-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46241
Написано: 55627


"О радости, печали и мудрости". Георг Фридрих Гендель

Суббота, 24 Февраля 2018 г. 10:31 + в цитатник
Barucaba все записи автора

yandex.ru/media/

66603919_1983fb44f02c (322x38, 2Kb)

"L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato" ("Радостный, Задумчивый и Умеренный") занимает особое место среди ораторий Генделя. Это обусловлено оригинальностью поэтической идеи, нашедшей здесь совершенное музыкальное воплощение.

В основу либретто положены стихотворения Джона Мильтона "L'Allegro" ("Весёлый") и  "il Penseroso" ("Задумчивый"). Они складывают своеобразный философско-лирический диптих, в котором раскрываются два противоположных мироощущения - радостное и элегическое. В "L'Allegro" весёлый юноша с восторгом отдаётся радостям сельской и городской жизни. Улыбчиво открытый окружающему миру, он жаждет ощутить счастливую полноту бытия. "il Penseroso" рисует образ серьёзного, склонного к тишине уединения и размышлению человека, который воспевает меланхолию, дарящую ему вдохновение. Особенности душевных состояний, краски восприятия окружающей действительности и образ жизни героев стихотворений ярко контрастируют друг с другом. Каждая сторона любит красоту своего мира. Автор же словно стоит на перепутье, размышляя, чьё отношение ему ближе.

WOA_IMAGE_1 (517x700, 45Kb)

Либреттисты оратории - философ и музыкант-любитель Джеймс Харрис и Чарльз Дженнес - использовали оба стихотворения Мильтона, обращаясь к чертам L'Allegro и il Penseroso в художественном мире самого Генделя и надеясь на их равное выражение в музыке. В первых двух частях фрагменты стихотворений последовательно чередуются, что создаёт впечатление диалога между сторонниками радости и меланхолии. Самостоятельно сочинив слова третьей части, Дженнес ввёл в ораторию новый персонаж - il Moderato (Умеренный), который призывает к усмирению страстей.Сторонник уравновешенного восприятия жизни, il Moderato воспевает разум и мысль, вносящую в чувства "меру, цель и смысл".  Им перечисляются добродетели такого мироощущения ("друзья, которых редко чтут"): отважный дух, ясный ум, любовь в союзе с добротой, благородный дар участия.

picture (652x700, 82Kb)

Таким образом, в этой оратории сравниваются три темперамента, три взгляда на жизнь, поэтому её название на русском языке может звучать как "Радостный, Задумчивый и Умеренный". В отечественном издании клавира произведение называется  "О радости, печали и мудрости".

В сравнении с монументальными ораториями героического плана это сочинение носит камерный харктер. В нём главенствует лирико-созерцательное начало. большую часть номеров составляют прекрасные, трогающие сердце и душу арии: блестящие, виртуозные, с красочными колоратурами и простые, песенные; элегические, скорбные, паторальные, зажигательные, энергичные, задорные. Гендель не привязывает тот или иной голос, а также определённое ладовое наклонение к конкретному темпераменту.

photo (700x436, 354Kb)

Возникающая череда поэтичнейших картин-настроений изумительна. Большая роль отведена живописанию звуками - изображаются пение соловья (флейта), порхание  и щебетание жаворонка (скрипки), ручьи, бегущие по цветущим склонам гор (струнные). Соответствующими инструментами изобретательно иллюстрируется текст, в котором говорится о звучании охотничьего рога (валторна) или органа. В возвышенной арии о волшебном искусстве Орфея солируют сопрано и виолончель.

Многие арии подхватываются хором, развивающим основную тему. Это характерно для жанра оратории. Здесь хор почти всегда использован в сочетании с соло. Мастерство Генделя в области хорового письма - блистательно. Изобретателен "хор смеха", величественны гимничные фразы с солирующим органом, посвященные музыке монастыря, элегична двойная фуга в завершении второй части. Единственный самостоятельный хоровой номер - заключительная хоровая фуга - рассудительно и строго воспевает свет разума.

Единственный ансамбль оратории предваряет финальный хор. "Дуэт согласия" сопрано и тенора представляет как будто бы "усмирённых" L'Allegro и il Penseroso. В оратории также звучат короткие речитативы  secco и развёрнутые, очень выразительные речитативы accompagnato. Увертюра отсутствует.

Оратория была написана в начале 1740 года. Премьера состоялась 27 февраля в Королевском театре "Линкольнс Инн Филдс".

Источник.: Музыкальная литература зарубежных стран. В.1

66603919_1983fb44f02c (322x38, 2Kb)



66603919_1983fb44f02c (322x38, 2Kb)

Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 16 пользователям

Валентина-л   обратиться по имени Суббота, 24 Февраля 2018 г. 10:51 (ссылка)
С благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
matan   обратиться по имени Супер! Суббота, 24 Февраля 2018 г. 12:38 (ссылка)
Супер!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 24 Февраля 2018 г. 16:05 (ссылка)
Прекрасная оратория, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Чингиз   обратиться по имени Суббота, 24 Февраля 2018 г. 17:17 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Столярова_Евгения   обратиться по имени Воскресенье, 25 Февраля 2018 г. 08:19 (ссылка)
Спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
урлауб   обратиться по имени Воскресенье, 25 Февраля 2018 г. 22:27 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 28 Февраля 2018 г. 10:03 (ссылка)

Ответ на комментарий урлауб

урлауб, спасибо за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 28 Февраля 2018 г. 10:04 (ссылка)

Ответ на комментарий Столярова_Евгения

Столярова_Евгения, благодарю за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 28 Февраля 2018 г. 10:06 (ссылка)

Ответ на комментарий Чингиз

Чингиз, большое спасибо за отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 28 Февраля 2018 г. 10:06 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, большое спасибо за тёплый отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 28 Февраля 2018 г. 10:07 (ссылка)

Ответ на комментарий matan

matan, рада, что Вам понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 28 Февраля 2018 г. 10:08 (ссылка)

Ответ на комментарий Валентина-л

Валентина-л, большое спасибо за отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку