-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46237
Написано: 55623


"ДОМАШНЯЯ СИМФОНИЯ" РИХАРДА ШТРАУСА

Суббота, 12 Марта 2016 г. 09:34 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора `Это самое совершенное произведение, которое вы создали...`
(из письма Ромена Роллана Рихарду Штраусу)

`Разрыв домашнего водопровода`
(из газет).

`Хотелось бы,чтобы красоты этого произведения были сохранены. Но еще больше хотелось бы, чтобы Штраус вообще его не писал`
(Дж. Марек).

*****


"Для меня поэтическая программа является не чем иным, как творческим поводом для создания выразительной формы, и для музыкального развития моих ощущений, а не просто музыкальным описанием известных жизненных событий…"

*****


По натуре Рихард Штраус был человеком жизнерадостным, склонным к специфически баварскому, чуть тяжеловесному юмору. Он ценил домашний уют, был очень привязан к семье, всегда с большой неохотой расставался на длительное время с семейным очагом. Возможно, все это и помогло ему на долгие годы сохранить душевную молодость, энергию и неиссякаемое жизнелюбие. Его мировоззрение было цельным и неконфликтным.

Как-то Штраус признался: почему бы ему не написать симфонию о самом себе? Эта мысль привела его к автобиографическим сочинениям — симфонической поэме «Жизнь героя» (1898), в которой композитор повествует о своей борьбе за самоутверждение, и «Домашней симфонии» (1903). В отличие от композиторов-романтиков, автобиографичная тема «Домашней симфонии» решена в плане поэтизации бюргерского быта, где патетика борьбы уступила место повседневной обыденности, семейной идиллии.

Автобиографичная тема "Домашней симфонии" Рихарда Штрауса (1903) решена в плане поэтизации бюргерского быта - это запечатлённые в музыке картины мирной семейной жизни самого композитора.

Музыка Домашней симфонии показалась критикам слишком иллюстративной и даже вызывающей, однако многим она нравится, даже наш пианист Святослав Рихтер, когда его спрашивали - чем бы он хотел продирижировать, называл именно эту вещь.

История создания
К началу XX века Штраус достиг первой творческой вершины. Созданы семь симфонических поэм — самые популярные произведения из всего наследия композитора.
Он выступает во многих городах Германии в качестве симфонического и оперного дирижера, гастролирует в различных странах, пропагандируя собственные сочинения. В 1898 году занимает пост первого придворного капельмейстера Берлинской оперы, через три года его избирают президентом Всеобщего немецкого музыкального союза. Его первые две оперы, еще незрелые, ставятся в Веймаре, Мюнхене, Праге, Дрездене, Вене. В день премьеры оперы «Гунтрам» 10 мая 1894 года в Веймаре, под его управлением, он обручился с исполнительницей роли главной героини известной певицей Паулиной де Ана. Три года спустя родился их единственный сын Франц.

Symphonia domestica (Домашняя симфония), ор. 53 (1902–1903)



I. Bewegt - Thema I, Thema II, Thema III
II. Scherzo: Munter
III. Wiegenlied - mäßig langsam
IV. Adagio
V. Finale: Sehr lebhaft


Домашняя симфония — первая из двух программных симфоний Штрауса — создавалась в 1902–1903 годах и завершила серию его симфонических поэм, к которым близка и по форме, и по содержанию, особенно к «Жизни героя» (не случайно друг Штрауса, французский писатель Р. Роллан называл эту симфоническую поэму «Героической симфонией»). Штраус выступил продолжателем традиций Берлиоза и Листа. Подобно Берлиозу, он сам сочинил автобиографическую программу. Но если у французского романтика реальность причудливо сплеталась с грезами, а события личной жизни прикрывались именем «Лелио» или просто «артиста», то Штраус откровенно называет героем своих сочинений себя: «Я не вижу, почему бы мне не написать симфонию о самом себе. Я нахожу себя не менее интересным, чем Наполеон или Александр… Знаете ли вы хотя бы одного композитора, который, сочиняя музыку, изображал что-либо другое, а не самого себя?» И он посвящает Домашнюю симфонию «моей дорогой жене и нашему мальчику», портреты которых, наряду с его собственным, рисует эта музыка.

Каков же был Штраус в 38 лет, в годы работы над Домашней симфонией? Познакомившийся с ним незадолго до того Ромен Роллан создает «странный и властный портрет того, кто считается в Германии преемником вагнеровского гения, — того, кто имел сугубую дерзость написать вновь, после Бетховена, Героическую симфонию и выставить себя в ней героем: высокий, стройный, довольно элегантный, высокомерный, он кажется принадлежащим к более тонкой расе, чем другие музыканты, среди которых он находится. Презрительный, пресыщенный успехом, весьма требовательный…»

Первое исполнение Домашней симфонии состоялось 31 марта 1904 года в Нью-Йорке под управлением автора на фестивале музыки Штрауса — он провел 35 симфонических концертов и вокальных вечеров, в которых принимала участие его жена Паулина. Накануне премьеры Штраус в интервью американским журналистам назвал Домашнюю симфонию симфонической поэмой, «которая изображает один день моей семьи», и говорил о ее отчасти лирическом, отчасти юмористическом характере. Однако вскоре заявил, что «не хотел шутить. Разве может быть что-либо более серьезное на свете, чем супружеская жизнь? Я желаю, чтобы эту симфонию воспринимали всерьез».

Первоначально композитор дал разделам партитуры заголовки (любовная сцена, сны и заботы ребенка, веселая ссора супругов), ремарками были снабжены отдельные темы (муж, жена, ребенок), но в окончательном варианте остались лишь некоторые из них. Предполагаемая программа вызвала ожесточенную критику. Роллан писал, что «это один из самых дерзких вызовов, которые он (композитор) когда-либо бросал здравому смыслу и хорошему вкусу. Я понимаю, что артист его масштаба может говорить публике о самом себе. Меня гораздо больше коробит, как он об этом говорит. Слишком велика диспропорция между сюжетом и манерой выражения. Больше всего мне не нравится то, что он выставляет напоказ самые сокровенные чувства… Кухня, гостиная, даже спальня открыты для всеобщего обозрения». О том же говорил отец Штрауса: «Навряд ли можно у себя дома так сильно шуметь». Это подчеркнуто и мощью, монументальностью огромного по составу оркестра (около 110 человек) с расширенными группами духовых и ударных инструментов.

Одночастная симфония состоит из четырех больших разделов, напоминающих четыре части сонатно-симфонического цикла.

В первом «представляются» герои произведения. Мужа рисуют четыре мотива, характер которых обозначен самим Штраусом: спокойный (виолончели и фаготы), мечтательный (гобой), ворчливый (кларнеты), пылкий (скрипки). Два мотива (первым из них является обращение мотива мужа) характеризуют капризный и изменчивый темперамент жены: мотив оживленный и грациозный сменяется манящим и страстным; прозрачное звучание солирующей скрипки, альта, кларнета внезапно прерывается гневным, бурным взрывом всего оркестра. Тихую безмятежную тему ребенка поет нежно звучащий старинный гобой (oboe d'amore — гобой любви) в сопровождении небольшой группы солирующих струнных; Штраус охарактеризовал ее как тему «гайдновской простоты». Другой мотив отнюдь не столь безмятежен — он передает громкий визг ребенка, изображаемый трелями деревянных духовых и форшлагами труб с сурдинами. Тетушки уверяют: «Весь в папу» (мотив отца у засурдиненных труб и кларнетов); дядюшки возражают: «Весь в маму» (мотив матери у засурдиненных тромбонов и валторн, гобоев и английского рожка).

Второй раздел — скерцо — рисует игры ребенка, «страшно шумные игры веселящегося Геркулеса» (Роллан). Тема ребенка подвергается многочисленным мастерским преобразованиям. Под конец она становится покачивающимся фоном нежной колыбельной, чувствительную мелодию которой ведут два кларнета: здесь Штраус почти дословно цитирует популярную Песню гондольера Мендельсона из фортепианного сборника «Песни без слов». Раздается бой часов (колокольчики) — семь ударов, семь вечера.

Следующий раздел — адажио — лирический центр симфонии, своеобразный ноктюрн с широким разливом тем, то сопоставляющихся в звучании различных инструментов, то сливающихся в согласном дуэте. Вновь раздаются звуки колокольчиков — часы бьют семь утра.

Уверенно звучит мотив мужа, его сменяют громкий крик ребенка, мотив жены — начинается стремительный, жизнерадостный финал. Он близок по настроению к начальному разделу. Темы мужа и жены развиваются в форме двойной фуги, рисуя комическую сцену ссоры супругов; в нее вплетается и голос ребенка; победителем выходит, конечно, муж. Торжественный патетический апофеоз, мощное звучание колоссального оркестра венчают симфонию.
источник

*****


Рихард Штраус, один из крупнейших представителей программного симфонизма, говорил, что не способен «сочинять музыку, не имея программы, которая вела бы за собой». Достойный наследник Берлиоза и Листа, он продолжил и развил в своем творчестве главные направления программного симфонизма. Восприняв от Листа совершенство музыкальной формы, Штраус обогатил жанр симфонической поэмы театральностью, портретностью образов, программностью литературно-сюжетного плана, то есть чертами, свойственными симфонизму Берлиоза. Синтезировав и своеобразно претворив традиции своих предшественников, он создал такие блестящие и прославившие его произведения, как симфоническая поэма «Дон Жуан», «Веселые забавы Тиля Уленшпигеля», которую известный дирижер нашего века В. Фуртвенглер назвал «шуткой гения, достойной Бетховена».

Об этих произведениях в следующий раз...

*****


Сам Штраус заявил в 1947 году: «Может быть, я не являюсь первосортным композитором, но я — первоклассный второсортный композитор!»
Рубрики:  Музыка/Симфоническая
Музыкальные жанры и формы/Симфония
Композиторы
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям

Berlios   обратиться по имени Суббота, 12 Марта 2016 г. 11:31 (ссылка)
Эта симфония - энциклопедия супружеской жизни, изложенная откровенным и чувствительным художником. Музыкальная форма изложения ощущений не менее ярка и доходчива, чем, скажем, литературная. Впечатления свободны от бытовых деталей - нас увлекает колорит разнохарактерных тем, которые взаимодействуют, капризничая и срываясь из равновесия. И действительно, как тут не согласиться с автором, что "разве может быть что-либо более серьёзное на свете, чем супружеская жизнь". Обратим внимание, что это семья немецкая, семья бюргера, хрестоматийно самодовольного и невозмутимого. А у Р.Штрауса такие страсти, столько шума! Но сам то он в партии фаготов и виолончелей. Он спокоен и сдержан, он настоящий мужчина, муж и отец. Позавидуйте слабаки, подавшие на развод вскоре после свадьбы. Какую партию вы сыграли?
В музыкальном отношении: я восторге от красоты созвучий и динамики произведения. На протяжении всей симфонии тебя держат в напряжении, мысль не уплывает в сторону. И даже неискушенный слушатель, далекий от программы произведения и музыкальных тонкостей его, будет отвлечен от воспоминаний о вчерашнем приятном ужине и уж точно, не уснет.
Спасибо, Людмила!
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Суббота, 12 Марта 2016 г. 13:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Ах,Berlios, как Вы все правильно написали.
Мне эта симфония пришлась как нельзя к стати...два раза я подолгу отсутствовала дома по состоянию здоровья.И вот в первый день возвращения по радио Орфей услышала фрагмент.Как мне стало хорошо!
Пусть у меня по дому не бегают дети и муж трогательно обо мне заботится..
Но я благодарна Штраусу за это "семейное" произведение.Оно замечательное открытие для меня!
Спасибо Вам,мой друг,за прекрасный отзыв и за понимание.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 12 Марта 2016 г. 15:36 (ссылка)
Спасибо, Людмила за интересный пост. Все очень понравилось.
Ответить С цитатой В цитатник
daizyLeningrad   обратиться по имени Понедельник, 14 Марта 2016 г. 11:51 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
урлауб   обратиться по имени Понедельник, 14 Марта 2016 г. 15:35 (ссылка)
Благодарю за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку