-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


"СНАЧАЛА МУЗЫКА, ПОТОМ СЛОВА"

Вторник, 17 Октября 2017 г. 11:59 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора Недавно посмотрела интересный концерт по трасляции из Московской государственной академической филармонии с участием молодых музыкантов Михаила Почекина (скрипка),Юрия Фаворина (фортепиано),Государственного академического
симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова.Дирижёр – Валентин Урюпин
Прозвучали-
А.Сальери -Увертюра к опере «Сначала музыка, потом слова»
В.А.Моцарт - Концерт № 5 для скрипки с оркестром
Л.В.Бетховен - Увертюра «Кориолан» и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

Вот ссылка(при желании, можно посмотреть)-http://www.meloman.ru/concert/mihail-pochekin-yurij-favorin-15-10-2017/

Заинтересовало первое произведение из программы-опера Сальери «Сначала музыка, потом слова».О ней мой рассказ.

*****


Восемнадцатый век любил соревнования. В 1786 году император Йозеф II. устроил в Вене грандиозный праздник, в который было включено оперное состязание. Двум ведущим венским композиторам – Моцарту и Сальери были одновременно заказаны оперы на комический сюжет, связанный с закулисным миром театра. Для исполнения опер были возведены две сцены и «выписаны» две лучшие труппы того времени: немецкая и итальянская. Оперу Моцарта исполняют на немецком, а Сальери – на итальянском.
дворец (700x399, 346Kb)
Дворец Шёнбрунн, в котором проходило состязание композиторов


В одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась итальянская опера Сальери Prima la musica, poi le parole – «Сначала музыку, потом слова», в другом – зингшпиль Моцарта Der Schauspieldirektor («Директор театра»). Обе оперы сочинены по заказу императора Иосифа II для представления по случаю приема Генерального губернатора австрийских Нидерландов. Опера Сальери была встречена аплодисментами восторженной публики,а опера Моцарта провалилась.

сальери (390x132, 33Kb)
«Prima la musica, poi le parole»

Сюжет

В условиях крайней спешки, когда до премьеры остается всего четыре дня и у придворного капельмейстера графа Опицио нет времени сочинять что-то новое, он находит среди старых своих рукописей прекрасную музыку, сочинённую для оперы-буффа. Однако музыка не подходи к либретто, написанному придворным поэтом и предназначенному для оперы-сериа. Капельмейстер, настаивая на приоритете музыки, заставляет поэта подогнать под наличную музыку свой текст. Тем более что граф обещал специальное вознаграждение, если в опере будет петь его протеже — певица оперы-буффа. Впрочем, и у поэта имеются готовые тексты на все случаи жизни.
На прослушивание приходит донна Элеонора, певица оперы-сериа; не сумев вписаться в музыку буффа, она в бешенстве удаляется, а внимание капельмейстера и поэта привлекает очаровательная Тонина, певица буффа. Но Тонина предъявляет свои требования к музыке и тексту.
В разгар работы над оперой возвращается Элеонора, — в борьбе за партию певицы пытаются перепеть друг друга, образуя комический дуэт.

В опере «Сначала музыка, потом слово» к певческому соревнованию двух примадонн добавлена тема извечного спора, что главнее: музыка или слова.
Замечательна и музыка Сальери.





*****


В опере Сальери, считает музыковед Л. Кириллина, предпринимается «настоящий стилистически-художественный эксперимент смешения и отражения друг в друге „серьезного“ и „комического“ топоса». В отличие от многих сочинений на эту тему, зритель наблюдает не просто закулисные интриги с капризами примадонн, неизбежным соперничеством и интригами (хотя и без соперничества певиц не обходится), — в сатирической форме зрителю здесь представлен творческий процесс рождения оперы. Сочинение Сальери — самопародия жанра; композитор словно тестирует возможности оперы перед наступлением новой эпохи. Здесь представлен конфликт сериа и буффа и вечный в оперном жанре конфликт музыки и драмы. Публика при этом узнавала в персонажах оперы известные ей лица; так, беспринципный и амбициозный Поэт напоминал придворного поэта Иосифа II Лоренцо да Понте.

Что же касается оперной стилистики, то пародийное сочинение Сальери и Касти открывало перспективу, ведущую даже не в XIX век, а в XX, — в этом столетии воспринимать оперу-буффа в её «чистом» виде было уже невозможно, её нужно было либо психологизировать, как это делал в Моцарт в своих лучших комических операх, либо, пишет Л. Кириллина, «модернизированно стилизовать и пародировать, отражая в двойном и тройном свете». Речь идёт о таких произведениях, как «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева и «Ариадна на Наксосе» и «Каприччо» Рихарда Штрауса.

В эпоху романтизма творчество Сальери, как и подавляющего большинства его современников, было практически забыто; когда в середине XX века интерес к нему возродился, «Сначала музыка, а потом слова» стала одной из первых опер композитора, вернувшихся на сцену.

источник

*****


"Всего 4 главных героя и две бессловесные музы на сцене, минимум декораций и оркестр — руку протяни. Не грандиозно, скорее душевно — но именно поэтому какого-нибудь ,отчаянно боящегося оперы ,товарища я бы привела сначала на этот спектакль, чтобы разрядить атмосферу и уверить в безопасности жанра..."
из отзывов

*****
Рубрики:  Композиторы
Опера
Фестивали, конкурсы, концерты
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 12 пользователям

Светлана_Крымская   обратиться по имени Вторник, 17 Октября 2017 г. 12:49 (ссылка)
Спасибо, Людмила, послушала с большим интересом! О Моцареуме 1962 года и окончательной реабилитации Сальери знала давно, даже сохранила ироничную статью Каца о наших поэтах, которые перепевали Маленькую трагедию Пушкина "Сальери крадется в углу и гений мёртвый на полу...", но музыка Сальери всё же не входила в близкий круг моих музыковедческих интересов в то время, хотя увертюры его тогда уже звучали и я их слышала.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Вторник, 17 Октября 2017 г. 13:21 (ссылка)
.
0_13c8e3_ebd2df21_orig (363x185, 61Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Ylada   обратиться по имени Вторник, 17 Октября 2017 г. 14:47 (ссылка)
Liudmila5591, Спасибо! Всегда была уверена в невиновности Сальери. Трагедия Пушкина основана на слухах. И композитор он был успешный. То же было в поэзии России. Рядом с Пушкиным не проросли имена Баратынского и других замечательных поэтов. Я Обожаю Моцарта за легкость и изящество сочинений, но и Сальери мной любим - очень вдумчивый композитор. Его музыка запоминается и хорошо поется. Рада в соревновании Сальери победил.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 17 Октября 2017 г. 15:24 (ссылка)
Мне думается, давно настало время защищать не Сальери, а нашего Пушкина, поскольку многие "любители" русской литературы стремятся представить его гениальную трагедию, как банальную сплетню. Между тем как это очень глубокое, наполненное смыслами, знаками и символами гениальное произведение. Не стоит опускаться до буквального бытового понимания убийства. Не завидовал же Сальери, например, Глюку - ГРАНДЪ-ПЕРСОНЕ в музыке того времени. И в чём-то эта "маленькая трагедия" перекликается с судьбой самого великого Поэта.
Ответить С цитатой В цитатник
vdovuska2013   обратиться по имени Вторник, 17 Октября 2017 г. 16:44 (ссылка)
Liudmila5591, спасибо большое за интересный пост. Цитирую
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Среда, 18 Октября 2017 г. 13:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Светлана_Крымская

Светлана_Крымская, вообще пост не о реабилитации господина Сальери.Я меньше всего думала об этом,подготавливая этот материал.Мне хотелось просто обратить внимание на эту веселую забавную маленькую оперу.Она проста для восприятия,а это как раз то,что нужно для, боящихся оперы, людей.
Спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Среда, 18 Октября 2017 г. 13:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Ylada

Ylada,о невиновности Сальери даже не думала.Просто послушайте-посмотрите эту забавную оперу.Столько удовольствия!
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Среда, 18 Октября 2017 г. 13:52 (ссылка)

Ответ на комментарий vdovuska2013

vdovuska2013, рада,что понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Среда, 18 Октября 2017 г. 13:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Наташа,я удивилась комментариям.Хотела рассказать об интересной опере,а получилось,что "подлила масла в огонь" в споре о "смертельном" противостоянии двух гениев...
О опера мне очень понравилась,смотрела-слушала с удовольствием.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 18 Октября 2017 г. 14:36 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

Liudmila5591, да, я тоже против Сальери ничего не имею. Сама когда-то о нём писала. Но и у Пушкина в его "маленькой трагедии" как раз содержится предупреждение, чем всё может закончиться, если человек считает себя вправе вершить справедливость миропорядка. И мы прекрасно можем сейчас наблюдать, что объективный порядок мироустройства, даже при уничтожении героя, ничего не меняет. Конфликт в принципе неразрешаем насильственно и влечёт за собой новый клубок трагических противоречий. Герои Пушкина утверждают здесь свои убеждения и страсти как высшие ценности, культивируют их и служат им. Таким образом напрашивается мысль, что, к примеру, оправдываясь служением музыке, герой служит на самом деле самому себе, своему индивидуализму.
Ответить С цитатой В цитатник
урлауб   обратиться по имени Среда, 18 Октября 2017 г. 20:37 (ссылка)
Спасибо большое за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку