-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46237
Написано: 55623


Композитор Гаэтано Доницетти (1797 - 1848)

Суббота, 29 Ноября 2014 г. 20:06 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора


   Композитор Гаэтано Доницетти - представитель итальянской романтической оперной школы.


С его творчеством связан расцвет искусства бельканто. Писал для театров Италии, Парижа, Вены.


   Гаэтано Доницетти родился 29 ноября 1797 года в итальянском городе Бергамо в довольно бедной семье. Мальчиком Гаэтано был певчим в хоре собора Санта-Мария Маджоре, в городской капелле, учился в приходской школе.


6 ноября 1806 мальчик поступил в «Благотворительную музыкальную школу», так поначалу называлась консерватория Бергамо. Она была открыта 12 марта 1805 и оказалась в Ломбардии первой, поскольку Миланская консерватория возникла только в 1808. Основателем и руководителем консерватории стал композитор Джованни Симон Майр.


  Доницетти скоро стал лучшим учеником. Гаэтано на лету схватывал все, чему его учили, и по теории, декламации, по основам контрапункта и игре на клавичембало уже на втором году обучения опередил своих однокашников. Его прилежание и усердие тоже были отмечены. Однако при всем том у него оказался один недостаток, который спустя два года обошелся ему очень дорого: его исключили из школы. Дело в том, что у него был весьма слабый голос, не оставлявший никаких надежд на карьеру «великого певца». Следует напомнить, что непременным условием, при котором в школу принимали на бесплатное обучение, был красивый или хотя бы хороший голос.


  Только благодаря вмешательству Майра Гаэтано смог продолжить занятия в школе по классу клавичембало вплоть до 1815 года. По совету Майра Доницетти выбрал для дальнейших занятий Болонскую консерваторию. Доницетти числился в классе контрапункта, который вел Маттеи. В качестве экзаменационной работы в июне 1816 года он написал Симфонию до мажор для полного оркестра. 





  Доницетти работал над оперой «Энрико, граф Бургундский», либретто которой написал его друг, будущий великий импресарио Бартоломео Мерелли. Она была поставлена в середине ноября 1818, был признан критиками произведением безликим. Опера продержалась на сцене без осуждения и без похвал.


   Доницетти написал оперу «Петр Великий, царь русский, или Ливонский плотник», которая была поставлена в театре «Сан-Самуэле» в карнавальный сезон 1819-1820. Некоторые критики увидели в «Плотнике» непосредственность, живость и хорошее знание композиции — свидетельства незаурядного таланта композитора. Об этом говорит и тот факт, что в сентябре 1825 опера шла в театре «Филармонико» в Вероне, осенью 1826 — в Падуе, в карнавальный сезон 1827 года — в театре в Венеции.


  Первый большой успех принесла Доницетти опера «Зораида Гранатская». Постановка, по утверждению современников, которые заполнили зал, была превосходной. Князь Киджи, компетентнейший критик, мало склонный к лести, отметил в своем дневнике, что «Зораида» прошла с огромным успехом«. Это была настоящая победа, первая в жизни Доницетти. «Рим, — не без оснований писал Альберте Каметти, — первый увидел в нем соперника Россини». 12 мая состоялась премьера «Цыганки», комической оперы На стихи поэта Тоттолы. Театр был переполнен. Успех был несомненным, даже блестящим. Опера шла в течение года «к удовольствию публики, которая не уставала слушать ее».




 


  Вскоре к Доницетти пришла любовь. Не без волнения входил он в дом римских друзей Васселли. Там его принимал хозяин дома Луиджи Васселли, известный юрист, и его совсем юная дочь Вирджиния, которой в ту пору исполнилось шестнадцать лет. Это была нежная, миловидная, изящная девушка, получившая превосходное воспитание. Она стала все чаще занимать воображение музыканта.


  У Вирджинии был красивый голос, и она пела, аккомпанируя себе на рояле, мелодичные романсы, на которые, видимо, сама вдохновляла композитора. 1 июня 1828 года в церкви Санта-Мария ин Виа Доницетти с ней обвенчался.


  Любовь словно подгоняла Доницетти. Легкость, с какой он сочинял музыку, вызывает изумление и восхищение.


  Одной из лучших опер Доницетти стала «Анна Болейн». Сюжет оперы основан на исторических событиях. Феличе Романи написал стихи для оперы, как говорится, на одном дыхании и вручил их маэстро 10 ноября 1830. Через месяц уже переписанные партии были розданы певцам. За это время композитор создал шедевр. Премьера «Анны Болейн» состоялась 26 декабря 1830. Опера была встречена с восторгом. А в 1831 «Анна Болейн» открыла весенний сезон в венском «Придворном театре».


  Не меньше похвал получил Доницетти по поводу другой своей оперы — «Любовный напиток», премьера которой состоялась 12 мая 1832. Опера понравилась миланской публике, выдержала 32 представления, которые прошли с большим успехом.





  10 октября 1833 Доницетти пригласили в дом герцога Висконти ди Модроне, и он подписал контракт на сочинение оперы «Лукреция Борджа». Как только эта драма Виктора Гюго появилась в Италии, Доницетти сразу оценил ее сюжет и заговорил об этом с Романи. Ознакомившись со списком ангажированных певцов, композитор распределил партии и стал сочинять музыку еще до того, как поэт написал стихи, полагаясь только на план оперы. Законченное либретто Доницетти получил только 26 ноября. Спустя восемь дней начались репетиции под клавесин. А уже на первый день Рождества была назначена премьера.


  Опера, полная напряженных драматических коллизий, не понравилась публике. Осудили музыку, либретто, певцов, костюмы, декорации. Тем не менее «Лукреция Борджа» прошла в том сезоне 33 раза и ставится по сей день. И это понятно — партитура оперы, хоть и побуждает певцов в некоторых напряженных сценах форсировать голос, содержит страницы необычайной красоты. Весь пролог и большая часть второго акта отличаются безупречностью формы и предвосхищают многие завоевания современной оркестровки.




 


  Вряд ли такому музыканту-романтику, как Доницетти, можно было найти сюжет более романтический, нежели история Лючии ди Ламмермур. Сколько слез заставил читателей пролить этот роман Вальтера Скотта. Доницетти написал «Лючию» в Неаполе (в мае — сентябре 1835). Эта опера, результат глубокой, напряженной работы, была сочинена с такой же легкостью, с какой в определенное время года распускаются цветы. Вечером 25 сентября 1835 «Лючия ди Ламмермур» была впервые исполнена в театре «Сан-Карло». Опера вызвала необыкновенное волнение. В огромнейшем зале театра во время сцены сумасшествия слышались рыдания публики. Овации после финальной сцены были настолько оглушительные, что маэстро на несколько дней слег в постель. Французский критик Де Валори в книге «Музыка» писал: «В «Лючии» Доницетти безупречен. С нежностью его лиры ничто не может соперничать... Доницетти раскрыл в «Лючии» все тонкости душевных переживаний любящего человека, особенно женщины. Никая музыка не выражала еще так полно любовь и слезы, как музыка «Лючии».




 


  Эта опера поставила Доницетти в один ряд с самыми великими композиторами мира. Италия еще гудела от успеха «Лючии» в неаполитанском «Сан-Карло», когда печальное известие о смерти отца глубоко потрясло композитора. Его жена плохо себя чувствовала после преждевременных родов, лишивших ее надежды иметь детей. Прошло немного времени, и он узнал о смерти матери. «Выходит, все кончено?» — вопрашал маэстро. «Если б мой организм не был так крепок, чему я и сам немало поражаюсь, я бы последовал за родителями! Только три месяца я отсутствовал, и за это время потерял отца, мать и ребенка, и жена больна».


  Вскоре Доницетти потерял и Вирджинию. Он почувствовал себя одиноким и растерянным. Ему казалось, что он будет «несчастлив вечно».


От самоубийства его спасло искусство и честность натуры: взятые на себя обязательства он считал священными; ведь если б он не выполнил их, то мог бы причинить ущерб другим.


  2 декабря 1840 в «Гранд-Опера» была показана новая опера  Доницетти «Фаворитка», написанная на либретто Руайе и Веза. Участвовали великолепные певцы: Дюпре, Баруале, Левассёр, Вартель, Штольц. Критика, признав что в этой опере счастливо сочетаются вдохновение и мастерство, отнесла «Фаворитку» к числу шедевров французского оперного театра. Рихард Вагнер признал, что художник проявил в ней себя достойно, показав благородный вкус, и тогда же сочинил квартет, в основу которого положил самые красивые мелодии из этой оперы.




 


  В апреле 1842 Доницетти приехал в Вену. Он получил весьма лестное предложение занять пост придворного композитора, устроителя королевских камерных концертов, который прежде занимали Гайдн и Моцарт. Ему положили тысячу австрийских лир в месяц с тем, чтобы он полгода находился в Вене, а другие полгода отдыхал, где угодно. Доницетти согласился. «Теперь я хоть одной ногой буду твердо стоять на земле, — повторял он, — а то мне все казалось, что я цыган».


  19 мая того же года на сцене театра «Порта» состоялась премьера оперы Доницетти «Линда ди Шамуни». Это был новый триумф Доницетти.


  В начале июля Доницетти возвратился в Италию, в Бергамо. Все радовались его приезду и хотели видеть его, но он уклонялся от встреч, часто уединялся, его беспокоила и угнетала головная боль — симптом болезни, которая подтачивала его.


  С этого времени мысль о смерти больше не покидала Доницетти. И все же он сочинял веселую музыку. 4 января 1843 в парижском Итальянском театре состоялась премьера оперы «Дон Паскуале». Успех был блистательный. Публику потрясла нежная, трепетная музыка.

В том же году маэстро написал свою последнюю оперу — «Дон Себастьян».

Болезнь прогрессировала, и 8 апреля 1848 года в 5 часов дня Доницетти скончался.

classic-music.ruДоницетти





 Доницетти написал 74 оперы!


"Гувернёр в затруднении" (1824), "Театральные удобства и неудобства" (1827), "Анна Болейн" (1830), "Любовный напиток" (1832), "Лукреция Борджа" (1833), "Мария Стюарт" (1834), "Лючия ди Ламмермур" (1835), "Велизарий" (1836), "Колокольчик" (1836), "Роберт Деверо" (1837), "Полиевкт" (1838), "Мария ди Руденц" (1838), "Дочь полка" (1840), "Мученики" (по Полиевкту, 1840), "Фаворитка" (1840), "Мария Падилла" (1841), "Линда ди Шамуни" (1842), "Дон Паскуале" (1843), "Мария ди Роган" (1843), "Дон Себастьян Португальский" (1843).


Andrea Bocelli: Opera - an album guide - Classic FM

Рубрики:  Композиторы
Опера
Метки:  

Процитировано 10 раз
Понравилось: 11 пользователям

Этерика   обратиться по имени Суббота, 29 Ноября 2014 г. 22:33 (ссылка)
ШИКАРНЫЙ ПОСТ. СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Констанденко   обратиться по имени Суббота, 29 Ноября 2014 г. 23:33 (ссылка)
Моей благодарности нет предела! Прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку