-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46239
Написано: 55625


Ламара Чкония - гордость грузинского народа

Пятница, 05 Июня 2015 г. 10:07 + в цитатник
все записи автора

Вступление к книге Ламары Чкония «На волнах жизни»

Всемирно известная выдающаяся грузинская певица, народная артистка Советского Союза и Грузии, заслуженная артистка Украины, многократная лауреатка международных конкурсов, профессор Ламара Чкония принадлежит к плеяде вокалистов, которые в 50-е годы XX ст. внесли весомый вклад в развитие и совершенствование вокальной культуры Грузии.

сканирование0004 (497x700, 263Kb)

Ламара Чкония - 1968 г. Киев, опера "Манон", в роли Манон

Она является первой грузинской женщиной, которая благодаря своему таланту и профессионализму смогла преодолеть «железный занавес» Советского Союза, выйти за его пределы и вынести на суд мировой культурной общественности лучшие традиции грузинской вокальной культуры, осмелилась вступить в творческое состязание с лучшими молодыми певцами мира и завоевала звания лауреата.

Ламара Чкония родилась в 1930 г. 27 декабря в Тбилиси в семье служащих. Отец – Григорий Максимович Чкония – инженер-лесовод, мама, Ивлита Николаевна Зеделашвилиб по специальности бухгалтер. Репрессии коммунистического режима в 1937 году уничтожили двух братьев Григория Чкония, и поэтому он вместе со своей семьей вынужден был срочно удалиться из Тбилиси и скрываться в аджарских горных лесах при помощи местных лесников.

Ламара училась в 7 классе Батумской средней школы, когда ее звонкий чистый голос услышала педагогическая комиссия из Тбилисской центральной школы, которая специально разъезжала по Грузии для отбора музыкально одаренных детей. Комиссия направила ее на учебу в город Тбилиси и этим предопределила ее будущую творческую дорогу жизни. Ламара была зачислена в Тбилисскую музыкальную школу-интернат для особо одаренных детей. Ее вокальное воспитание доверили опытному педагогу Анне Чиджавадзе.

После окончания музыкальной десятилетки она стала студенткой вокального факультета Тбилисской государственной консерватории, где и произошло последующее ее усовершенствование. Здесь она училась в классе Валерьяна Сардионовича Кашакашвили, а затем в классе Георгия Михайловича Гогичадзе. В 1956 году она с отличием закончила Тбилисскую консерваторию и в том же году была зачислена солисткой в стажерскую группу Тбилисского театра оперы и балета. Отсюда начался творческий подъем талантливой певицы.

Очень скоро в Тбилиси была осуществлена постановка оперы З. Палиашвили «Даиси». В этом спектакле главную роль Маро доверили Ламаре Чкония, которая целиком оправдала мнение музыкальной общественности о своих возможностях. Это подтверждается рецензиями тех лет: «По-настоящему обрадовала нас Л. Чкония. Эта молодая певица одарена большим талантом и великолепным голосом. Она глубоко осознала роль, хорошо продумала мизансцены. В ее лице мы имеем надежного исполнителя роли Маро».

После оперы «Даиси» Л. Чкония успешно спела вокально сложную партию Этери в опере З. Палиашвили «Абесалом и Этери». Певица создала проникновенный образ своей героини. В одной из рецензий того времени есть такие слова: «На тбилисской оперной сцене крайней редкостью стало звучание такого блестящего творения грузинского искусства, каким является опера «Абесалом и Этери». И это не удивительно, так как с дефицитом исполнителей роли Абесалома мы мало имеем и исполнителей роли Этери. Остались только Гертруда Шмальцель и Тамара Тактакишвили. Новая Этери с первых же звуков арии Мачехи завладела залом. Выплеснутые из глубины сердца неподдельные тоска и горе обворожительно проникали в сердца слушателей».

Ламара недолго и нечасто выступала на тбилисской оперной сцене, но и этого было достаточно для того, чтобы обрести множество поклонников и почитателей ее уникального таланта.

Lamara Chkonia - Pamina - Mozart



Труден и колюч творческий путь великого художника. Ламара тоже столкнулась на этом пути с трудностями и преградами. Об этом и пишет она в своей книге «На волнах жизни». Именно тогда, когда Л. Чкония достигла серьезных результатов и каждое появление на сцене молодой певицы доставляло огромное удовольствие и радость зрителям, она вынуждена была оставить родной тбилисский театр и переселиться на украинскую землю.

С 1960 года великолепный голос Ламары Чкония зазвучал на украинском языке. В Киеве все оперные постановки шли на украинском и, естественно, вначале певица оказалась перед трудной задачей. Несмотря на это, она преодолела языковый барьер, чем заслужила большую любовь украинского народа. Каждое ее выступление с большим интересом встречали общественность и пресса. Однажды главный дирижер театра Симеонов Константин Арсеньевич после спектакля в сердцах даже сказал: «Некоторые наши оперные солисты обязаны петь с такой четкой на родном украинском украинском языке, как это делает Ламара Чкония».

На страницах украинских газет напечатано много рецензий. Одна из них была обнародована в «Радьянский культури». «Правда, не много времени прошло, как в нашем городе поет Ламара Чкония, - пишет рецензент Баррели, - но киевляне полюбили молодую певицу... Выступления певицы заслужили большой интерес в этом сезоне».

Или вот еще одна рецензия: «На киевской оперной сцене часто слышится звонкий голос певицы. Если когда-нибудь слушали и смотрели выступления Л. Чкония, то несомненно будете помнить ее мечтательную Татьяну, Маргариту с распростертыми руками, обворожительную Иоланту. Киевляне всем сердцем полюбили молодую певицу, которую всегда встречают громкими аплодисментами!».

Ламара Чкония в роли Иоланты, премьера, Киев, 1961 г. (700x466, 168Kb)

Ламара Чкония в роли Иоланты, премьера, Киев, 1961 г.

В 1964 году газетой «Вечерний Киев» был объявлен конкурс на самого популярного артиста в г. Киеве. По письмам читателей среди оперных певцов первой назвали Л. Чкония в роли Чио-Чио-сан из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй». Великолепно пела Ламара в Грузии, но все же большее признание она получила за ее пределами.

В 1963 году в столицу Болгарии г. Софию из 27 стран приехали 126 молодых оперных певцов соревноваться за лучшее исполнение оперной роли на сцене софийского театра. На этом всемирном конкурсе Ламара Чкония достойно победила, завоевав звание лауреатаж. В те дни газета «Тбилиси» писала: «Ламара Чкония – певица большого будущего, так как она в таком трудном международном соревновании удостоена звания лауреата...». А «Вечерний Киев отмечал: «Болгары Ламару называют «украинской звездой»!». Когда цюрихского музыковеда В. Гислинга журналисты спросили, кто из участников конкурса ему понравился больше всех, он прежде всего назвал Ламару Чкония.

Болгарская центральная газета «Работническо дело» после подведения итогов конкурса отметила: «Интересным явлением был выход на сцену Ламары Чкония. Она отличается особенным талантом, является одаренной личностью. Певица очень непринужденно осилила технические сложные арии Пажа из оперы «Гугеноты» Мейербера и Виолетты из оперы Верди «Травиата». Наряду с этим в роли Чио-Чио-сан тембры среднего и низкого регистров очень напоминали звучание флейты.

Не скрывал также своего восхищения журнал «Болгария»: «Ламара Чкония взволновала нас трагедией своей героини – Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй»), роль которую она исполнила с неподдельной искренностью и большим артистизмом».

Грузинскую артистку искренне поздравили с победой всемирно знаменитые певцы, такие как итальянка Тоти даль Монте, россиянин Марк Рейзен, румыны Николай Херля и Зинаида Пали, а также главный дирижер Метрополитен-опера Курт Адлер: «Ваше лирическое сопрано звучало красиво и обворожительно».

Lamara Chkonia Я помню чудное мгновенье. Глинка



  «Ламара Чкония производит неизгладимое впечатление прежде всего своими вокальными данными и нежностью исполнения, когда лиричность точно совпадает с музыкальным текстом... Ламара Чкония завораживает своим великолепным голосом. Ее исполнение полно нежности и лиризма. Она обладает всеми необходимыми качествами, чтобы называться артисткой большого таланта», - так о Л. Чкония писала газета «Скинтея» во время гастролей в Румынии.

Особенно удачен был для Ламары 1967 год, когда она приняла участие в I Международном конкурсе им. Миуры Тамаки в столице Японии г. Токио на звание лучшей Чио-Чио-сан мира. На конкурс из 22 стран приехали 39 исполнителей этой роли. От Советского Союза были направлены Ламара Чкония и Мария Биешу, от других государств явились знаменитые певцы, в том числе Элен Гаррети (Гранд опера Парижа), Элизабет Вооган (Лондонская королевская опера), Мари Луиз Карнис (Италия), Мерилин Ниска (США), Молнар Таладич (Югославия), Сасак (Япония) и др. Возраст участников конкурса не был ограничен.

Ламара Чкония в этом конкурсе за исполнение партии Чио-Чио-сан получила вторую премию и золотой кубок. Ее также наградили специальным призом зрителей и филармонического общества. По радио и телевидению Японии шли передачи об итогах конкурса и блестящем выступлении Л. Чкония. Весь мир признал ее великолепный образ Чио-Чио-сан. С этого времении ее искусство уже принадлежало не только Грузии и Украине, оно стало интернациональным!

После конкурса Ламара Чкония и Мария Биешу были приняты японским императором Сато, что стало исключением из традиционных правил. «Красивейший голос, хорошая внешность и блестящие актерские данные ставят Ламару Чкония в один ряд с мировыми Чио-Чио-сан», - писала одна из японских газет.

«Мария Биешу и Ламара Чкония – лучшие Чио-Чио-сан мира!» - с таким заглавлением вышла статья в газете «Советская культура». Специалисты писали: «Этот великолепный грузинский талант очаровал...», «Эта украинская певица – настоящее явление!»

Наступил 1968 год. Ламара Чкония – навершине творческого подъема. Признанная во всем мире, она возвращается на родину. Соотечественники с большим восторгом встретили возвращение истинного мастера вокального творчества. Грузинский народ проявил к ней большую любовь и почитание. Каждое ее выступление на сцене вызвало огромный ажиотаж, и зал всгда был полон зрителей. А ее выступление по телевидению все ожидали с особым интересом.

Ламара много путешествовала со спектаклями и сольными концертами по Советскому Союзу и за рубежом. Ее часто приглашали на гастроли в московский Большой театр и ленинградский Мариинский оперный театр. Она выступала с концертами в самых престижных залах. Несмотря на огромную загруженность, она не забывала и грузинских зрителей. С сольными концертами объездила почти каждый уголок Грузии. Параллельно Л. Чкония много времени отдавала записям на фирме «Мелодия» в Москве. В Золотом фонде Москвы, Киева и Тбилиси хранятся записи более чем 350 произведений в ее исполнении.

Творчеству Ламары всесоюзная и зарубежная пресса всегда уделяла большое внимание. О ней с восторгом писали такие центральные газеты, как «Правда», «Известия», «Труд», «Советская культура» и др. Огромное внимание к ней было и со стороны грузинских журналистов. Вот что писала 7 мая 1982 года газета «Литературная Грузия» после концерта Л. Чкония в Большом зале консерватории: «Мы стали непосредственными участниками тех процессов, переживаний и эстетических восприятий музыкальных произведений, которые дали возможность голосу создать богатейшую исполнительскую палитру. Ясный и красивый голос Л. Чкония волнообразно разливался в Большом зале консерватории... Обязательно надо отметить большое искусство вокального перевоплощения певицы. В первом отделении певица исполнила произведения композиторов Западной Европы. В программе были ария Лизетты из оперы композитора Гретри «Мнимая магия», ария Бетси из комической оперы Монсиньи «Царь-фермер», а также «Колокол», «Пастораль» и «Мандолины» композитора Сен-Санса. Во всех вышеперечисленных, и в особенности в произведениях Сен-Санса, певица раскрыла богатейшие качества композитора.

 С привычным мастерством исполнила певица арию из кантаты Дебюси «Ненасытный сын». Она блестяще смогла передать новыми исполнительскими формами музыкальный язык и нарисовать образ, который характерен для музыкантов-импрессионистов».

«Если мы представим звучание голоса Л. Чкония в цветах палитры – светло-небесно, розовой, фиолетовой, - пишет та же газета, - то это были тона ренуара, Мане и Моне! Слушали эту певицу, и как будто вся эпоха того времени проходила перед глазами, что должно считаться величайшим достижением и достоинством этой вокалистки. Второе отделение певица посвятила русским и классическим произведениям, при исполнении которых в голосе четко проявились серебристое звучание и широта, что характерно для русской вокальной школы. Концерт еще раз подтвердил высокую исполнительскую культуру, блестящее владение динамическими нюансами, психологической детализацией, постепенностью исполнительской концепции и органичностью слияния музыки со словом!»

Слушатели долго не отпускали артистку со сцены, так что ей еще много пришлось петь «на бис». С этой же программой Л. Чкония выступала на гастролях в Ленинграде и Киеве.

Lamara Chkonia. Gabriel Faure, Le papillon et la fleur



  В октябре 1983 года в Киеве состоялся VII Всесоюзный музыкальный фестиваль «Золотая осень». «Самым ярким явлением на фестивале был сольный концерт всеми любимой певицы, солистки Тбилисского оперного театра, народной артистки Л. Чкония. На этих гастролях ее исполнительское мастерство достигло мирового уровня», - писала одна из газет в те дни. Известный певец, солист Киевской государственной филармонии В. Миркотан в то время писал: «В Киевском театре оперы и балета в период совместной работы наблюдал за Ламарой Чкония на сцене. Имел счастье также принимать участие в концертах, где выступали всемирно известные певцы. Брал уроки у Марио дель Монако, Фернандо Преви. Слушал спектакль звезд в театре Ласкала и могу с уверенностью сказать, что Ламара Чкония в вокальном мастерстве достигла такого уровня, который в искусстве можно назвать явлением. Достигнутые ею за последнее десятилетие успехи просто удивительны. За этой легкостью и естественностью стоит многолетняя целеустремленная работа, которая принесла ей в жизни великую радость признания ее искусства».

Успешными были для Ламары Чкония и последующие годы. Служа большому искусству, она вела плодотворную работу и на общественном поприще.

Великая певица, артистка, обладающая множеством титулов, лауреатка международных конкурсов, которую в Японии объявили лучшей Чио-Чио-сан мира, получала много писем от известных композиторов и поэтов: «Много оперных примадонн могут мечтать о таком голосе, как у Вас!» (Г. Майборода); «Эта певица является гордостью грузинского народа!» (Г. Панджикидзе); «Вы являетесь соловьем Советского Союза!» (Расул Гамзатов) и др. Поэтому очень трудно представить, что у нее оставалось время для общественных дел. Но, к счастью, здесь Ламара Чкония оказалась исключением.

Л. Чкония всегда находила время для помощи своим согражданам. Она прижды была избрана депутатом Тбилисского городского совета. В 1979 году была избрана от Аджарии депутатом Верховного Совета СССР. Истинно народный депутат, она особенно много сил отдала своему родному городу Батуми, сохранению его архитектурного богатства. Ее усилиями было прекращено использование под лабораторию здания одной-единственной в городе католической церкви. Его отреставрировали и переоборудовали под концертный зал. Сейчас это помещение функционирует как христианская церковь. Нелегок был и перенос из центра города Батуми военного госпиталя.

Даже перечислить трудно тех батумцев, тбилисцев, москвичей, сухумцев и хелвачаурцев, которым Ламара протянула руку помощи в урегулировании их житейско-бытовых проблем. Актриса все время получала множество писем из республики и разных уголков Советского Союза, которые не оставались без внимания. В ее почте много писем благодарности: «Я и моя мама всю жизнь будем молиться за вас», - это фраза из письма молодого ученого, который из-за одного неправильного шага в жизни попал из московского научно-исследовательского института в в Сибирь на тюремные нары. И кто знает, как закончилось бы жизнь этого научного работника, если бы Ламара не приняла близко к сердцу чужое горе. Он сейчас плодотворно работает в Соединенных Штатах Америки.

Ламара Чкония для всех находила время. Всем протягивала руку помощи. На своих плечах она несла семейный груз супруги, матери и бабушки. Профессор Л. Чкония – великолепный педагог, о чем свидетельствуют блистательные успехи ее учеников. Чего только стоит тот факт, что учениками певицы являются две ее дочери и Иано Алибегашвили (Тамари). «С пятилетнего вораста целенаправленно развивала в своих дочерях любовь к музыке, - вспоминает Ламара, - учила их народному и городскому фольклору. Часто садилась за рояль и пели. Так что о другой профессии они и не помышляли!».

Присущие Ламаре Чкония высокое мастерство, трудолюбие, требовательность прежде всего к себе, любовь и преданность музыке и пению унаследовали ее дочери. Не менее важно и то, что Этери и Натела, как и Великая Ламара, обладают голосами красивейшего тембра, отличаются эффектной сценической внешностью и с честью защищают традиции грузинской вокальной школы за границей.


Академик Леван Мгалоблишвили

«Явление Ламары Чкония в грузинском и международном искусстве представляет собой один из блестящих моментов и этапов в истории певческой элиты, которые можно считать культурным вкладом нашей нации в общечеловеческую культуру».

Профессор Нодар Андгуладзе
Народный артист Грузии.

Газета «День грузинского театра»
14 января 2001 года

Lamara Chkonia. Cavatina Rosina. Composer Rossini



 

Старалась сказать правду

В круговороте современной жизни, когда телевидение так бесцеремонно ворвалось в наши дома, навязало нам переживания мировых общечеловеческих проблем, отняло домашнюю тишину и уют, так необходимую для чтения, мне хотелось бы поздравить и вас, и себя с сохранением интереса и любви к книгам!

Из дневника мной отобраны только наиболее интересные эпизоды.

По-моему, выросшая в Батуми на берегу Черного моря, ваша покорная слуга прошла трудную, но интересную дорогу жизни и творчества. Я счастлива и горда тем, что была современницей замечательной плеяды великолепных людей. Людей, которые под тяжким гнетом советской тоталитарной системы не утратили свои личностные качества, сумели сохранить национальное богатство и культуру. Чьи имена золотыми буквами вписались в историю грузинского и советского искусства.

сканирование0007 (487x700, 304Kb)

Ламара Чкония - публикация, посвященная певице, "Музыкальная жизнь", 1983 г.

Моими коллегами были чрезвычайно талантливые, я бы сказала легендарные, артисты как в Грузии и Украине, так же и во всем Советском Союзе. Они жили и творили свое большое искусство перед моими глазами, не подозревая о том, что стали моими духовными наставниками и педагогами.

И наконец, не могу не признаться, что, к моему счастью, в лице моего мужа Мориса Лекиашвили я встретила друга, который в течение многих лет вместе со мной в равной мере разделял все невзгоды и радости жизни, а также ежедневную заботу по воспитанию детей для того, чтобы дать им возможность занять достойное место в обществе.

И еще, в книге некоторые эпизоды конснутся читателя лично. В отношении этих персон я старалась быть предельно мягкой, но объективной, без прикрас и преувеличений сказать правду. Насколько мне это удалось, не знаю, судите сами!


    P.S. К моменту выхода книги, Ламара Чкония еще не знала, что на конкурсе в Токио ей было присуждено Гран-при, а не вторая премия, как указано выше.

Рубрики:  Певцы
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Ответить С цитатой В цитатник
Алллок   обратиться по имени Пятница, 05 Июня 2015 г. 12:13 (ссылка)
Чудесный голос!
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Пятница, 05 Июня 2015 г. 17:44 (ссылка)
Неужто мы с Вами всю книгу прочитали? Конечно, каждая книга оканчивается. Будем рады, что у этой - счастливый финал, а у книги есть звуковое приложение, которое будет звучать всегда.
СПАСИБО ЗА ЛАМАРУ.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 05 Июня 2015 г. 18:08 (ссылка)
Спасибо большое!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 08 Июня 2015 г. 11:05 (ссылка)

Ответ на комментарий Людмила_Констанденко

Вам спасибо за отзывы!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 08 Июня 2015 г. 11:06 (ссылка)

Ответ на комментарий Алллок

Рады что вам понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 08 Июня 2015 г. 11:09 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Ну пока еще не всю, до счастливого финала еще далеко Надеемся еще порадовать вас новыми, интересными историями с оригинальными звуковыми приложениями. Спасибо за ваши теплые отзывы!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 08 Июня 2015 г. 11:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Благодарим вас за отзывы!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку