-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46239
Написано: 55625


Весь мир – театр, а люди в нем актеры

Воскресенье, 27 Марта 2016 г. 13:07 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора Если верить Шекспиру, а не доверять классику оснований нет, то весь мир – театр, а люди в нем актеры. Поэтому у всех жителей планеты Земля 27 марта большой праздник – Всемирный день театра. Правда, во времена Шекспира такого праздника не было, его установили только в ХХ веке.




Свою историю он ведет с 1961 года. Тогда на очередном, IX Конгрессе института театра, было решено чествовать всех служителей Мельпомены ежегодно в определенный день, а именно 27 марта. Так представители театральных профессий, включая билетеров и гардеробщиков, получили законный повод поздравлять друг друга с профессиональным праздником, проводить тематические мероприятия и радовать публику новыми постановками.



Как же мы отметим Международный день театра?


Представьте, что судьба шекспировского наследия зависит от вас. И для будущих поколений можно сохранить лишь одну пьесу. Какую бы выбрали вы?
На этот вопрос,например, большинство англичан ответили — «Король Лир».

В 1608 году в лондонском магазинчике с пестрым быком на вывеске во дворе церкви Святого Павла появилась книжечка размером приблизительно 24 на 30 сантиметров. Так началась печатная история трагедии, которую потомки назовут лучшим произведением барда. Крупным шрифтом сверху красовалось: «Мистер Уильям Шак-спир» — свидетельство уважения и признания современников. В то время подчеркивать авторство драматурга было еще не принято. Когда Бен Джонсон опубликовал собрание своих пьес, озаглавив издание «Труды», его осмеяли.

Время написания «Короля Лира» исследователи вычисляли буквально по звездам. «Недавние солнечное и лунное затмения не сулят нам ничего доброго», — говорит граф Глостер. Астрономы утверждают: эти слова не с потолка взялись — с неба. Ведь осенью 1605-го лондонцы как раз наблюдали затмение обоих светил. А если известно, что летом следующего года Шекспир уже трудился над «Макбетом», значит, трагедию Лира, где буря и молнии — одни из действующих лиц, бард создавал промозглой лондонской зимой и весной 1606 года, вдохновляясь капризами небесной канцелярии.

«Мера страданий героя превосходит здесь все, что выпало на долю тех, чьи трагедии были изображены Шекспиром как до, так и после этого произведения», — писал Александр Аникст.
«Король Лир» — грандиозная картина разрушения мира, которую критики назвали эсхатологической. Масштабы трагедии вызывают библейские ассоциации. Лира сравнивали то со своенравным вспыльчивым Яхве, то с возроптавшим Иовом. А кому-то венок из полевых цветов на голове безумного короля напоминал терновый венец Христа...


Градус пафоса снизил Лев Толстой. «Король Лир» для яснополянского старца представлялся суммой сумбура: «совершенно неподходящие к положению пророчества», «бессмысленные речи», «напыщенный неперестающий бред» и «странные проклятья». Шекспиру Толстой отказал не только в таланте, но и в правдивости. Странно. Ведь писатель и сам повторил судьбу Лира: в безумном порыве отказался от имущества и общественного положения. Стал скитальцем, и лишь младшая дочь поддержала его. К тому же сложно признать неправдоподобной историю, вероятно, основанную на реальных событиях. Незадолго до выхода пьесы Лондон всколыхнули два леденящих душу случая.

Купец Уильям Аллен имел трех взрослых дочерей. Достигнув преклонного возраста, он разделил свое имущество между ними и решил жить у каждой по очереди. Но неблагодарные наследницы плохо обращались с отцом, скупились на прислугу и даже уголь считали ненужной роскошью, оставляя несчастного мерзнуть. Так Аллен и закончил жизнь презираемым, в нищете.

Зато в 1603 году случилась история с утешительным финалом. Две дочери некоего Брайана Аннесли объявили отца умалишенным, дабы завладеть его имуществом. Но за оскорбленного родителя вступилась третья, младшая дочь и защитила его честь в суде. Девушку звали Корделл — как и героиню «Короля Лира».

Впрочем, традиционно Шекспира вдохновляла не столько жизнь за окном, сколько творчество предшественников. Историю о Лейре, жившем в IX веке до Рождества Христова, он вычитал в хрониках Холиншеда. Стоит сказать, это была довольно известная легенда, повторявшаяся и в других литературных памятниках. А побочная линия Глостера и двух сыновей взялась из романа Филиппа Сиднея «Аркадия графини Пембрук» (1590). Ученые обнаружили в «Короле Лире» следы приблизительно пятнадцати источников. Среди них стоит назвать и пьесу «Король Лейр» 1587 года, не дошедшую до нас. Шекспир мог видеть ее в театре «Роза».

Но если бы бард лишь слепо заимствовал, вряд ли мы назвали бы знаменитую пьесу трагедией всех времен. Ведь ни одна из дошекспировских версий не заканчивается так беспросветно печально. Лир был известен англичанам как король, свергнутый неблагодарными дочерьми, но восстановленный на троне усилиями младшей наследницы. После чего он благополучно правил еще два года, пока смерть, естественная и благообразная, не забрала его.

Видимо, эта народная память помешала «Королю Лиру» удержаться на сцене. В 1681 году Шекспира переписал ирландский поэт Нейум Тейт: из трагедии полностью выпала роль шута, а пронзительный финал сменился слащавеньким хэппи-эндом со свадьбой Корделии и Эдгара. И оригинальную пьесу забыли...

Лишь в XX веке человечество, горько проученное собственными страстями и пороками, наконец, сумело постигнуть трагедию «Короля Лира».

Пусть звучит музыка к трагедии У.Шекспира.

Г. Берлиоз
УВЕРТЮРА "КОРОЛЬ ЛИР"




М.А.Балакирев
"КОРОЛЬ ЛИР" УВЕРТЮРА К ТРАГЕДИИ




Д.Д.Шостакович
"КОРОЛЬ ЛИР", МУЗЫКА К ТРАГЕДИИ У. ШЕКСПИРА







С ДНЕМ ТЕАТРА,ДРУЗЬЯ МОИ!!!!!



текст- газета "Культура"
Рубрики:  Музыкальные жанры и формы/Увертюра
Композиторы
Музыка и литература
Метки:  
Понравилось: 7 пользователям

У_КОЛОДЦА   обратиться по имени Воскресенье, 27 Марта 2016 г. 15:07 (ссылка)
Потрясающая глубина этой человеческой драмы. И она разыгрывается из века в век, из поколения в поколение. Лев Толстой нисколько меня не удивил своим отвержением Шекспира и "Короля Лира": для него существовал только один великий писатель всех времён и народов - он сам.
Спасибо за пост, много узнала для себя нового.
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Воскресенье, 27 Марта 2016 г. 17:42 (ссылка)
Спасибо, Людмила за музыку и за повод к размышлениям.
Берлиоз, потрясающий драматизмом и лирикой увертюры с её фантастической оркестровкой, и Шекспир, переполненный общечеловеческой болью и страданием, заставляют думать о бОльших категориях, чем увертюра и пьеса. Тем более, что в заголовок поста Вы поставили слова У.Шекспира.
Актер играет предписанную роль, и никто не свободен от режиссуры. Она в наследственных генах и психике, описанной Фрейдом. Человечеством по прежнему правят низменные страсти, оно не стало лучше, не смотря на...и средства мобильной связи. Прогресс и гуманизация человечества, предложенная наиболее развитыми странами в качестве перспективы развития, уже перечеркнуты заявками на многополярность, прикрывающими произвол и насилие. И если мир - театр, то глядя на безликость сегодняшних исполнителей главных ролей остаётся только закрыть занавес.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 28 Марта 2016 г. 08:27 (ссылка)
Спасибо большое, Людмила. Очень понравился пост. Не знала о таких произведениях. Послушаю обязательно.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку