Изысканность музыки Мотетов. Музыкальный словарь в рассказах и примерах. |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Моте́т (от старофранц. mot — слово) — вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения.
Мотет — универсальный жанр профессионального музыкального искусства. Его культурно-социальное функционирование зависело от содержания распетого в нём текста. Мотеты со стихами духовной тематики звучали как в церкви, так и в светской обстановке (например, при аристократических дворах); мотеты с текстами светской тематики (особенно на «вульгарных» наречиях) в церкви не распевались.
Жан Батист Люлли Большой мотет- Exaudiat te Dominus
В отличие от других жанров, практиковавшихся в западной Европе в Средние века и в эпоху Ренессанса, мотет всегда сохранял характер сложной для восприятия, учёной музыки, местом демонстрации профессионального мастерства её создателя. Ещё в XIII в. Иоанн де Грокейо писал о мотете:Этот вид музыки не следует представлять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах.
Жан Филипп Рамо. Большой мотет - In convertendo Excerpts
История мотета насчитывает около семи веков. В западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения этот жанр уступает по значению только мессе. Великолепные образцы мотетов можно найти в сочинениях Палестрины,Люлли, Баха, Вивальди, Моцарта, Мендельсона, Брамса и др.
Мотет возник в XIII веке во Франции. Название «мотет» стали относить к вокальным произведениям, в которых мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с одной-двумя другими мелодическими линиями. Произведения такого рода стали называться мотетами, когда словесный текст, обозначаемый словом mot, начали переносить в дуплум (называемый поэтому мотетусом), то есть в голос, который ранее просто распевался. В XIII в. мотеты были, как правило, многотекстовыми то есть в разных голосах распевались разные тексты, как церковные, так и светские, в том числе на разных языках. Трёхголосные мотеты, которые содержат два разных текста, именуют «двойными мотетами»; чётырёхголосные с тремя разными текстами — «тройными».
Жан Батист Люлли. Большой мотет "Мисерере"
В светской и университетской среде исполнялись любые мотеты. Для церкви, разумеется, годились мотеты только на духовные тексты, содержащие библейские парафразы, молитвенные обращения к Деве Марии и т. п. Кроме того, исключительная техническая сложность мотета вряд ли могла восприниматься «на слух» в рядовом приходе; церковные мотеты приурочивались к большим праздникам и историческим событиям и звучали для образованной паствы в капеллах кафедральных соборов как, например, Нотр-Дам-де-Пари, или в небольших церквах, «зарезервированных» под свои нужды аристократией
В отличие от средневекового, ренессансный мотет писали только на духовный текст на латинском языке, единый для данного произведения. Однако и в этой форме сохранялась неодновременность произнесения слов в разных голосах — чаще всего это являлось результатом широкого применения имитаций, и подобная особенность стала характернейшим признаком жанра мотета вообще. Сборники мотетов со второй половины XVI века часто назывались «духовными песнями» (Cantiones sacrae).
Антонио Вивальди мотет RV 626 "In Furore Iustissimae Irae"
Мотет Вольфгана Моцарта." EXSULTATE, JUBILATE!"
В эпоху барокко, когда большое распространение получают инструментальные жанры, роль мотета переходит к кантате, то есть к вокально-инструментальной форме, но и чисто вокальный мотет продолжает своё существование: мотеты сочинялись к разного рода торжествам, и среди их авторов мы находим крупнейших мастеров эпохи.
В 19 в. мотет культивируется как хоральное произведение на текст серьезного характера, порой включающий религиозные мотивы, но не связанный непосредственно с культом. В числе авторов таких М. - Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Брукнер, М. Регер, Ш. Гуно, К. Сен-Санс,
Феликс Мендельсон. Drei Motetten Op. 39 - I.
Феликс Мендельсон. Drei Motetten Op. 39 - II.
Рубрики: | Музыка/Хоровая Музыкальные жанры и формы Музыкальный словарь |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Ylada
Ylada, большое Вам спасибо за добрый отзыв. Рада, что Вам понравилась музыка.Ответ на комментарий liudmila_leto
Liudmila5591, большое спасибо за внимание. У Мендельсона это только малая часть из его 3 мотетов.Ответ на комментарий Berlios
Berlios, меня эта тема тоже очень увлекла. Три дня слушала их. Все прекрасные. Очень рада Вашему отзыву и очень благодарна Вам за добрую поддержку и участие в нашей такой скромной деятельности. Не зря, значит, мы стараемся. Спасибо Вам большое.Ответ на комментарий Нина-Ник
Буду искать и слушать.Ответ на комментарий liudmila_leto
Liudmila5591, я имела ввиду 39 опус. Да его искать не надо. Включить ролик из этого поста и в колонке появятся остальные под продолжающими номерами, а может и во вставках будут.Ответ на комментарий Нина-Ник
Нинель_Ник, А Вы послушайте опус 69.Прекрасные мотеты.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |