В эпоху распространения всеобщей музыкальной грамотности в высших, а потом и в средних классах общества музыкальные досуги монархов, писателей, художников и актеров не были чем-то экстраординарным.
Cобрание произведений самых выдающихся из композиторов-любителей XVII–XX веков.
Генрих VIII Тюдор,
король Англии (1491–1547)
Именно Генриху VIII чаще всего приписывается авторство знаменитой английской песни «Зеленые рукава», и не одно поколение британских музыковедов сломало копья в битвах за доказательство его авторства.
Абсолютно точно же известно, что Генрих VIII написал не меньше инструментальных песен и танцев, чем подписал эдиктов и смертных приговоров.
Вот одна из лучших песен короля:
«Досуг в хорошем обществе»
Исполнение: The King’s Singers
********************
Иван Грозный,
государь, царь и великий князь всея Руси (1530–1584)
Неутомимая активность Ивана Грозного распространялась не только на войны и распри, но и на культурные реформы — новые стили зодчества, введение книгопечатания, богословские и церковные реформы. Особенно любил государь церковное пение и с собственной капеллой под руководством одного из первых русских композиторов Федора Крестьянина ежедневно принимал участие в богослужении. От Грозного-композитора осталась рукопись двух стихир под названием «Книга глаголема Стихирарь месячный, иже есть Око дьячье». Одна посвящена московскому митрополиту Петру, жившему в XIII–XIV веках, вторая — Сретению иконы Владимирской Богоматери. Они написаны необычным поэтическим языком, связывающим тексты непосредственно с музыкальным содержанием (нетипичные для того времени распевы слогов), и по музыкальному содержанию могут быть поставлены в ряд с лучшими образцами этого жанра XVI века.
Полное собрание стихир
Исполнение: мужской хор Московского патриархата «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко
********************
Жан-Жак Руссо,
писатель, философ, мыслитель
(1712–1778)
Автор «Рассуждения о науках и искусствах», «Исповеди», известный сторонник простого, неискушенного образа жизни, возвращающего человека к природе, Руссо был одним из искушеннейших композиторов своего времени.
Его перу принадлежат песни, концерты, сонаты и другие инструментальные сочинения, а особенную известность завоевала его одноактная опера (интермедия) «Деревенский колдун», написанная в 1752 году.
За нее король Людовик XV после постановки в Фонтенбло предложил Руссо пожизненную пенсию, от которой, впрочем, тот гордо отказался.
Пасторальный сюжет, блестящая и доступная музыка сделали интермедию Руссо желанной на многих сценах Европы.
Воспоминания об этих постановках оставил в своих «Письмах русского путешественника» Николай Карамзин.
«Деревенский колдун».
Ария «J'ai perdu tout mon bonheur»
Эрнст Теодор Амадей Гофман,
немецкий писатель (1776–1822)
Гофман так любил музыку, что даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь любимого им Моцарта. Последний писатель великой эпохи немецкого Просвещения, Гофман уже искал чисто романтического союза муз и честно, всей своей творческой деятельностью содействовал его укреплению. Он не только сочинял оперы, но и даже расписывал театры и декорации, в которых эти оперы ставились, хотя либретто для них, например, ему сочиняли другие поэты. Музыкальный труд Гофман считал более выгодным, чем литературный, и постоянно пытался занять где-нибудь место дирижера оперного театра — чаще всего, увы, безуспешно. Кроме опер Гофман писал много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор до сих пор довольно часто исполняется на концертах. Последним и наиболее успешным сочинением Гофмана была опера «Ундина» (1816) на либретто Фридриха де ла Мотт-Фуке. Правда, и тут Гофману не повезло: театр сгорел вместе с декорациями (партитура, к счастью, уцелела). Гораздо более успешен был Гофман — последний просветитель и первый романтик — как юрист.
Увертюра к «Ундине»
Исполнение: хор и симфонический оркестр Баварского радио, дирижер Ян Куцир. 1960 год
********************
Александр Грибоедов,
русский драматург, поэт, дипломат (1795–1829)
Грибоедов был типичным дилетантом глинкинской поры (как Алябьев, Гурилев, Варламов и другие).
От автора бессмертного «Горя от ума» не осталось, однако, ни одного романса — самого популярного жанра эпохи (зато уже на его стихи сочинили свои романсы те же композиторы).
Грибоедов больше любил инструментальную музыку и подолгу импровизировал на фортепиано.
Естественно, эти импровизации не были записаны, и все, что осталось от Грибоедова-музыканта, — это два вальса: ля‑бемоль мажор и ми минор.
Они писались одновременно со знаменитой комедией (зима 1823–1824 годов) и, определенно, связаны с атмосферой домашнего музицирования в московских семьях того общества и того времени: «То флейта слышится, то будто фортепьяно…»
Два вальса
********************
Лев Толстой,
русский писатель, мыслитель (1828–1910)
Любовь Льва Николаевича к музыке была довольно избирательной и необычной, о чем мы все помним по его описаниям в «Войне и мире» и «Крейцеровой сонате». В поздние годы жизни в Ясной Поляне Толстой часто окружал себя музыкантами, в частности в его круг входили композиторы Танеев и Гольденвейзер. Тогда-то и всплыл «грех юности» писателя — в 1848 году, в возрасте 20 лет, еще не создав ни одного литературного сочинения, Толстой уже написал вальс. (Правда, идущий всего минуту и, по некоторым данным, в соавторстве с кем-то из своих приятелей той поры.) Иногда Толстой играл этот вальс, но с большой неохотой; в какой-то момент Танеев и Гольденвейзер уговорили его это сделать, после чего тут же записали исполнение в соседней комнате. Шел 1906 год, Толстому было уже 78, но он сохранял прекрасный слух и музыкальную память. Благодаря этой истории мы и сейчас можем послушать единственное музыкальное произведение Толстого — Вальс фа мажор.
Вальс фа мажор
Исполнение: Леон Клейзер
********************
Фридрих Ницше,
немецкий философ (1844–1900)
Дебютировавший «Рождением трагедии из духа музыки», поклонник Вагнера, Ницше был страстно влюблен в музыку.
Получив первые уроки от отца, к 17 годам он самоучкой начинает писать музыку и к моменту встречи с Вагнером в 1868 году является автором уже более 70 композиций.
В основном это были короткие фортепианные пьесы: крупная форма ему плохо давалась. Было написано много песен, вокальных ансамблей, хоров и даже два духовных сочинения. Однако композиторская карьера Ницше продлилась недолго, менее чем 15 лет: музыканты вагнеровского круга, столь почитаемые им, окончательно убили в нем веру в силу собственного музыкального дарования.
Только еще один раз, в 1882 году, он напишет «Гимн к жизни» на стихи, продиктованные ему Лу Саломе, роковой женщиной его судьбы. Это сочинение для хора и оркестра окажется самым исполняемым произведением Ницше.
«Гимн к жизни»
Исполнение: Orchestra 1813, Orchestra e Coro del Conservatorio di Como
Небезынтересным будет романс Ницше на стихи Александра Сергеевича Пушкина.
Поленов имел хорошее музыкальное образование и довольно высокие композиторские амбиции.
Он интересовался европейскими новинками, в частности Вагнером, дружил с Иваном Сергеевичем Тургеневым и Полиной Виардо и постоянно занимался оперной сценографей, в том числе в Московской частной русской опере.
Поленов писал романсы и песни, хоры, музыку к спектаклям и написал даже целую оперу «Призраки Эллады» на либретто Саввы Мамонтова (который поставил ее в своем театре в 1894 году).
Естественно, сценография принадлежала тоже самому Поленову, и она гораздо более известна любителям живописи, чем музыка.
Многие сочинения Поленова не сохранились, а многие потребовали серьезной музыкальной редакции.
Не так давно музыка Поленова вновь зазвучала — спустя век после забвения.
«Радуйтесь», фрагмент музыки к драме Аполлона Майкова «Два мира»
Исполнение: Калужский камерный оркестр и Калужский камерный хор, дирижер Гарри Азатов
********************
Михаил Кузмин,
русский поэт (1872–1936)
Кузмин в юности всерьез хотел стать композитором и даже три года (с 1901‑го по 1904-й) занимался в Петербургской консерватории у самого Римского‑Корсакова.
Его студенческие сочинения обнимали почти все академические жанры, но особенной популярностью пользовалась музыка к драматическим постановкам — «Балаганчику» Блока, например.
Позже, когда Кузмин бросил консерваторию, он продолжал принимать живейшее участие в артистической жизни Петербурга как исполнитель и чаще всего пел песни на собственные слова со сцен кафе «Бродячая собака» или «Привал комедиантов».
Здесь он был, как говорится, в струе: именно в эти годы в России появилось огромное количество авторов-исполнителей (например, Дмитрий Богемский, Владимир Сабинин и другие), часто исполнявших свои песенки интимно, вполголоса. Кульминацией этого стиля стало позже творчество Александра Вертинского, а песни Кузмина были забыты.
Не осталось ни одной грамзаписи его пения — только чтение стихов.
Некоторые его песни можно услышать здесь.
«Александрийские песни. Первая тетрадь» (1905)
Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано)
«Духовные стихи» (1901–1903)
Исполнение: Мила Шкиртиль (меццо-сопрано), Юрий Серов (фортепиано)
********************
Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин,
актер, режиссер (1889–1977)
Как и некоторые другие композиторы американской сцены, например знаменитый Ирвинг Берлин, Чаплин был музыкально неграмотен. Существовал даже термин «насвистывающие композиторы» — они работали с секретарями. Однако музыка занимала в жизни великого комика колоссальную роль. Партитуры своих фильмов он всегда создавал сам, используя не только свой, но и чужой материал (французский фокстрот «Титина» в «Золотой лихорадке» редакции 1942 и 1956 года или танго «Продавщица фиалок» в «Огнях большого города»). К секретарям и аранжировщикам у него были высочайшие требования — работа над партитурой фильма превращалась для музыкальной группы подчас в настоящее мучение. Музыка, а не речь продолжала до конца жизни великого артиста оставаться главной эмоциональной опорой сюжета и игры. Чаплин надиктовывал свои музыкальные идеи, обычно играя на скрипке, хотя мог играть и на фортепиано. В 1950-е годы, живя в Швейцарии во время длительного перерыва после «Огней рампы», Чаплин заново переделал всю музыку к своим старым немым фильмам еще рубежа 1910–20-х годов. Последней партитурой Чаплина стала музыка к знаменитой мелодраме 1921 года «Малыш», вышедшей в новой музыкальной редакции в 1971 году.
Вальс из кинофильма «Огни большого города» (1931)
Исполнение: джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского, запись 1937 года
********************
Федор Софронов
Композитор, музыковед
Старший преподаватель Московской консерватории им. П. И. Чайковского
Спасибо за интересный пост! Слушаю с огромным удовольствием. Но вот вопрос - кого можно считать дилетантом? Вы имеете в виду людей, которые не занимались музыкой профессионально? В таком случае к дилетантам можно отнести и Мусоргского, и Римского-Корсакого, и Бородина и многих других, но это определение к ним никак не подходит.
Замечательный пост)))) Порадовала и удивила красотой музыка Поленова и Гофмана(для меня прям открытие), ну вальс e-moll Грибоедова наверное все играли в школе)))))
Меня очень удивляет произведение Ивана Грозного. Он же сам не писал, только диктовал...Как можно оставить музыкальное произведение..Думаю это присвоено.
Спасибо за великолепный пост и Ваш труд!
Коллекционерка, если Вас так заинтересовала личность царя-композитора и сочинителя,то может будет интересна выдержка из "Державного гимнографа",где представлены споры ученых об авторстве Ивана Грозного.
Чисто формально, наверное, да, но как-то язык не поворачивается назвать нашу русскую классическую музыку дилетантизмом. Согласитесь, это все-таки разные понятия.
А может и хорошо,что наши композиторы 19 века скорее дилетанты,зато какие душевные, сердечные,что ли , произведения вышли из под их пера.Нет той академичности,"правильности",свойственной зарубежным композиторам.
Их мелодии "на слуху",мы можем их даже "мурлыкать" себе под нос.А попробуйте тоже самое сделать с музыкой "забугорной"...не получится.
Это моё личное мнение.
Дилетант- это не имеющий глубоких знаний о предмете своих занятий.
Это человек, который своими талантами и умениями, возможно, ни чем и не уступал профессионалу, однако не имел профильной подготовки, и все, что он делал, он делал по-своему, отлично от привычных для всех стандартов.
К Гофману это точно не относится. Да и к Руссо. А "профильной" подготовки в современном понимании многие в то время не имели. Те же Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков - как уже упоминалось