Редкий человек не согласится с тем, что классическая музыка занимает совершенно особую нишу в музыкальной культуре человечества. «Классика есть классика» — говорят люди, когда разговор заходит о музыке Баха и Моцарта. Вместе с тем, классическая музыка для многих скучна и непонятна.
«Классическая музыка слишком сложна», «Классика чересчур заумна» — вот аргументы, которые часто можно услышать в беседах о классической музыке. В чем причина такого двоякого отношения? И действительно ли классическая музыка столь сложна для восприятия?
При прослушивании классической музыки не стоит забывать о нескольких простых вещах:
1. Классика звучит только для Вас.
Парадокс? Ни в малейшей степени. Композитор — даже самый гениальный — при создании музыки выражает свое «Я». Наиталантливейший пианист или скрипач исполняет музыкальное произведение в соответствии с собственными представлениями о том, как оно должно звучать. Почему же слушателю отводится место в стороне? Помните, что Ваше впечатление от музыки принадлежит только Вам и никому более.
Ф. Шопен - Вальс cis-moll, op.64 №2
2. Классическая музыка свободна от абсолютных авторитетов.
Вы вовсе не обязаны восхищаться музыкальным произведением только потому, что оно написано Бетховеном, Шопеном или Рахманиновым. То, что вызывает восторг у одного, может просто не быть близким другому. Вам не стоит предпочитать «Реквием» Моцарта «Реквиему» Керубини на том лишь основании, что первый написан гением.
В.А.Моцарт.
Реквием - Lacrimosa
Л.Керубини
Реквием до минор. SEQUENTIA
3.Не вся классика имеет равное значение.
У каждого композитора есть главные и второстепенные произведения. Главные творения указывают на значимость композитора для музыкального мейнстрима. Второстепенные зачастую представляют собой работы «по случаю». Вам нет необходимости восхищаться всей суммой творчества даже самого выдающегося композитора — классическая музыка не гарантирует отсутствие рутинных поделок.
М.Мусоргский.
Картинки с выставки .Богатырские ворота
М.Мусоргский.
марш Взятие Карса
4.Классическая музыка рождается на «живом» концерте.
В наше время классика доступна почти повсеместно, однако горожане обладают значительным преимуществом в виде возможности посещения концерта в городском театре или филармонии. Конечно, далеко не всегда такой концерт проходит на высоком уровне. Тем не менее, присутствие на концерте подарит Вам восхитительное чувство сопричастности к музыкальному творчеству.
5. Классическая музыка воспринимается легче, если идти от простого к сложному.
При восприятии крупных музыкальных форм (симфоний, ораторий, реквиемов) неискушенный слушатель может потерять смысловую нить музыкального произведения. Как начинающему любителю, классика предложит Вам завязать знакомство с небольших сольных произведений, в которых главная музыкальная мысль выражена выпукло и отчетливо.
П.Чайковский.
Времена года
П. Чайковский.
Симфония №1 "Зимние грёзы"
6.Классика, как и все остальное, хороша в меру.
Классическая музыка XIX — XX веков менее всего подходит в качестве фона для застолья или беседы. Произведения выдающихся мастеров несут мощный энергетический заряд. Чрезмерно подвергая себя его воздействию, слушатель рискует остаться либо психологически опустошенным, либо превратить гениальное произведение в малозначащий для себя фон.
Л. В. Бетховен -
"Эгмонт". Увертюра
7. Классическая музыка не обязывает Вас владеть профессиональными музыкальными знаниями.
Разумеется, такие знания не излишни. Но чтобы насладиться знаменитой «Лунной» сонатой Бетховена Вам нет необходимости знать, что она написана в тональности до диез минор. А знание о том, в каком именно произведении Шостакович музыкальными средствами зашифровал аббревиатуру своей фамилии и инициалов, никак не связано с Вашим восприятием этого произведения.
Л.Бетховен
"Лунная соната" ч.1
Д. Шостакович
Симфония №10, соч.93.ч.3
8.Классика не требует от Вас исторических знаний.
Иногда можно услышать, что классическая музыка воспринимается лишь после того, как слушатель ознакомится с биографией композитора, разберется в истории создания произведения, прочитает интервью с исполнителем и т.д. Конечно, все это может быть очень интересным. Однако к восприятию Вами музыки вся эта информация имеет крайне опосредованное отношение.
П.Локателли
Концерт кватро в G-минор, соч. 7 № п / п 5
Выдающийся музыкальный критик начала XIX века Э.Т.А. Гофман (который в нашей стране более известен как автор замечательных сказок) призывал не бояться музыки и даже рекомендовал не интересоваться именем композитора. И в самом деле, если классическая музыка Вам пришлась по душе, то имя композитора (при всем к нему уважении) ничего к ней не добавит.
Как видим, рекомендации достаточны просты. Следование им поможет Вам открыть для себя неиссякаемый источник эстетического наслаждения под названием классическая музыка.
Я понимаю Ваше желание, Людмила, приобщить как можно больше людей к прекрасному. Для привлечения Вы убеждаете их, что ничего по сути от них не требуется. Но не сказано главное: у потенциального слушателя должно быть личное желание познакомиться с этим пластом культуры. А это требует определенного напряжения воли и ума, точно также, как знакомство с литературой требует умения читать и анализировать произведение. Этому, преодолевая наше сопротивление, терпеливо учат нас в школе. Вначале надо научить читать. Часть школьников на этом и останавливается. Читать-то умеют, но получить эстетическое удовольствие от прочитанного, "зачитаться,позабыв и сон и пищу" - это не каждому дано. Так же и с музыкой: но это восхождение придется совершать самому. Легче это пройти с педагогами в музыкальных заведениях, но и там, как в литературе, абсолютный результат не гарантирован. Наблюдая, как свой музыкальный вкус портят примитивной, но громкой музыкой, проводя весь день в наушниках, понимаешь, что тут восемь правил бессильны. Не ручаюсь за дословность цитаты, но уместно привести слова В.Шкловского, сказанные им по другому поводу, но в данном случае уместные: "Бесполезно рассказывать об аромате дыни человеку, всю жизнь жевавшему шнурки"
А я не согласна с вами. У некоторых есть и дар слушать, и желание приобщиться к классической музыке, но есть некоторое опасение не понять правильно какакие-то моменты. И в этом случае пост Людмилы очень полезен для устранения этой опаски. А кого-то он подтолкнет к прослушиванию классических произведений, пробудив интерес, или просто из любопытства. А ваша реплика высокомерна и обидна для тех, у кого по разным причинам не было возможности узнать и полюбить классику. Не стоит отказывать им в этом сейчас. Я очень благодарна Людмиле за ее попытку популяризировать ту область музыки, которую она любит и щедро делится этой любовью с нами.
ДЛЯ Hope_always
Если есть желание и тем более дар, то никто Вам не сможет помешать или помочь в Вашем индивидуальном понимании музыкального произведения. Слушайте! и это, как предупреждает баннер, может послужить причиной развития мозга (своего собственного).
Музыкальный вкус можно выработать со временем,у каждого человека это время разное,если конечно сам человек этого хочет.Зачастую это желание отсутствует напрочь.По этому поводу интересную фразу сказал известный музыкант FRANK ZAPPA - "Большинство людей не узнают хорошую музыку,даже если та подойдёт к ним сзади,и укусит за задницу."
Воспитание любви к классике должно начинаться с детства, прежде всего родители должны открыть малышу этот мир, потом преподаватели музыки, а уж потом человек и сам поймёт интересно ли ему это. Мне пост необычайно понравился! СПАСИБО!
Людмила, большое спасибо за пост, полностью согласна с Вами и с каждым словом Вашей статьи. Я никогда не училась музыке, никто не учил меня понимать ее, но я люблю музыку и действительно наслаждаюсь ею. А возможность анализировать я оставляю критикам. И у меня никогда не возникает желание прежде, чем прослушать какое нибудь произведение ознакомиться с историей его написания и биографией автора. Скорее наоборот, прослушаю произведение и, если оно меня заинтересовало, ищу сведения о нем и авторе.
Исходное сообщение Berlios
...у потенциального слушателя должно быть личное желание познакомиться с этим пластом культуры.
Поскольку это естественно,об этом решила не упоминать...
Статья для тех,кто хочет,но "боится".
***
Интересно ещё то,что есть понятие "музыкальная ангедония" или равнодушие к музыке,т.е. существуют люди, которые не испытывают удовольствия от прослушивания музыки.
Тут уж ничто не поможет...
Цитата из СМИ - "Музыку часто называют универсальным языком человечества, но, оказывается, этот язык понятен далеко не всем людям. Ученые сообщают о том, что обнаружили особую разновидность Homo sapiens, которые не испытывают вообще никаких эмоций при прослушивании даже самых прекрасных мелодий, а у некоторых из них музыка вызывает сильнейшее раздражение."
***
И мне становиться иногда страшно,что столько людей вокруг попадают в эту категорию(даже в нашем сообществе)
Исходное сообщение Barucaba
Знание биографий композиторов тоже, действительно, не всегда помогает в восприятии. Смотря что эти знания охватывают. Если докапываться до цвета трусов и рыться в грязном белье, то это вряд ли поможет.
Увы,и в нашем сообществе такие посты встречаются..стараюсь проходить мимо...
Ученые сообщают о том, что обнаружили особую разновидность Homo sapiens, которые не испытывают вообще никаких эмоций при прослушивании даже самых прекрасных мелодий, а у некоторых из них музыка вызывает сильнейшее раздражение.
tata_de_orly, как мы с Вами похожи.У меня всё точно так же.
Каждый день я слушаю радио "Орфей"."Легла на душу"мелодия,стараюсь узнать о ней как можно больше.И тут открываются такие глубины,что едва сдерживаешь свои эмоции.Открою Вам секрет-так "рождаются"многие мои посты в сообществе.
Стараюсь,чтобы музыкальные(и не только) открытия были каждый день.
Спасибо Вам за поддержку!
Интересная информация,мне думается что скорей всего это заболевание,причём нашего времени,поскольку нарушены все возможные гармонии,а прежде всего нет её с БОГОМ и с самим собой,и чем дальше,тем печальней.
Если слушать музыку каждый день, как Вы, Людмила, её в любом случае начинаешь понимать. Обычному слушателю, конечно, не нужно знать, что там звучит субдоминантовый квартсекстаккорд, а тут уменьшённая септима. Но какие-то смысловые единицы будут улавливаться обязательно. Музыка имеет содержание, заложенное в определённую форму. Оно может быть разным, не обязательно очень серьёзным.
Наблюдая за сообществом и своим блогом, я обнаружила, что существует определённый тип людей, которые слушают классическую музыку, но только ту, которую уже знают ) Может быть даже с детства. Объясняют они это своим уже пожилым возрастом - вроде как ничего нового уже и не надо и даже страхом перед чем-то новым. В общем, то, что проверено тысячу раз на себе и на других ) Мне трудно понять, как можно бояться музыки. Бояться в самом прямом смысле. Какой она может причинить вред? Возможно, это какая-то психологическая проблема.
У тех, кому классика кажется заведомо заумной, даже не слушая её толком, это скорее всего просто лень, лень душевная и прочая. К тому же сейчас со всех сторон эта лень поощряется. Меньше делаешь сам - больше потребляешь готового.
Наташа,как Вы правы!
Мне в этом году кругленькая дата)))а я открыта для всего нового.Наше сообщество помогло мне в этом.И так хочется поделиться этим с другими.
Я счастливый человек!
Liudmila5591, это замечательно, Людмила! Я очень благодарна Вам за Ваш огромный вклад в работу сообщества. Сейчас, когда у меня непростое время и я не могу пока уделять сообществу столько времени, сколько мне бы хотелось, жизнь в нём поддерживается во многом и благодаря Вам.