-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


ЮБИЛЕЙ «ПРОСТОГО ЧЕШСКОГО МУЗЫКАНТА» АНТОНИНА ДВОРЖАКА

Пятница, 09 Сентября 2016 г. 16:45 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора
К 175-летию со дня рождения Антонина Дворжака


(8 сентября 1841 - 1 мая 1904)


8 и 9 сентября в Концертном зале радио «Орфей» к 175-летию со дня рождения чешского композитора Антонина Дворжака прозвучат «Стабат матер» и камерные произведения композитора.

Произведения прозвучавшие 8 сентября.


Камерно-инструментальные произведения создавались Дворжаком на протяжении почти тридцати пяти лет; им написано свыше тридцати произведений для разных составов, среди которых 14 струнных квартетов, 3 струнных и 2 фортепианных квинтета, 4 фортепианных трио, а также отдельные пьесы. Камерная музыка значила для чешского мастера нечто бόльшее, чем одна из областей творчества.
Разнообразные струнные и фортепианные ансамбли возникали «по велению души» и чаще всего были творческим откликом композитора на те или иные события его жизни.
Порой именно камерная музыка помогала Дворжаку справиться с тяжелыми утратами, потерей близких людей: он нуждался в том, чтобы, излив свои чувства, продолжать
творить с новой силой. Так, например, в фортепианном трио соль минор отразилась боль от утраты дочери, а драматичное фортепианное трио фа минор написано вскоре после кончины матери композитора.
Среди камерных ансамблей особенно часто звучат на концертной эстрадеФортепианный квинтет А-dur, «Американский» квартет, трио «Думки».

Фортепианное трио № 4 e-moll «Думки», op. 90 (1890 — 1891)



I. Lento maestoso - Allegro quasi doppio movimento 0:00
II. Poco adagio - Vivace non troppo 5:18
III. Andante - Vivace non troppo 12:33
IV. Andante moderato - Allegretto scherzando - Meno mosso - Allegro - Tempo I 20:21
V. Allegro 25:30
VI. Lento maestoso - Vivace 29:14


Трио «Думки» — уникальное сочинение Дворжака. В отличие от других опусов, в которых думка была одной из частей цикла, трио целиком состоит из пьес одного этого жанра, что и порождает необычную структуру сочинения. Сохраняя основные черты думки — балладность и эпичность, Дворжак создает, скорее, цикл парафраз на темы, аналогичные народным. В трио обнаружилась многогранность и изменчивость жанра. Здесь есть и типично «думочные» интонации — распевные, с характерными украшающими ритмическими оборотами, свободно разворачивающиеся мелодии речитативно-декламационного плана, — но есть и немало других. Это и бойкая танцевальность в народном духе, и изящная вальсовость, и элементы маршевости, и вдохновенное лирическое излияние. Думки чередуются по принципу контраста, в них можно проследить определенную драматургию: первая и последняя думки подобны прологу и эпилогу; наиболее близкие к народным образцам, они обрамляют вереницу различных «картин настроения». После траурных настроений второй думки, третья переносит в идеальную небесную сферу, после которой четвертая думка возникает как воплощение земного начала — в стихии танца. Яркая, напористая пятая думка может трактоваться как финал цикла, после которого в эпилоге происходит возвращение к исходному размышлению. Смысловое наполнение «Думок» Дворжака неизмеримо шире их названия.
Дворжак был первым, кто обратил пристальное внимание на богатый выразительный мир думок. В этом замечательном трио он демонстрирует универсальный характер жанра, его способность выразить любое состояние и даже философскую идею — жизни и смерти, трагического и просветленного. Тончайшие оттенки переживаний, гармоничность мировосприятия и жизнелюбие воплотились в этом сочинении, одновременно простом и мудром.
Мария Сударева-ДУМКА В ТВОРЧЕСТВЕ АНТОНИНА ДВОРЖАКА

**********

Цикл Багателей Антонина Дворжака (ор. 47 для 2 скрипок, виолончели и фисгармонии)



Allegretto scherzando 00:00
Tempo di menuetto, grazioso 03:00
Allegretto scherzando 06:19
Canon: Andante con moto 09:17
Poco allegro 12:45


БАГАТЕЛЬ ( букв. - безделушка) - небольшая инструментальная пьеса, преимущественно для фортепиано, относительно нетрудная для исполнения.
Начиная с Бетховена композиторы применяют название «багатель» как обозначение жанра. Багатели для фортепиано Бетховена представляют собой серии разнохарактерных миниатюр.

**********


Антонин Дворжак оставил после себя огромное количество камерной музыки — одних только струнных квартетов у него четырнадцать, а фортепианных квинтетов — два, причем оба в ля мажоре. Первый (соч. 5) был написан в 1872 году, второй (соч. 81) — через пятнадцать лет, между августом и октябрем 1887 года, когда Дворжак в полной мере осознал себя признанным мастером и, что еще важнее, мастером национального стиля.

Фортепианный квинтет № 2 in A major, B. 155, Op. 81



00:00 - I. Allegro, ma non tanto
13:31 - II(a). Dumka. Andante con moto -
22:41 - II(b). Un pochettino più mosso
27:45 - III. Scherzo (Furiant). Molto vivace - Trio. Poco tranquillo
31:53 - IV. Finale. Allegro


Первая часть квинтета, соч. 81, начинается обманчиво — будто романс для виолончели и фортепиано. Это впечатление очень скоро рассеивается. Несмотря на правильную сонатную форму, часть полна сюрпризов и даже кажется несколько хаотичной. Дворжак старается удивить слушателей, вводя новые темы и новые манеры (например побочная тема — в духе Брамса).
Три другие части, напротив, очень цельные и очень чешские по стилю. Вторая часть — думка с ее характерным славянским лиризмом. Это одна из самых протяженных и тщательно разработанных думок за всю недолгую историю жанра. В третьей части традиционное скерцо Дворжак превратил в фуриант. Либо наоборот: фуриант превратил в скерцо, радикально упростив ритм этого чешского танца. Музыка финала также имеет ярко выраженный национальный характер и предельно далека от мировых проблем.
текст-Анна Булычёва

**********


Cейчас за пределами родины Дворжак известен прежде всего как автор крупных инструментальных произведений,но первое широкое признание, наряду со «Славянскими танцами», принесла ему духовная кантата Stabat Mater.

Ссылка - Stabat Mater А. Дворжака.История создания

Эскизы Stabat Mater начаты 19 марта, а завершены 7 мая 1876 года. Возникновение их связано с трагическим событием в жизни Дворжака — смертью маленькой дочери. Во время работы, на протяжении 2 лет, смерть унесла еще одну дочь и четырехлетнего первенца-сына.

Stabat Mater, Op. 58




I. Stabat Mater dolorosa
II. Quis est homo, qui non fleret
III. Eja, Mater, fons amoris
IV. Fac, ut ardeat cor meum
V. Tui nati vulnerati
VI. Fac me vere tecum flere
VII. Virgo virginum praeclara
VIII. Fac, ut portem Christi mortem
IX. Inflammatus et accensus
X. Quando corpus morietur

Эльвира Хохлова, сопрано
Агунда Кулаева, меццо-сопрано
Петер Зонн, тенор
Михаил Казаков, бас
Большой симфонический оркестр им. Чайковского и Государственный академический русский хор им. Свешникова.
Дирижер В. Федосеев.
Запись из БЗК от 24.02.2013г.


Stabat Mater довольно быстро получила широкое распространение не только в Чехии, но и за ее пределами: 23 декабря 1880 года состоялась премьера в Праге, в следующем году в Берлине издательство Зимрока выпустило в свет партитуру, 2 апреля 1882 года она прозвучала в Брно, осенью состоялось исполнение в Будапеште, а 10 марта 1883 года — в Лондоне.

Это произведение Антонина Дворжака прозвучит сегодня,9 сентября,именно в том исполнении,которое представлено в посте.

**********
Рубрики:  Музыка/Духовная
Музыка/Камерная
Композиторы
Фестивали, конкурсы, концерты
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 11 пользователям

Berlios   обратиться по имени Пятница, 09 Сентября 2016 г. 19:13 (ссылка)
Забираю с благодарностью в надежде слушать камерного Дворжака целый день и потом возвращаться к нему. Уж больно хороший материал Вы подали
Ответить С цитатой В цитатник
altinira   обратиться по имени Пятница, 09 Сентября 2016 г. 19:38 (ссылка)
С благодарностью цитирую прекрасный пост!
77610072_1218 (300x300, 162Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
урлауб   обратиться по имени Пятница, 09 Сентября 2016 г. 22:51 (ссылка)
Спасибо большое за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Суббота, 10 Сентября 2016 г. 09:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, Геннадий,не устаю повторять,что счастлива открывать произведения известных,но "незнакомых" авторов.И знакомить читателей сообщества.
Желаю и Вам неустанных приятных "открытий"!
Спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Суббота, 10 Сентября 2016 г. 09:56 (ссылка)

Ответ на комментарий altinira

altinira, музыка прекрасна,вот и пост получился от моих впечатлений.
Спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Суббота, 10 Сентября 2016 г. 09:57 (ссылка)

Ответ на комментарий урлауб

урлауб, это г-ну Дворжаку спасибо,так впечатлили своей музыкой,надеюсь не только меня.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку