушать будем первые части концертов (I. Allegro ma non troppo). И вам решать, какая авторская версия лично вам кажется более близкой. |
Первым мы услышим немецкого скрипача Антона Штека с оркестром L'arpa Festante, дирижёр Мэтью Холлс. Это новая запись (2017г.) шедевра Бетховена, где скрипичная партия реконструирована по сохранившимся фрагментам оригинальной авторской партитуры.
Далее вы услышите голландского клавириста Артура Схондервурда со своим небольшим оркестром Cristofori. Концерт исполняется солистом в авторской фортепьянной версии на *хаммерклавире, или венском фортепиано.
Тут действительно есть что оценить – мастерство солистов, игра оркестров, их гармоническое единство, диалоги солиста с отдельными инструментами оркестра и многое другое.
Из рецензии на исполнение концерта Бетховена на хаммерклавире:
"Вот запись бетховенских фортепианных концертов, от которой любой человек, привыкший к тому, как эта музыка обычно звучит сегодня(слушать здесь), отшатнется в крайнем изумлении. Как, и это Бетховен? Где оркестровая мощь и пламенный фортепианный звук!? Вместо теперешнего концертного рояля - вежливое звучание исторического хаммерклавира, оркестр сведен к крохотному ансамблю, который даже в тутти никогда не бывает чересчур громогласным. Все, конечно, не без резонов: записывая свои версии концертов Бетховена, пианист Артур Схондервурд исходил не из общих представлений об историческом исполнительстве, а из конкретных фактов о тех концертах и тех залах, в которых бетховенская музыка звучала впервые. В правдоподобность получающейся реконструкции на головном уровне веришь сразу, для того, чтобы согласиться с ней как с музыкальным достижением, все-таки требуется известное усилие: слушать такого Бетховена, безусловно, приятно и любопытно, но это, скорее, приятность безукоризненно работающей старинной механической игрушки."
*Хаммерклавир, или венское фортепиано – уже не клавесин, но ещё не рояль. Именно для этого предшественника современного фортепиано и писал Бетховен. От привычного рояля он отличается рядом конструктивных и акустических особенностей - инструмент имеет меньшие размеры, нажатие на педали осуществляется коленями, но – самое главное – благодаря тонким струнам и кожаным молоточкам хаммерклавир звучит тише и мелодичнее. |
Присутствие хаммерклавира обязывает и солистов, и оркестр к особой дисциплине звука, к самоограничению и оглядке на исполнительский стиль позднеклассического концертирования.
Надо сказать, что в сравнении с блеском романтического концерта или масштабом концертных опусов XX века этот стиль предполагал куда более скромную звучность, которая не мешает однако наслаждаться бетховенскими трудами.
http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/62055/episode_id/1953384/
http://intoclassics.net/news/2010-09-12-18499
Рубрики: | Музыканты/Пианисты Музыканты/Скрипачи Музыка/Фортепианная Музыка/Скрипичная Музыкальные жанры и формы/Концерт Композиторы Музыкальные инструменты |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |