И.С. Бах - Э. Артемьев. Земля ("Солярис") |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Иоганн Себастьян Бах
Хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu Dir, Herr Jesu Christ » BWV 639 ("Взываю к тебе, Господи...")
На мелодию протестантского хорала “Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ” («К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе») Бахом написано 2 произведения: это фа-минорная хоральная прелюдия BWV 639 для органа и кантата BWV 177.
В хоральной прелюдии мелодия, как cantus firmus (неизменяемый голос), идет обычно в верхнем голосе, не изменяясь и не прерывая своего пути; вокруг неё обвивается независимый от нее, свободно сочиненный голос. Он возникает в соответствии с хоральным текстом и содержит поэтическую мысль, которую Бах считал близкой музыке и выразимой на языке звуков. Так объединяются в них мелодия и текст: cantus firmus поэтически иллюстрируется характеризующим его мотивом. Хоральные прелюдии этого типа - как музыкальные картины, напоминают живопись Дюрера. Одной только поразительно сжатой, характерной линией контрапунктирующего голоса композитор выражает все, что должно быть сказано, дабы стала ясной связь музыки с текстом, содержание которого обозначено в названии пьесы.
Хорал “Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ” («К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе») написан ок. 1529 г. Иоганном Агриколой. Полный текст его таков:
К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе! Прошу, услышь мои мольбы, Даруй мне благодать Твою, Не дай мне пасть духом. Истинной веры, Господи, молю. Даруй мне, Господи, истинной веры,Чтобы я жил для Тебя, Помогал ближнему. И нес слово Твое.
Хоральная прелюдия фа минор BWV 639 для органа на тему хорала “Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ” - из "Органной книжечки". В ней мелодия хорала помещена в верхний голос. Нижний голос представляет собой ровно идущие четверти (ритм шага). Средний голос - это мелодические фигурации, в которых выделяются интонации "вздоха" - нисходящие малые секунды и нисходящие терции. Этот средний голос выражает настроение текста хорала - просящее. Основное настроение прелюдии - молитвенное и возвышенное. Неторопливый темп и гармония прелюдии служат созданию особой атмосферы, как бы портала для общения с Богом.
Это произведение в обработке Эдуарда Артемьева звучит в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Музыка, лейт-тема фильма – музыкальный образ Земли, точнее – утраченного первозданного мира - фа-минорная хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха "Ich ruf’ zu Dir".
Эдуард Артемьев - Слушая Баха - Земля (Солярис)
Рубрики: | Музыка/Органная Музыкальные жанры и формы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий ily_domenech
ily_domenech, да, Илиана, тут трудно объяснить и разложить по полочкам, что происходит и почему, когда душа что-то жадно впитывает, словно измождённая жаждой, на что-то отзывается непонятным порывом и сохраняет потом в памяти - может даже и не суть, а ощущения, пережитые в определённый момент...Ответ на комментарий Людмила_Констанденко
Людмила_Констанденко, спасибо за отклик! Рада, что пост Вам понравился!Ответ на комментарий Ylada
Ylada, да, светлая память прекрасному замечательному Артисту...Ответ на комментарий Irina_Smol
Ответ на комментарий Реалистка_Лидия
Реалистка_Лидия, да, фильм замечательный! Большое спасибо за внимание и отзыв!Ответ на комментарий Barucaba
НАТАШЕНЬКА, ОЧЕНЬ РАДА, ЧТО ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ! ИЗВИНИТЕ ЗА ФАМИЛЬЯРНОЕ К ВАМ ОБРАЩЕНИЕ. СПИСЫВАЮ НА СВОЙ ВОЗРАСТ, ТАКОЙ ДРЕВНИЙ... Я ПОЛУЧАЮ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ВСЕХ ВАШИХ ПОСТОВ. ВОТ ТОЛЬКО НЕ ВСЕГДА ПИШУ ОТЗЫВЫ. С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ И БЛАГОДАРНОСТЬЮ.Ответ на комментарий Irina_Smol
Ответ на комментарий Реалистка_Лидия
Спасибо!Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |