«Вариации "Энигма"» Эдварда Элгара |
Конец XIX — начало XX века в Англии обычно связывают с подъемом музыкальной жизни страны, который характеризовался, прежде всего, повышенным интересом к родному музыкальному фольклору, а также проявлением целой плеяды выдающихся композиторов, чье творчество явилось выражением национальной истории, быта, характера и духа английского народа. Среди композиторов этого периода первое место бесспорно принадлежит Эдварду Элгару(1857 - 1934). Его творчество символизирует возрождение английской музыки. Впервые после перерыва, охватывающего два столетия, впервые после Генри Пёрселла, умершего в 1695 году, английская музыка в произведениях Элгара приблизилась к уровню общеевропейского музыкального искусства.
Элгар является ярким представителем английского музыкального романтизма, в котором получили развитие художественные принципы позднего западно-европейского романтизма. Творческое наследие музыканта огромно. Его составляют симфонии и инструментальные концерты, оратории и кантаты, вокальные циклы и песни, квартеты и сонаты, сочинения для оркестра, хора, фортепиано, скрипки, виолончели, органа, духовых инструментов. Произведения композитора отличают ясность, уравновешенность, четкость формы, богатство стиля, тонкий психологизм, исключительное мастерство музыкального портрета, мелодическое богатство.
Известность Элгару принесли симфонические Вариации на оригинальную тему — «Энигма» («Загадка») появившиеся в 1899 г. — на рубеже XIX - XX вв. В 1900 - 1920 гг. — самый плодотворный период в творчестве композитора — созданы наиболее популярные его произведения: две симфонии — первые в истории английской музыки (1908, 1911), оратория «Сновидение Геронтиуса» (1900), Концерт для скрипки с оркестром — первый скрипичный концерт английского композитора, получивший всемирную известность (1910), Виолончельный концерт (1919) ставший кульминацией его творчества.
«Вариации на Оригинальную Тему для оркестра (Энигма)», Op. 36, обычно называемые «Вариации "Энигма"», - это музыкальное произведение из темы и 14 её вариаций для оркестра, написанных Эдуардом Элгаром в 1898-1899. Это наиболее известное сочинение Элгара, как из-за самой музыки, так и из-за скрытой в ней загадки. Элгар посвятил его "своим друзьям, изображённым в нём", каждая вариация представляет одного из круга его близких знакомых.
Среди людей, описанных в варициях, его жена Эллис, Август Йегер и сам Элгар. Загадкой являются не личности изображённых персон, т.к. они известны, а, скорее, скрытая тема, которая, по словам Элгара, "не играла" в композиции. Эта скрытая тема была предметом многих догадок, многие музыканты предлагали теории, что за мелодия это может быть, хотя Элгар не говорил, что это мелодия. Загадка может быть чем-то ещё, символом или литературной темой. Элгар не принял ни одну из отгадок, которые были выдвинуты при его жизни, и, довольный своей маленькой шуткой, унёс эту тайну с собой в могилу.
Август Йегер был музыкальным издателем в Лондонском издательстве Novello & Co. Долгое время он был близким другом Элгара, давая ему полезные советы, но также и строгим критиком, что композитор очень ценил. Примечательно, что Элгар позже ссылался на несколько случаев, когда Йегер поддерживал его как артиста и побуждал продолжать сочинять, несмотря на неудачи. Название вариации отсылает к Нимроду, правителю из Ветхого Завета, описываемому как "сильный зверолов пред Господом" - фамилия Йегер в немецком языке означает "охотник".
В 1904 году Элгар рассказал своей знакомой Доре Пенни (которая изображена в этом произведении в другой вариации, "Дорабелла"), что эта вариация на самом деле не портрет, а "история того, что произошло". Однажды, когда Элгар был сильно подавлен и собирался всё бросить и больше не писать музыку, Йегер навестил его и призвал его продолжать сочинять. Он напомнил о Людвиге ван Бетховене, у которого было много трудностей, но он писал всё больше и больше красивой музыки. "И это то, что ты должен делать", - сказал Йегер и напел тему второй части "Патетической" сонаты для фортепиано №8 Бетховена. Элгар открыл Доре, что вступительные такты "Нимрода" были написаны, чтобы намекнуть на эту тему. "Не слышишь её в самом начале? Всего лишь намёк, не цитата".
Эта вариация стала очень известной сама по себе и обычно исполняется в Британии на похоронах, панихидах и в других торжественных случаях. Её всегда играют у Кенотафа (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила) в Лондоне в День Поминовения.
еще об этом композиторе - Эдвард Элгар - "английский Бетховен
Рубрики: | Музыка/Симфоническая Композиторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |