-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


Гектор Берлиоз. Оратория "Детство Христа" (L'enfance du Christ)

Пятница, 26 Декабря 2014 г. 10:09 + в цитатник
Xileen все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

Гектор Берлиоз вошел в историю как отец французской симфонической музыки. Для музыкальной культуры Франции Гектор Берлиоз значит то же, что Людвиг Бетховен — для Австрии, Джузеппе Верди — для Италии, а Петр Чайковский — для России. Музыке Берлиоза всегда были присущи вулканические эффекты, романтическая необузданность, страстные порывы. Несмотря на то, что композитор не был религиозным человеком, и дух церковного искусства был ему чужд, под конец жизни он создал духовное сочинение — ораториальную трилогию «Детство Христа» (1854). Эта оратория не похожа ни на одно из других сочинений композитора: романтические гиперболы уступили место настроению простоты и целомудрия. Многие критики объясняли такую «измену самому себе» тем, что композитор находился на завершающем этапе творческого пути и задумался о вечности. Но сам Берлиоз опровергал подобные высказывания в адрес его новой оратории: «Сюжет естественно привел меня к нежной и наивной музыке,— писал композитор.— Я бы написал „Детство Христа“ в такой манере и двадцать лет тому назад».


kml4356a (700x700, 149Kb)

«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год)

Оратория состоит из трех частей: 1. «Сон Ирода» (царь Ирод, напуганный сновидениями и пророчествами о скором его свержении с трона, приказывает истребить младенцев в Вифлееме), 2. «Бегство в Египет» (Святое семейство, предупрежденное ангелами, отправляется в Египет) и 3. «Прибытие в Саис» (Святое семейство укрывается в египетском городе Саисе от злонамерений Ирода).Несмотря на евангельский сюжет, по существу это не религиозное произведение, а ряд библейских ландшафтов и идиллических картин. В первой части преобладают шекспировски мрачные тона: ночь, зловещее молчание, спящая тишина на улочках Иерусалима. Трудно передать настроение ночного города и шествие освещаемого факелами дозора с большим мастерством, чем это сделал Берлиоз. Это одна из самых прекрасных страниц оратории. Музыка второй части проникновенна и созерцательна, в ней слышатся отзвуки «Волшебной флейты» Моцарта. С помощью небольшого оркестра Берлиоз находит восхитительные звучности. В третьей части Младенец еле дышит, измученные Мария и Иосиф просят воды и крова, но местные египтяне не желают оказывать помощи иудеям. И только семья добросердечных измаильтян, помня, что их общим предком был Авраам (он же Ибрахим), милостиво распахивает перед ними двери. Поскольку в Евангелии эпизоду бегства в Египет уделено немного слов, Берлиоз сам написал текст, стараясь сделать его простым и выразительным. «Мою жену зовут Мария, я — Иосиф, а это наш сын Иисус». «Иисус? Какая прелесть!» — восклицает расчувствовавшийся глава семейства измаильтян, глядя на Младенца. Тут звучит прозрачная, счастливая пьеса — трио в старинном духе в исполнении арфы и двух флейт — редкий у Берлиоза образец инструментальной камерной музыки.



Святое семейство обретает недолгий покой. Заканчивается оратория поучительной сентенцией рассказчика: «Так неверные однажды нам Спасителя спасли».

Merson_Rest_on_the_Flight_into_Egypt (700x381, 108Kb)

Люк-Оливье Мерсон. Отдых на пути в Египет

Гектор Берлиоз положил в основу своей оратории фрагмент из начала земной жизни Спасителя. Но все тексты для хора и солистов сочинены самим композитором. Из краткого и сдержанного евангельского повествования Берлиоз развернул лирическую драму — художественную версию, в выдуманных им деталях и не совпадающую с евангельской.

Название оратории «Детство Христа» ассоциируется с апокрифическим «Евангелием детства», созданным во II веке. Отсутствие у евангелистов подробного рассказа о детстве Спасителя породило много легенд, преданий, сказаний и апокрифов. Наиболее известным из апокрифов является так называемое «Евангелие детства», полное название которого в рукописях — «Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Христа» (Евангелие от Фомы). Ортодоксальная Церковь не приняла Евангелие детства: оно было создано достаточно поздно, образ Христа в нем существенно расходится с образом в канонических четырех Евангелиях. В оратории же Гектора Берлиоза нет описаний периода детства Спасителя, использованный им евангельский сюжет в своей основе каноничен.

В России «Детство Христа» впервые было исполнено в 2008 году, тогда как на Западе (особенно во Франции — на родине Берлиоза) сложилась давняя традиция исполнять «Детство Христа» в рождественские праздники.

Наталья Никольская

1353764680-0461488-www.nevsepic.com.ua (700x199, 28Kb)

Бегство в Египет (Джентиле да Фабриано, 1423 год)


Гектор Берлиоз: "Детство Христа" (L'enfance du Christ)



Orchestre National de France
Conducted by James Conlon

Рубрики:  Музыка/Духовная
Музыка/Хоровая
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 13 пользователям

Людмила_Констанденко   обратиться по имени Пятница, 26 Декабря 2014 г. 10:59 (ссылка)
.
1050380 (340x113, 56Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 26 Декабря 2014 г. 21:49 (ссылка)
Прекрасный пост! Спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
bolgarspaicha   обратиться по имени Пятница, 09 Января 2015 г. 02:57 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку