"О радости, печали и мудрости". Георг Фридрих Гендель |
"L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato" ("Радостный, Задумчивый и Умеренный") занимает особое место среди ораторий Генделя. Это обусловлено оригинальностью поэтической идеи, нашедшей здесь совершенное музыкальное воплощение.
В основу либретто положены стихотворения Джона Мильтона "L'Allegro" ("Весёлый") и "il Penseroso" ("Задумчивый"). Они складывают своеобразный философско-лирический диптих, в котором раскрываются два противоположных мироощущения - радостное и элегическое. В "L'Allegro" весёлый юноша с восторгом отдаётся радостям сельской и городской жизни. Улыбчиво открытый окружающему миру, он жаждет ощутить счастливую полноту бытия. "il Penseroso" рисует образ серьёзного, склонного к тишине уединения и размышлению человека, который воспевает меланхолию, дарящую ему вдохновение. Особенности душевных состояний, краски восприятия окружающей действительности и образ жизни героев стихотворений ярко контрастируют друг с другом. Каждая сторона любит красоту своего мира. Автор же словно стоит на перепутье, размышляя, чьё отношение ему ближе.
Либреттисты оратории - философ и музыкант-любитель Джеймс Харрис и Чарльз Дженнес - использовали оба стихотворения Мильтона, обращаясь к чертам L'Allegro и il Penseroso в художественном мире самого Генделя и надеясь на их равное выражение в музыке. В первых двух частях фрагменты стихотворений последовательно чередуются, что создаёт впечатление диалога между сторонниками радости и меланхолии. Самостоятельно сочинив слова третьей части, Дженнес ввёл в ораторию новый персонаж - il Moderato (Умеренный), который призывает к усмирению страстей.Сторонник уравновешенного восприятия жизни, il Moderato воспевает разум и мысль, вносящую в чувства "меру, цель и смысл". Им перечисляются добродетели такого мироощущения ("друзья, которых редко чтут"): отважный дух, ясный ум, любовь в союзе с добротой, благородный дар участия.
Таким образом, в этой оратории сравниваются три темперамента, три взгляда на жизнь, поэтому её название на русском языке может звучать как "Радостный, Задумчивый и Умеренный". В отечественном издании клавира произведение называется "О радости, печали и мудрости".
В сравнении с монументальными ораториями героического плана это сочинение носит камерный харктер. В нём главенствует лирико-созерцательное начало. большую часть номеров составляют прекрасные, трогающие сердце и душу арии: блестящие, виртуозные, с красочными колоратурами и простые, песенные; элегические, скорбные, паторальные, зажигательные, энергичные, задорные. Гендель не привязывает тот или иной голос, а также определённое ладовое наклонение к конкретному темпераменту.
Возникающая череда поэтичнейших картин-настроений изумительна. Большая роль отведена живописанию звуками - изображаются пение соловья (флейта), порхание и щебетание жаворонка (скрипки), ручьи, бегущие по цветущим склонам гор (струнные). Соответствующими инструментами изобретательно иллюстрируется текст, в котором говорится о звучании охотничьего рога (валторна) или органа. В возвышенной арии о волшебном искусстве Орфея солируют сопрано и виолончель.
Многие арии подхватываются хором, развивающим основную тему. Это характерно для жанра оратории. Здесь хор почти всегда использован в сочетании с соло. Мастерство Генделя в области хорового письма - блистательно. Изобретателен "хор смеха", величественны гимничные фразы с солирующим органом, посвященные музыке монастыря, элегична двойная фуга в завершении второй части. Единственный самостоятельный хоровой номер - заключительная хоровая фуга - рассудительно и строго воспевает свет разума.
Единственный ансамбль оратории предваряет финальный хор. "Дуэт согласия" сопрано и тенора представляет как будто бы "усмирённых" L'Allegro и il Penseroso. В оратории также звучат короткие речитативы secco и развёрнутые, очень выразительные речитативы accompagnato. Увертюра отсутствует.
Оратория была написана в начале 1740 года. Премьера состоялась 27 февраля в Королевском театре "Линкольнс Инн Филдс".
Источник.: Музыкальная литература зарубежных стран. В.1
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |