Михаил Иванович Глинка. Романсы |
Романсы и песни Михаила Ивановича Глинки — гордость русской классики.
Лирические романсы Глинки — это своего рода исповедь его души. Михаил Иванович писал их на протяжении всей жизни.
В романсах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками — авторами бытового романса.
Михаил Глинка был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса, поэтому он сумел довести жанр романса до совершенства.
Брюллов. Портрет Глинки
Все пленяет в романсах Глинки: искренность и простота, скромность и сдержанность в выражении чувств и настроений, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии, всегда песенной, выразительной, правдиво передающей содержание текста, и ясная красочная гармония.
Среди романсов и песен Михаила Ивановича - самые разнообразные жанры: от “русской песни”, чувствительного бытового романса (“Бедный певец”) до драматической баллады, песенного повествования (“Ночной смотр”), от жизнерадостной застольной и “дорожной” песни до лирической “песни на воде” — баркаролы. Неповторимо своеобразны песни-танцы Глинки в ритме вальса, мазурки, полонеза, испанского болеро, наконец марша (“Прости, корабль взмахнул крылом”). Характерную особенность романсов составляет гармоничное сочетание вокальной и фортепианной партий.
Звучат романсы в исполнении Архиповой, Ведерникова, Лейферкуса, Долухановой, Дорлиак, Козловского, Лемешева, Шаляпина
Михаил Иванович Глинка — основоположник русской школы вокального пения, его романсы являются неиссякаемым родником красоты и совершенства. В его вокальной лирике важное место занимают романсы на слова Пушкина. Среди них “Я помню чудное мгновенье” — жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гении поэта и композитора. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены важные моменты душевной жизни: первая встреча, горечь разлуки с любимой, радость вновь наступившего свидания. Мелодия романса впечатляет плавностью и нежностью.
Ярким контрастом звучит тревожная средняя часть (“В глуши, во мраке заточенья”). Здесь музыка становится речитативно-декламационной и суровой. В третьей части возвращается прежняя светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной, а сопровождение — подвижным и трепетным. Романс относится к зрелому периоду творчества композитора, поэтому мастерство в нем так совершенно. Никогда еще и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства.
Иван Козловский и Галина Писаренко "Разуверение" ("Не искушай")
Первым удачным опытом в области вокального творчества Глинка назвал элегию «Не искушай» (слова Баратынского, 1825), тонко передаающий мир чувств человека — его разочарованность, любовные сомнения и скрытую надежду. Мягкой грустью овеяно фортепианное вступление, которое, как далее и вокальная партия, начинается с типично русской интонации восходящей сексты. Умеренно Благородная мелодия отличается плавными и закругленными фразами. В первой части (ля минор) господствует печальное настроение, мелодия спокойна и сдержанна, а во второй (до мажор) - она оживляется, устремляется вверх, выражая беспокойный порыв.
“Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.
Судейкин Сергей Юрьевич. Романс Глинки.
Рубрики: | Композиторы Романс |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий altinira
Ответ на комментарий Людмила_Констанденко
Ответ на комментарий дедушка-разбойник
Ответ на комментарий Maestro_do
Ответ на комментарий Koloshenka
Ответ на комментарий Томаовсянка
Ответ на комментарий liudmila_leto
Ответ на комментарий Томаовсянка
Ответ на комментарий Томаовсянка
Ответ на комментарий Annakraj
Ответ на комментарий Barucaba
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |