-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


Дмитрий Бортнянский. Хоровые концерты

Четверг, 13 Сентября 2018 г. 10:14 + в цитатник
Нина-Ник все записи автора

Дмитрий Степанович Бортнянский – крупнейший российский композитор своего времени. Начав творческую деятельность в период расцвета европейского музыкального классицизма, он охватил широкий круг стилевых и жанровых явлений XVIII века, чрезвычайно своеобразно и плодотворно преломив их на почве музыкальной культуры России. Певчий придворного хора в Санкт-Петербурге, затем ученик знаменитого Бальдассаре Галуппи в Италии, затем капельмейстер Придворной певческой капеллы и учитель музыки великой княгини Марии Фёдоровны и наконец директор Капеллы на протяжении тридцати лет, до самой своей смерти. Бортнянский оказал огромное воздействие на творческую и общую музыкальную культуру страны.

29_big (500x500, 52Kb)

Его музыка отличается красотой и вкусом, классицистской благородной простотой, задушевностью и непосредственностью, сердечным лиризмом. Бортнянский – автор опер в стилях итальянской оперы-сериа и французской комической оперы. Его перу принадлежит также ряд камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Но основной сферой приложения его творческий сил явилась хоровая музыка, создание которой было одним из главных условий его придворной службы. Написанная для придворной церкви, она мгновенно распространялась по всей России, пользуясь огромной популярностью как у владельцев крепостных капелл, так и у простых любителей музыки.

Дмитрий Бортнянский родился в 1751 г. в г. Глухове, Черниговской губернии, умер 28 сентября 1825 г. Семи лет он был зачислен в певчие придворного хора и, благодаря прекрасному голосу и выдающимся музыкальным способностям, а также счастливой наружности, скоро начал выступать публично на придворной сцене. В 11 лет от роду Бортнянский исполнял ответственную, притом женскую, роль в опере Раупаха "Альцеста", причем, перед выступлением в этой роли, должен был прослушать несколько уроков сценического искусства в кадетском корпусе. В это время на него обратила внимание Императрица Елизавета Петровна, которая с тех пор принимала постоянно в нем большое участие. Исключительные музыкальные способности Бортнянского доставили ему также внимание итальянца, композитора Галуппи, который занялся серьезно его музыкальным образованием и давал ему уроки теории композиции до самого отъезда своего из России. Через год Императрица Екатерина II, уступая желанию Галуппи, отправила Бортнянского к нему в Венецию для окончательного усовершенствования в музыкальных познаниях. Бортнянский пробыл в Италии до 1779 года и в это время не только вполне овладел техникой композиции, но и приобрел даже известность в качестве композитора кантат и опер. Эти произведения не дошли до нас, известно только, что они были написаны в итальянском стиле и на итальянский текст. В 1779 г. Бортнянский вернулся в Петербург и тотчас же получил звание капельмейстера придворного хора, а впоследствии — звание директора вокальной музыки и управляющего придворной капеллой, преобразованной из придворного хора. На обязанности директора лежало также сочинение духовных хоровых произведений для придворных церквей. Получив в полное распоряжение капеллу, которая при предшественнике его Полторацком была в состоянии крайнего упадка, Бортнянский быстро привел ее в блестящее положение. Прежде всего он позаботился об улучшении состава хористов в музыкальном отношении, исключив из хора мало музыкальных певцов и набрав новых, более способных. Численный состав хора был увеличен им до 60 человек, музыкальность исполнения, чистота и звучность пения, отчетливость дикции доведены до высшей степени совершенства. Вместе с тем, он обратил внимание на улучшение материального положения служащих капеллы, которым он выхлопотал значительные прибавки жалованья.



Наконец, ему удалось добиться прекращения участия хоров капеллы в театральных представлениях при дворе, для которых в 1800 г. был образован специальный хор. Одновременно со всем этим, он занялся улучшением репертуара духовных песнопений в придворных и других церквах. В это время в России в качестве композиторов духовной музыки господствовали итальянцы: Галуппи, Сарти, Сапиенца и др., композиции которых были написаны совершенно не в духе старого русского церковного пения, отличавшегося простотою и сдержанностью, а главное строгим соответствием между текстом и музыкою. Произведения же перечисленных композиторов были чужды простоты и стремились главным образом произвести эффект.

Существовавшие наряду с этими композициями попытки переложений старых церковных напевов также были далеко не высокого качества: это были, так называемые, эксцеллентования, особенность которых состояла в чрезвычайно игривом басе, не оставлявшем впечатления основного баса, служащего поддержкой гармонии. Все эти произведения чрезвычайно нравились слушателям и все более и более распространялись по России, доходя до самых отдаленных уголков ее, вытесняя старые русские песнопения и угрожая совершенно испортить музыкальные вкусы общества.

Как человек, одаренный в высшей степени художественным вкусом, Бортнянский чувствовал все несовершенство подобного рода музыки и несоответствие его с духом православного пения и начал борьбу со всеми этими направлениями. Но, понимая, что крутыми мерами трудно было бы достигнуть цели, Бортнянский решил действовать постепенно, делая некоторые необходимые уступки вкусам своего времени. Сознавая необходимость рано или поздно вернуться к древним песнопениям, Бортнянский не решился, однако, предложить ко всеобщему употреблению их в совершенно нетронутом виде, опасаясь, что эти напевы, оставаясь в своей первобытной суровой красоте, не будут достаточно поняты современниками. Ввиду этого он продолжал писать в итальянском духе, т. е. принимая западноевропейские мелодии, гармонии и контрапункт. Но при этом он обратил внимание на соответствие музыки и текста, изгнал из своих произведений всякие театральные эффекты и придал им характер величественной простоты, чем приблизил их к древним песнопениям. Благодаря глубокому чувству, проникающему все творения Бортнянского, и соответствию музыки с текстом, эти творения постепенно приобрели симпатии общества и, получив широкое распространение во всех концах России, понемногу вытеснили произведения его предшественников. Об успехе его произведений свидетельствует, например, тот факт, что князь Грузинский, живший в селе Лыскове, Нижегородской губернии, платил большие деньги за то, чтобы ему высылались новые сочинения Бортнянского тотчас по их написании. Благодаря плодотворной деятельности Бортнянского, ему удалось достигнуть большого влияния в высших правительственных сферах. Предположенное в 1804 г. в видах улучшения церковного пения в России учреждение цензуры над духовно-музыкальными сочинениями было осуществлено в 1816 г. указом Синода. По этому указу "все, что поется в церкви по нотам должно быть напечатано и состоять из собственных сочинений директора капеллы д. с. сов. Бортнянского и других известных сочинителей, но сих последних сочинения должны быть печатаемы с одобрения Бортнянского".



Бортнянский согласился на напечатание своих сочинений лишь незадолго до своей смерти, поручив издание их протоиерею Турчанинову. Рассказывают, что, чувствуя приближение смерти, он потребовал к себе хор певчих и заставил их петь свой концерт, наиболее им любимый, "Вскую прискорбна еси, душе моя" и под эти печальные звуки скончался. Полное собрание сочинений Бортнянского издано Придворной певческой капеллой, а также П. Юргенсоном в Москве, под редакцией П. И. Чайковского. Произведения Бортнянского, отличаясь по складу общеевропейским характером, нашли себе благоприятную оценку и на Западе. Так Берлиоз, исполнивший с большим успехом в Париже одно из сочинений Бортнянского, писал о нашем композиторе следующее: "Все произведения Бортнянского проникнуты истинным религиозным чувством, нередко даже некоторым мистицизмом, который заставляет слушателя впадать в глубоко восторженное состояние; кроме того, у Бортнянского редкая опытность в группировке вокальных масс, громадное понимание оттенков, звучность гармонии, и, что удивительно, невероятная свобода расположения партий, презрение к правилам, установленным как его предшественниками, так и современниками, в особенности итальянцами, которых он считается учеником". Из его произведений наибольшее значение для нас имеют в настоящее время концерты, именно потому, что они, не входя в круг обязательных церковных песнопений, допускают большую свободу стиля, и их общеевропейский характер является здесь более уместным, чем в других песнопениях, предназначенных непосредственно для богослужения. Лучшими из них считаются: "Гласом моим ко Господу", "Скажи ми Господи кончину мою" (по мнению П. И. Чайковского лучший из всех), "Вскую прискорбна еси душе моя", "Да воскреснет Бог", "Коль возлюбленна селения Твоя, Господи!" и др.

Памятник Дмитрию Бортнянскому в г. Глухове.

thumb_21728_article_big (700x465, 64Kb)

Как человек, Бортнянский отличался нежным и отзывчивым характером, благодаря чему подчиненные ему певчие обожали его. Для своего времени он был очень образованным человеком и отличался развитым художественным вкусом не только в музыке, но и в других искусствах, особенно в живописи, страстным любителем которой он был до конца жизни. Он обладал прекрасной картинной галереею и был в приятельских отношениях со скульптором Мартосом, с которым познакомился во время пребывания в Италии.

 Источник: 884537.html

 

Рубрики:  Музыка/Хоровая
Композиторы
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 11 пользователям

liudmila_leto   обратиться по имени Пятница, 14 Сентября 2018 г. 09:55 (ссылка)
Божественная музыка и замечательное исполнение.
Вот ещё две записи из этой серии-
Концерты для хора том III (№ XVI, III, XXXV, V, XXVII, VIII,XXIII)



1. 00:00 № XVI - "Вознесу Тя, Боже мой" | "I will exalt Thee! O my God"
2. 07:35 № III - "Господи, силою Твоею возвеселится царь" | "The king shall joy in the strenght, O Lord"
3. 17:05 № XXXV - "Господи, кто обитает в жилищи Твоем?" | "Lord, who shall abide in Thy tabernacle? Who shall dwell in The Holy hill?"
4. 25:44 № V - "Услышит тя Господь в день печали" | "The Lord hear thee in the day of trouble"
5. 33:20 № XXVII - "Гласом моим ко Господу воззвах" | "I have cried to the Lord with my voice"
6. 48:41 № VIII - "Милости Твоя, Господи, во век воспою" | "I will sing of the mercies of the Lord for ever"
7. 56:05 № XXIII - "Блажени людие ведущии воскликновение" | "Blessed is the people that know the joyful sound"


Концерты для хора том IV (№ XII, IX, XXIX, XX, XXX, XXIV)



1. 00:00 № XII - "Боже, песнь нову воспою Тебе" | "I will sing a new song unto Thee, O God"
2. 08:37 № IX - "Сей день, его же сотвори Господь" | "This is the day which the Lord hath made"
3. 17:33 № XXIX - "Восхвалю имя Бога моего с песнею" | "I will praise the name of God with a song"
4. 25:37 № XX - "На Тя, Господи, уповах" | "In Thee, O Lord do I put my trust"
5. 38:30 № XXX - "Услыши, Боже, глас мой" | "Hear my voice, O God"
6. 50:37 № XXIV - "Возведох очи мои в горы" | "I will lift up mine eyes unto the hills"
Записи произведены в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска в 1987 году и Софийском соборе г. Полоцка в 1989 году.
Исполняет Государственный камерный хор Министерства культуры СССР, дирижер Валерий Полянский
На церковнославянском языке
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 14 Сентября 2018 г. 10:17 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

Liudmila5591, Д я видела эти записи, но выкладывать не стала. Эти два тома мало, кто прочитал. Подумала, что хватит и этих. Спасибо, Люда.
Ответить С цитатой В цитатник
торисса   обратиться по имени Пятница, 14 Сентября 2018 г. 22:24 (ссылка)
!!!
49350719_44805496_5 (580x395, 167Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Суббота, 15 Сентября 2018 г. 08:45 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нина,так весь интерес в содержании этих записей.А об этом у Вас ни слова...
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 15 Сентября 2018 г. 10:24 (ссылка)

Ответ на комментарий торисса

торисса, благодарю за внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку