-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46237
Написано: 55623


"Глория" - Ангельский гимн. Музыкальный словарь в рассказах и с примерами

Пятница, 07 Октября 2016 г. 11:21 + в цитатник
Нина-Ник все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

 "Глория"-это одна из частей мессы. Месса как музыкальный жанр – это основные песнопения ординария мессы, положенные на музыку. Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей:

img2 (700x525, 355Kb)

Ординарий мессы составляют следующие песнопения:
1. Kyrie eleison («Господи, [помилуй]»): обращенная к Богу череда прошений о милости в ходе Обряда покаяния, который имеет место в Начальных обрядах мессы.
2. Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу»): Великое славословие, восхваляющее Бога, единого в Троице. Звучит в завершающей части Начальных обрядов мессы в праздничные и воскресные дни (за исключением воскресений Адвента и Великого поста).
3. Credo («Верую»): исповедание христианской веры как ответ верующих на слово Божие в конце Литургии слова. (Звучит только в воскресенья, а также в дни торжеств, т.е. великих праздников).
4. Sanctus («Свят»): песнопение, которым верующие выражают благоговейное ликование, соединяясь с ликованием ангелов и святых, предстоящих перед небесным престолом Божиим. Это песнопение непосредственно предшествует евхаристическому освящению даров.
5. Benedictus qui venit («Благословен Грядущий»): выражение благоговения перед живым Христом, приходящим в собрание верующих под видом хлеба и вина. Эти завершающие слова песнопения Sanctus в определенный период церковной истории выделялись в самостоятельное песнопение, которое звучало сразу же после освящения даров.
 6. Agnus Dei («Агнец Божий»): троекратное призывание Христа – Агнца Божия, берущего на Себя грехи мира. 

Этим песнопением предваряется причащение.Таким образом, разные образцы мессы как музыкального жанра могут включать в себя от трех до шести песнопений ординария мессы.

01 (550x413, 188Kb)

Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы.
В XVI веке заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной заново; такая разновидность композиторской мессы именуется мессой-пародией. Среди авторов таких месс Палестрина и Лассо. Тогда же получили распространение иные типы - каноническая месса и месса-парафраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов.
В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась, так называемая, месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.

--Gloria in excelsis Deo (Слава в вышних Богу), или Глория — древний христианский богослужебный гимн, входящий в состав католической мессы латинского обряда и англиканской литургии.
Назван по первым словам. Первый стих гимна — «Слава в вышних Богу и на земле мир людям благоволения» — представляет собой ангельскую песню, прозвучавшую во время поклонения пастухов и приведённую во второй главе Евангелия от Луки. По этой причине Глорию (в католической традиции) называют «ангельским гимном»
Гимн исполнялся на христианских богослужениях с глубокой древности. В Апостольских постановлениях IV века гимн назван «Утренней молитвой», причём приведённая форма гимна лишь незначительно отличается от современной. Текст Глории также присутствует в Александрийском кодексе V века и ряде других документов той эпохи. 
В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпоху романтизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке.

36 (700x524, 50Kb)

Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на один из ординарных текстов мессы. Из наиболее известных — Kyrie соль минор RV 587, Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка.

"Глория", для хора и оркестра, Антонио Вивальди.




 

1. Gloria (0:01)
2. Et in terra pax hominibus (3:01)
3. Laudamus te (9:49)
4. Gratias agimus tibi (12:07)
5. Propter magnam gloriam (12:57)
6. Domine Deus (14:35)
7. Domine Fili Unigentile (19:36)
8. Domine Deus, Agnus Dei (22:12)
9. Qui tollis peccata mundi (28:40)
10. Qui sedes ad dexteram (31:16)
11. Quoniam tu solus Sanctus (34:48)
12. Cum Sancto Spiritu (35:55)

Месса (музыка) — Википедия

Gloria in excelsis Deo

Рубрики:  Музыка/Духовная
Музыкальный словарь
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 11 пользователям

Ylada   обратиться по имени Пятница, 07 Октября 2016 г. 11:27 (ссылка)
Нинель_Ник, Дорогая Нинель! Большое спасибо Вам за этот (и другие музыкальные публикации)! Слушаю, читаю с восторгом, потому что много не знала, не слыхала...Знания бесконечны! И хорошо, что есть такие Хранители знаний и Трансляторы, которые делятся шедеврами музыки, и не только...Вивальди узнаётся с первых тактов...очень люблю его музыку!
Ответить С цитатой В цитатник
Juliett_Nemo   обратиться по имени Пятница, 07 Октября 2016 г. 15:54 (ссылка)
Мой самый любимый композитор -Антонио Вивальди! Спасибо большое!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Пятница, 07 Октября 2016 г. 17:05 (ссылка)
Одна из первых стереопластинок, приобретённых мной, и первая от Вивальди была именно с этой записью хора под управлением А.В.Свешникова. Спасибо за то, что Вы напомнили о тех первых впечатлениях
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 07 Октября 2016 г. 19:06 (ссылка)

Ответ на комментарий Ylada

Ylada, многое, что выкладываю в сообщество, узнаю в процессе работы. Музыки прекрасной так много, что всю ее не в силах узнать даже музыканты. Раньше, до того, как стала участницей сообщества, думала, что много знаю музыки, и кое в чем разбираюсь. Но когда сама стала делать посты, поняла, что почти ничего не знаю. А как узнаю, что то очень интересное, хочется поделиться со всеми, хочется, чтобы и другие узнали. Спасибо,Влада, за добрый и трогательный отзыв. Очень приятно на душе, что есть такие благодарные читатели.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 07 Октября 2016 г. 19:07 (ссылка)

Ответ на комментарий Juliett_Nemo

Juliett_Nemo, спасибо большое за отзыв и внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 07 Октября 2016 г. 19:09 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, и Вам спасибо за отзыв и внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
Ylada   обратиться по имени Пятница, 07 Октября 2016 г. 20:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Спасибо за ответ, дорогая Нинель! Желаю удачи и здоровья!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 07 Октября 2016 г. 20:12 (ссылка)

Ответ на комментарий Ylada

Ylada, спасибо, и Вам, Влада, тоже удачи и здоровья.
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Пятница, 07 Октября 2016 г. 21:46 (ссылка)
"Глория" Вивальди давно с моем "секретном" списке для души...
Как хорошо,что многим она нравится!
Спасибо Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 08 Октября 2016 г. 08:22 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

Liudmila5591, спасибо большое за отзыв.
Ответить С цитатой В цитатник
Laurea_Lasse   обратиться по имени Воскресенье, 09 Октября 2016 г. 20:26 (ссылка)
Просто интересно сравнивать. За двумя исключениями в католической мессе все-таки сохранились, пусть и в измененном виде, основные черты Литургии как она есть (например, Иоанна Златоуста - служащейся наиболее часто).
Главное отличие, пожалуй, в том, что в Литургии очень мало "изменяемых" частей. Есть три варианта, каждый служится в определенном случае, и внутри каждого меняются от службы к службе только читаемые отрывки из Писания, тропари, прокимны и причастны, да и то по строго заведенному порядку.
А в остальном меняются только мелодии.
Только два из перечисленных песнопений имеют радикальное отличие. Это как раз Глория - на Литургии "Слава в Вышних Богу" исполняется только в продолжение празднования Рождества и Agnus Dei, которому я, честно сказать, никак не подберу хотя бы примерного аналога.
А дальше Credo - это Символ Веры с известной всем поправкой, Sanctus - вторая часть "Милости мира", там же чуть позднее "благословен Грядый (ну, то есть, Грядущий)", Kyrie eleison - это вообще без комментариев, у нас на каждой ектении свои правила для него. Одно на Великой, иное на Малой, иное о здравии, иное о упокоении, свои варианты (не по одному) на молебен и панихиду и т.д.
И, кстати, русские композиторы соблюдают ту же самую традицию, о которой пишет автор поста в применении к западным - они сочиняют свои варианты каждой ектении (это как раз Господи, помилуй), Херувимской песни, Трисвятого, Херувимской песни и т.д.
Действительно интересно, как время искажает в своем зеркале исконную традицию.
Простите, если вызвала у кого-то недоумение своими дилетантскими рассуждениями - я ни разу не специалист в области литургики.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 09 Октября 2016 г. 20:47 (ссылка)

Ответ на комментарий Laurea_Lasse

Laurea_Lasse, все нормально, даже интересно. Спасибо Вам за Ваши интересные рассуждения. В сообщении даны ссылки на источники.
Ответить С цитатой В цитатник
Laurea_Lasse   обратиться по имени Воскресенье, 09 Октября 2016 г. 21:08 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Благодарю))) Просто сегодня только Литургию пели, очень в тему оказались Ваши изыскания. В плане сравнительных рассуждений.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку