-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46241
Написано: 55627


Изысканность музыки Мотетов. Музыкальный словарь в рассказах и примерах.

Среда, 14 Сентября 2016 г. 17:58 + в цитатник
Нина-Ник все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

Моте́т  (от старофранц. mot — слово) — вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения.

46506752_1248016294_Semeynuyy_portret_YAn_Molinyer_Molenaer_16101668_dat (700x524, 193Kb)

Мотет — универсальный жанр профессионального музыкального искусства. Его культурно-социальное функционирование зависело от содержания распетого в нём текста. Мотеты со стихами духовной тематики звучали как в церкви, так и в светской обстановке (например, при аристократических дворах); мотеты с текстами светской тематики (особенно на «вульгарных» наречиях) в церкви не распевались.

Жан Батист Люлли Большой мотет- Exaudiat te Dominus



В отличие от других жанров, практиковавшихся в западной Европе в Средние века и в эпоху Ренессанса, мотет всегда сохранял характер сложной для восприятия, учёной музыки, местом демонстрации профессионального мастерства её создателя. Ещё в XIII в. Иоанн де Грокейо писал о мотете:Этот вид музыки не следует представлять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах.

Жан Филипп Рамо. Большой мотет - In convertendo Excerpts 



История мотета насчитывает около семи веков. В западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения этот жанр уступает по значению только мессе. Великолепные образцы мотетов можно найти в сочинениях  Палестрины,Люлли, Баха, Вивальди, Моцарта, Мендельсона, Брамса и др.

Мотет возник в XIII веке во Франции. Название «мотет» стали относить к вокальным произведениям, в которых мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с одной-двумя другими мелодическими линиями. Произведения такого рода стали называться мотетами, когда словесный текст, обозначаемый словом mot, начали переносить в дуплум (называемый поэтому мотетусом), то есть в голос, который ранее просто распевался. В XIII в. мотеты были, как правило, многотекстовыми то есть в разных голосах распевались разные тексты, как церковные, так и светские, в том числе на разных языках. Трёхголосные мотеты, которые содержат два разных текста, именуют «двойными мотетами»; чётырёхголосные с тремя разными текстами — «тройными». 
 

Жан Батист Люлли. Большой мотет "Мисерере"



В светской и университетской среде исполнялись любые мотеты. Для церкви, разумеется, годились мотеты только на духовные тексты, содержащие библейские парафразы, молитвенные обращения к Деве Марии и т. п. Кроме того, исключительная техническая сложность мотета вряд ли могла восприниматься «на слух» в рядовом приходе; церковные мотеты приурочивались к большим праздникам и историческим событиям и звучали для образованной паствы в капеллах кафедральных соборов как, например, Нотр-Дам-де-Пари, или в небольших церквах, «зарезервированных» под свои нужды аристократией

В отличие от средневекового, ренессансный мотет писали только на духовный текст на латинском языке, единый для данного произведения. Однако и в этой форме сохранялась неодновременность произнесения слов в разных голосах — чаще всего это являлось результатом широкого применения имитаций, и подобная особенность стала характернейшим признаком жанра мотета вообще. Сборники мотетов со второй половины XVI века часто назывались «духовными песнями» (Cantiones sacrae).

 Антонио Вивальди мотет RV 626 "In Furore Iustissimae Irae"



 Мотет Вольфгана Моцарта." EXSULTATE, JUBILATE!"



 

В эпоху барокко, когда большое распространение получают инструментальные жанры, роль мотета переходит к кантате, то есть к вокально-инструментальной форме, но и чисто вокальный мотет продолжает своё существование: мотеты сочинялись к разного рода торжествам, и среди их авторов мы находим крупнейших мастеров эпохи.

В 19 в. мотет культивируется как хоральное произведение на текст серьезного характера, порой включающий религиозные мотивы, но не связанный непосредственно с культом. В числе авторов таких М. - Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Брукнер, М. Регер, Ш. Гуно, К. Сен-Санс,

Феликс Мендельсон. Drei Motetten Op. 39 - I. 




Феликс Мендельсон. Drei Motetten Op. 39 - II.





https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотет

Рубрики:  Музыка/Хоровая
Музыкальные жанры и формы
Музыкальный словарь
Метки:  

Процитировано 16 раз
Понравилось: 13 пользователям

урлауб   обратиться по имени Среда, 14 Сентября 2016 г. 18:22 (ссылка)
Спасибо за интересный и познавательный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Среда, 14 Сентября 2016 г. 19:03 (ссылка)
Спасибо, Нина, за интересный пост!!!
image (353x180, 27Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Ylada   обратиться по имени Среда, 14 Сентября 2016 г. 19:49 (ссылка)
Нинель_Ник, Большое спасибо! Прекрасная подборка произведений! Наслаждаюсь чудной музыкой, словно в волшебной стране!
Ответить С цитатой В цитатник
avistrix   обратиться по имени Среда, 14 Сентября 2016 г. 21:02 (ссылка)
Мотет Моцарта мне больше нравится в исполнении Виктории де лос Анхелес.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2016 г. 09:00 (ссылка)

Ответ на комментарий урлауб

урлауб, благодарю Вас за отзыв и внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2016 г. 09:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Annakraj, благодарю Вас, Анна, за внимание и отзыв.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2016 г. 09:03 (ссылка)

Ответ на комментарий Ylada

Ylada, большое Вам спасибо за добрый отзыв. Рада, что Вам понравилась музыка.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2016 г. 09:03 (ссылка)

Ответ на комментарий avistrix

avistrix, благодарю Вас за отзыв.
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2016 г. 10:16 (ссылка)
Как хорошо,что сейчас неактуально высказывание Иоанн де Грокейо и нам всем доступна эта уникальная музыка.В наш город регулярно приезжают ансамбли старинной музыки и в их репертуаре звучат мотеты.
Нина,спасибо!
За Мендельсона- отдельно!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2016 г. 10:25 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

Liudmila5591, большое спасибо за внимание. У Мендельсона это только малая часть из его 3 мотетов.
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2016 г. 19:18 (ссылка)
Снова Вы, Нинель, радуете основательной разработкой темы. Она настолько увлекла, что захотелось все мотеты, имеющиеся в моём архиве, собрать под одну крышу. Многое удалось прослушать, сопоставить, и за доставленное удовольствие я приношу Вам свою благодарность.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2016 г. 20:03 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, меня эта тема тоже очень увлекла. Три дня слушала их. Все прекрасные. Очень рада Вашему отзыву и очень благодарна Вам за добрую поддержку и участие в нашей такой скромной деятельности. Не зря, значит, мы стараемся. Спасибо Вам большое.
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2016 г. 21:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Буду искать и слушать.
Нашла опус 69.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 16 Сентября 2016 г. 07:57 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

Liudmila5591, я имела ввиду 39 опус. Да его искать не надо. Включить ролик из этого поста и в колонке появятся остальные под продолжающими номерами, а может и во вставках будут.
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Пятница, 16 Сентября 2016 г. 10:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, А Вы послушайте опус 69.Прекрасные мотеты.
А 39 естественно искать не надо....
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 16 Сентября 2016 г. 10:47 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

Liudmila5591, послушаю обязательно.
Ответить С цитатой В цитатник
Коллекционерка   обратиться по имени Понедельник, 19 Сентября 2016 г. 16:18 (ссылка)
Огромное спасибо за такой прекрасный пост! Все слушаю и слушаю..И каждый раз что-то новое просыпается в душе.
Благодарю Вас за это и за Ваш труд!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 19 Сентября 2016 г. 18:05 (ссылка)

Ответ на комментарий Коллекционерка

Коллекционерка, спасибо большое Вам за добрый отзыв.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку