"Глория" - Ангельский гимн. Музыкальный словарь в рассказах и с примерами |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
"Глория"-это одна из частей мессы. Месса как музыкальный жанр – это основные песнопения ординария мессы, положенные на музыку. Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей:
Ординарий мессы составляют следующие песнопения:
1. Kyrie eleison («Господи, [помилуй]»): обращенная к Богу череда прошений о милости в ходе Обряда покаяния, который имеет место в Начальных обрядах мессы.
2. Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу»): Великое славословие, восхваляющее Бога, единого в Троице. Звучит в завершающей части Начальных обрядов мессы в праздничные и воскресные дни (за исключением воскресений Адвента и Великого поста).
3. Credo («Верую»): исповедание христианской веры как ответ верующих на слово Божие в конце Литургии слова. (Звучит только в воскресенья, а также в дни торжеств, т.е. великих праздников).
4. Sanctus («Свят»): песнопение, которым верующие выражают благоговейное ликование, соединяясь с ликованием ангелов и святых, предстоящих перед небесным престолом Божиим. Это песнопение непосредственно предшествует евхаристическому освящению даров.
5. Benedictus qui venit («Благословен Грядущий»): выражение благоговения перед живым Христом, приходящим в собрание верующих под видом хлеба и вина. Эти завершающие слова песнопения Sanctus в определенный период церковной истории выделялись в самостоятельное песнопение, которое звучало сразу же после освящения даров.
6. Agnus Dei («Агнец Божий»): троекратное призывание Христа – Агнца Божия, берущего на Себя грехи мира.
Этим песнопением предваряется причащение.Таким образом, разные образцы мессы как музыкального жанра могут включать в себя от трех до шести песнопений ординария мессы.
Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы.
В XVI веке заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной заново; такая разновидность композиторской мессы именуется мессой-пародией. Среди авторов таких месс Палестрина и Лассо. Тогда же получили распространение иные типы - каноническая месса и месса-парафраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов.
В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась, так называемая, месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.
--Gloria in excelsis Deo (Слава в вышних Богу), или Глория — древний христианский богослужебный гимн, входящий в состав католической мессы латинского обряда и англиканской литургии.
Назван по первым словам. Первый стих гимна — «Слава в вышних Богу и на земле мир людям благоволения» — представляет собой ангельскую песню, прозвучавшую во время поклонения пастухов и приведённую во второй главе Евангелия от Луки. По этой причине Глорию (в католической традиции) называют «ангельским гимном»
Гимн исполнялся на христианских богослужениях с глубокой древности. В Апостольских постановлениях IV века гимн назван «Утренней молитвой», причём приведённая форма гимна лишь незначительно отличается от современной. Текст Глории также присутствует в Александрийском кодексе V века и ряде других документов той эпохи. В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпоху романтизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке.
Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на один из ординарных текстов мессы. Из наиболее известных — Kyrie соль минор RV 587, Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка.
"Глория", для хора и оркестра, Антонио Вивальди.
1. Gloria (0:01)
2. Et in terra pax hominibus (3:01)
3. Laudamus te (9:49)
4. Gratias agimus tibi (12:07)
5. Propter magnam gloriam (12:57)
6. Domine Deus (14:35)
7. Domine Fili Unigentile (19:36)
8. Domine Deus, Agnus Dei (22:12)
9. Qui tollis peccata mundi (28:40)
10. Qui sedes ad dexteram (31:16)
11. Quoniam tu solus Sanctus (34:48)
12. Cum Sancto Spiritu (35:55)
Рубрики: | Музыка/Духовная Музыкальный словарь |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Ylada
Ylada, многое, что выкладываю в сообщество, узнаю в процессе работы. Музыки прекрасной так много, что всю ее не в силах узнать даже музыканты. Раньше, до того, как стала участницей сообщества, думала, что много знаю музыки, и кое в чем разбираюсь. Но когда сама стала делать посты, поняла, что почти ничего не знаю. А как узнаю, что то очень интересное, хочется поделиться со всеми, хочется, чтобы и другие узнали. Спасибо,Влада, за добрый и трогательный отзыв. Очень приятно на душе, что есть такие благодарные читатели.Ответ на комментарий Нина-Ник
Спасибо за ответ, дорогая Нинель! Желаю удачи и здоровья!Ответ на комментарий Laurea_Lasse
Laurea_Lasse, все нормально, даже интересно. Спасибо Вам за Ваши интересные рассуждения. В сообщении даны ссылки на источники.Ответ на комментарий Нина-Ник
Благодарю))) Просто сегодня только Литургию пели, очень в тему оказались Ваши изыскания. В плане сравнительных рассуждений.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |