-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46241
Написано: 55627


Анне-Софи Муттер исполняет скрипичные сонаты Моцарта

Четверг, 24 Ноября 2016 г. 15:30 + в цитатник
Barucaba все записи автора

Сонаты - далеко не из самых лёгких для восприятия жанров инструментальной музыки. Однако, этот камерный жанр можно сравнить с музыкальной беседой, где инструменты рассматриваются как "люди", которые общаются друг с другом на языке музыки... 

Mozart: The Violin Sonatas (2006)

Моцарт жил и творил в ту знаменательную для истории западноевропейской музыки эпоху, когда происходило становление и интенсивное развитие жанров инструментальной музыки в целом и жанров сонаты и симфонии в частности. 

Популярность, которой пользовался жанр сонаты в Европе, объясняется несколькими причинами. Среди них демократизация музыкальной жизни, развитие бытового инструментального исполнительства. Произошли изменения и в технике композиции: постепенно отмирала практика basso continuo, расцвет переживала сольная клавирная литература. 

Одним из основополагающих факторов следует признать расширение сферы бытового музицирования. В отличие от параллельно и интенсивно развивающихся жанров симфонии и сольного концерта, исполнявшихся на публичных академиях, аккомпанированная соната составляла, прежде всего, часть музыкального быта в аристократических европейских домах и салонах. Особенно славился такими салонами Париж. Во французской столице в это время существовали самые различные салоны — литературные, политические, философские. Эти и другие подобные им собрания включали как обязательный элемент камерное музицирование. «Идея музыкальной беседы, — пишет Финшер (немецкий музыковед), — распространяется на любые камерные жанры. Ключевые инструменты (почти всегда скрипки или флейты) рассматриваются как "люди", которые беседуют друг с другом на языке музыки».

Соната для скрипки и фортепиано KV 380 ми-бемоль мажор. Andante con moto

 

В исполнении аккомпанированной сонаты — подобно другим ансамблевым жанрам эпохи— дилетанты участвовали наравне с профессионалами. Это была повсеместно распространенная практика. Среди любителей было немало аристократов и членов правящих домов; они не только содержали на службе капеллы, но и музицировали вместе с профессионалами в приватных— придворных, домашних, салонных— концертах. Аккомпанированная соната была особенно ценима в этом кругу: помимо Парижа и Лондона, она была также востребована в одном из самых музыкальных и знаменитых городов Европы — Мангейме.

Соната для скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор KV 302



 

Развитие концертирования и виртуозности — одна из линий эволюции жанра от аккомпанированной сонаты — к дуэту, от любительского музицирования к концертным формам камерной музыки. У Моцарта меняется представление о роли инструментов в ансамбле и в процессе темообразованиия. Клавир и скрипка становятся равноправными. Если в ранних произведениях скрипка лишь сопровождала изложение темы у клавира, дублируя мелодию, дополняя ее контрапунктирующими фразами или достраивая гармоническую вертикаль, то в зрелых сонатах проведение главной темы в сонатном Allegro чаще всего звучит у обоих инструментов, как правило, сперва у клавира, потом у скрипки, но иногда пальма первенства уже отдается мелодическому инструменту.

Violinsonate G Dur KV 379



Моцарт трактует партии клавира и скрипки не только как полностью равноправные Он сочетает их свободно и гибко. Клавир и скрипка обмениваются короткими репликами, то выходя на первый план в мелодической роли, то отступая на второй — в аккомпанирующей, то сливаясь в унисонах и дублировках, то создавая объемные многослойные фактурные образования, контрастирующие с прозрачными гомофонно-гармоническими эпизодами.

Violinsonate F Dur KV 547 



Моцарту довелось творить в переломную для западноевропейской инструментальной музыки эпоху: вторая половина XVIII века отмечена сменой художественно-эстетической парадигмы, которая не могла не отразиться на всех формах музыкальной практики.

Violinsonate G Dur KV 301



На смену домашнему и салонному музицированию постепенно приходит концерт; на сценах концертных залов дилетанты уступают место профессионалам-виртуозам; весьма значительно меняется и репертуар: на первое место в нем выдвигаются симфония и инструментальный концерт. Разумеется, и камерная музыка не осталась в стороне: на протяжении второй половины XVIII века в значительной степени эмансипируются жанр струнного квартета и клавирного трио. Меняет свой облик и соната для клавира и скрипки.

Violinsonate A Dur KV 305



Этот жанр оказался не только не периферийным, но, напротив, одним из ключевых жанров XVIII столетия. Интенсивность его становления и развития была исключительной: за полвека с лишним она пережила бурную эволюцию. Крайние точки этой эволюции определяют два принципиально различных, но генетически связанных между собой жанра: аккомпанированная соната 1760-х годов, теснейшим образом связанная с бытовым музицированием, и камерная (1780-е годы) «соната-дуэт», масштабное сочинение концертного характера. Изменения, произошедшие в этом жанре, затронули все основные параметры жанра, начиная от сферы бытования, техники исполнительства и вплоть до стилистики, особенностей фактуры и ансамблевого баланса.

Violinsonate F Dur KV 376



«Моцарт вечен и актуален в любые времена, — убеждает нас Алексей Любимов. — Но мне кажется, для творчества ему хватало ресурсов XVIII века, это искусство абсолютно законченное. Моцарт не стремился писать музыку будущего . Он вошел в контекст своего времени вполне естественно. Другое дело, что он преобразил этот контекст в некий микрокосм своего сознания, создал собственный, удивительно яркий и какой-то волшебный мир».

Источник:

Автореферат диссертации "Сонаты для клавира и скрипки В.А.Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации

Рубрики:  Музыка/Скрипичная
Музыкальные жанры и формы/Соната
Музыка/Камерная
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 15 пользователям

N-LIE   обратиться по имени Четверг, 24 Ноября 2016 г. 15:57 (ссылка)
"Моцарт вечен и актуален в любые времена".
К этому нечего добавить. Остается наслаждаться вечной музыкой и благодарить Небеса за гениев, которых они даровали миру. Спасибо за пост. Благополучия Вам и Вашей семье.
Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Четверг, 24 Ноября 2016 г. 19:00 (ссылка)
Наслаждаемся, благодаря вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 24 Ноября 2016 г. 19:08 (ссылка)
Большое спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Четверг, 24 Ноября 2016 г. 20:09 (ссылка)
Cпасибо, Наташа, за приоткрытый заповедный уголок моцартовских скрипичных сонат. Уголок спокойствия, гармонии и изящества. Я боюсь заходить в этот уголок своего моцартовского архива, потому, что выйти из него очень трудно. Слушал бы и слушал. Эти сонаты, так грандиозно замкнувшие собой музыкальную эпоху - подарок человечеству на все времена.
Исполнение приведенных сонат прекрасно, спору нет. Блистательна во всех отношениях Софи и при всём её величии она не теряет чувства меры в диалоге с клавиром. Но идеалом (для меня) всё же остаётся дуэт Lili Kraus + Willi Boskovsky.



Добавить комментарий: от имени Berlios (сменить) Анонимно
Текст комментария: смайлики


Проверка орфографии: (найти ошибки) Проверить
Прикрепить картинку:
Выберите файл
Переводить URL в ссылку
Подписаться на комментарии
Подписать картинку

ОпубликоватьТранслит

Включить радио
Музыка...эфир 24 ноября 20:07
Ответить С цитатой В цитатник
урлауб   обратиться по имени Четверг, 24 Ноября 2016 г. 21:07 (ссылка)
Прекрасное исполнение! Спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 26 Ноября 2016 г. 01:19 (ссылка)

Ответ на комментарий урлауб

урлауб, рада, что Вам понравилось! Большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 26 Ноября 2016 г. 01:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, спасибо, Геннадий. Нашла Lili Kraus + Willi Boskovsky - раньше я никогда не слышала ) Но с идеалом моцартовских сонат пока не определилась.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 26 Ноября 2016 г. 01:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, большое спасибо за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 26 Ноября 2016 г. 01:39 (ссылка)

Ответ на комментарий ЛГП

ЛГП, спасибо большое за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 26 Ноября 2016 г. 01:40 (ссылка)

Ответ на комментарий N-LIE

N-LIE, спасибо большое за тёплые слова!
Ответить С цитатой В цитатник
галина_любушкина   обратиться по имени Воскресенье, 27 Ноября 2016 г. 02:26 (ссылка)
Cпасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 01 Декабря 2016 г. 00:33 (ссылка)

Ответ на комментарий галина_любушкина

галина_любушкина, на радость! Благодарю за отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку