-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


Моцарт. Два концерта для фортепиано с оркестром

Среда, 30 Августа 2017 г. 09:42 + в цитатник
Нина-Ник все записи автора

Фортепианные концерты Моцарта вот уже два века любимы не только слушателями, но и исполнителями. И не удивительно — ведь Моцарт писал их для своих собственных выступлений.
Еще в отроческом возрасте Вольфганг Амадей поражал знатоков и профанов виртуозной игрой на клавишных инструментах. Клавесин присутствовал в его жизни с тех пор, как он себя помнил. Уже в пятилетнем возрасте он сочинял менуэты, перебирая клавиши отцовского клавесина. Позже Моцарт выучился игре на скрипке, но клавишные навсегда остались его первой и главной любовью.

1122596834649095 (700x700, 146Kb)

Концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром 

Концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром принадлежит к числу самых популярных моцартовских концертов благодаря романтическому и страстному характеру. 

Партитура была окончена Моцартом 10 февраля 1785 года, а уже на следующий день композитор исполнял новое произведение в зале казино Мельгруб на открытии серии из шести концертов по подписке. Играть партию клавира, одновременно дирижируя, было его излюбленной формой появления на публике.
Моцарт предназначал свои концерты для самой широкой публики. В письме к отцу он говорит: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха. 

Подобно другим ре-минорным произведениям Моцарта, сочинение принадлежит к самым драматическим страницам его творчества. Этот концерт очень ценил Бетховен.

Всё сочинение пронизано контрастами драматических и мятежных тем и многогранно представленной лирики — скорбной, нежной, взволнованной, гармонически светлой. Сосредоточием образного конфликта является первая часть. Ее основной характер определяет мрачно-возбужденная главная партия оркестра. Этот образ доминирует в обеих экспозициях, постоянно обогащаясь и варьируясь.
Побочная партии оркестровой экспозиции лирична — в перекличках деревянных духовых, тональности фа мажор, изящной грациозности мотивов ощущается связь с пасторальностью.
Во второй экспозиции появляется дополнительный материал. Солист вступает новой главной темой. Полная светлой печали, с широкими певучими скачками и выразительными «говорящими» интонациями, именно она становится основной «противницей» ведущей оркестровой темы.
В качестве медленной части выступает лирический Романс (си-бемоль мажор). Его музыка в целом более светла и объективна, в ней ощущаются внутренняя гармония и покой.
Финал в целом отличается драматическим тонусом, который определяет, прежде всего, рефрен солиста. 
Однако образное развитие завершается на оптимистичной мажорной ноте: в коде утверждается образ радости. Подобное решение финала вновь подтверждает излюбленную идею моцартовского творчества — несмотря на любые драмы жизни, в ней всегда найдется место празднику и веселой шутке.



 

Концерт № 21 до мажор для фортепиано с оркестром 

Фортепианный концерт до мажор похож именно на признание в любви инструменту. Он переливается, искрится и дает солисту возможность продемонстрировать блестящую технику. Концерт был впервые исполнен 12 марта 1785 года, через три дня после того, как был написан, и сразу же вызвал восторг слушателей.  Он бурно стихиен и словно пронизан каким-то небесным светом.

Первая часть концерта — Allegro maestoso — похожа на веселый летний праздник с фейерверком. То здесь, то там зажигается игривая искра, проскальзывает легкий смешок... Надо сказать, что и все произведение воспринимается как нечто жизнерадостное, ликующее. Но в концерте есть и драматическая, минорная тема, которая звучит у фортепиано. Как будто сквозняк прошел по комнатам, задул свечи, обдал холодом декольтированные плечи дам. Но свечи зажжены вновь — и праздник продолжается, хотя и несколько присмиревший, раздумчивый.

Прелестнейшее Andante (пожалуй, лучшее у Моцарта) начинается темой струнных, которую чуть позже и еще более лирично повторяет фортепиано под аккомпанемент пиццикато.

Последняя часть, Allegro vivace assai, пленяет своей неуверенностью, вопросительными интонациями и радостным, уносящимся ввысь, завершением. Сам композитор считал, что в концертах достигается «нечто среднее между слишком трудным и слишком легким». Совмещая серьезное с приятным, Моцарт воплотил в музыке не что иное, как одну из главных идей эпохи Просвещения — «забавляя, поучать». И сделал это легко, стройно, с присущей ему одному виртуозностью. 



Источники:

 
Рубрики:  Музыкальные жанры и формы/Концерт
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 16 пользователям

liudmila_leto   обратиться по имени Среда, 30 Августа 2017 г. 10:00 (ссылка)
Оказывается Моцарт не придавал своим концертам такого значения, какое они получили в глазах исследователей.Он писал своему отцу, что ...концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха...
...удовлетворение могут получить одни только знатоки – впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими".
Так вот я,не знаток,очень их люблю их.
А в 21 концерте поражает вторая часть, знаменитое Andante. Её я бы назвала арией, настолько прекрасно “поет” рояль эту музыку….
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Среда, 30 Августа 2017 г. 10:23 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

Liudmila5591, Ну вот и прекрасно, я тоже не знаток, но концерты его обожаю. Он и сказал, что незнатоки должны остаться ими "безотчетно довольны".
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Среда, 30 Августа 2017 г. 12:13 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

Liudmila5591, Люда, Вам пост мой на почту пришел или Вы зашли в сообщество? Мне модератор написал, что на мой пост рассылки не было.
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Среда, 30 Августа 2017 г. 13:44 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нина,я знакомлюсь с постами заходя в сообщество.Поэтому частенько опаздываю с комментами и ответами.
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Пятница, 01 Сентября 2017 г. 16:48 (ссылка)
С благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 01 Сентября 2017 г. 16:51 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
dima_555   обратиться по имени Пятница, 01 Сентября 2017 г. 20:43 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 01 Сентября 2017 г. 20:51 (ссылка)

Ответ на комментарий dima_555

dima_555, пожалуйста.
Ответить С цитатой В цитатник
урлауб   обратиться по имени Пятница, 01 Сентября 2017 г. 23:52 (ссылка)
Спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 02 Сентября 2017 г. 09:13 (ссылка)

Ответ на комментарий урлауб

урлауб, благодарю за отзыв.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку