27 марта родился Мстислав Леопольдович Ростропович (1927 - 2007) |
Быть может, ни в ком из музыкантов не воплотились с такой выпуклостью и определенностью, как в Ростроповиче, характернейшие черты исполнительского искусства современности, в том новом, что внесла в него наша эпоха.
Мстислав Леопольдович Ростропович принадлежит к новому типу исполнителей, рожденному нашим бурным временем. Его игра неистова, экспрессионистски напряжена, полна предельно поляризованных контрастов.
Контрастность динамики скрывает в себе не эффектно — плакатное сопоставление «громких» и «тихих» звуков, а подлинное напряжение интонаций, драматическую или трагедийную конфликтность. Драматичность интонирования соединяется с психологизмом, которыйзаставляет вспомнить Элизабет Шварцкопф или Дитриха Фишер — Дискау, а среди пианистов — Святослава Рихтера и Глена Гульда. Лирика Мстислава Ростроповича освещена «шубертовской» чистотой и целомудренностью; мужественностью и той сдержанностью, которая придаёт особенную действенность и лишает её даже намека на сентиментальность.
Мстислав Ростропович универсален и трудно сказать, что ему ближе — музыка далеких эпох или современность. Его музыкальные горизонты простираются от Вивальди и Баха, Шуберта и Бетховена до Прокофьева и Шостаковича, Бриттена и Core. Он великолепно чувствует классику — мудрую строгость и патетику Баха, нежную лиричность Шуберта, горделивую энергию и эпос Бетховена, но не менее близки ему и сферы современной музыки, особенно в тех ее проявлениях, в которых отражены конфликтность и трагизм мира, окружающего нас. Музыкальную современность он воспринимает многогранно, охватывая самые полярные течения. И при этом мало найдется во всем мире исполнителей, которые так полно постигали бы характерные особенности каждого из течений, их образность, драматургию, динамику, колорит.
Музыкальная родословная Ростроповича берет начало из Оренбурга. Оба деда и родители – музыканты. В 15 лет он уже преподавал в музыкальном училище, занимаясь у Чулаки, эвакуированного в годы войны в Оренбург. В 16 лет Мстислав поступил в Московскую консерваторию в класс виолончелиста Семена Козолупова. Исполнительская карьера Ростроповича началась в 1945, когда он получил I премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов. Международное признание пришло в 1950 после победы на конкурсе им. Гануша Вигана в Праге. После победы во Всесоюзном конкурсе студент консерватории Слава Ростропович был переведен со второго курса сразу на пятый. Затем в течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, 7 лет – в Ленинградской. Его ученики – известные исполнители, многие из них впоследствии сами стали профессорами ведущих музыкальных академий мира: Сергей Ролдыгин, Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Иван Монигетти, Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский.
Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер
На формирование личности Ростроповича решающее воздействие, по его признанию, оказали три композитора, Прокофьев, Шостакович и Бриттен. Его творчество развивалось в двух направлениях – как виолончелиста (солиста и ансамблиста) и как дирижера – оперного и симфонического. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки. Он вдохновил многих крупнейших композиторов 20 века на создание произведений специально для него. Шостакович и Прокофьев, Бриттен и Бернстайн, Дютийе, Лютославский, Пендерецкий, Б. Чайковский – около 60 современных композиторов посвятили сочинения Ростроповичу. Впервые им были исполнены 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал с Рихтером, в трио с Гилельсом и Л. Коганом.
Галич, Ростропич, Виневская, Барышников, Бродский
Дирижерскую карьеру Мстислав Ростропович начал в 1967 в Большом театре. Он дебютировал в "Евгении Онегине" Чайковского, затем последовали постановки опер.
Осенью 1970 Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе и снова загудела газетная свистопляска. И тут, для всех неожиданно, с открытым письмом в четырех советских газетах выступил "лучезарный маэстро":
"Неужели прожитое время не научило нас осторожно относиться к сокрушению талантливых людей?.. Почему в нашей литературе и искусстве так часто решающее слово принадлежит людям, абсолютно некомпетентным в этом? Каждый человек должен иметь право безбоязненно самостоятельно мыслить... а не только слабо варьировать заложенное в него МНЕНИЕ. К свободному обсуждению без подсказок и одергиваний мы обязательно придем! Я знаю, что после моего письма непременно появится МНЕНИЕ и обо мне, но не боюсь его и откровенно высказываю то, что думаю. Таланты, которые составят нашу гордость, не должны подвергаться предварительному избиению".
Мстислав Ростропович и Александр Солженицын. Подмосковье, лето 1969
Широкую известность получили факты выступления Ростроповича у Берлинской стены (1989) и приезд в Москву в августе 1991, когда он присоединился к защитникам российского Белого дома. За усилия по защите прав человека ему было вручено несколько наград, среди которых ежегодная награда Лиги Прав Человека (1974). «Никому и никогда не удастся меня поссорить с Россией, сколько бы грязи на мою голову не лили», – сказал он. Мстислав Ростропович одним из первых поддержал идею проведения Международных фестивалей искусств имени Сахарова в Нижнем Новгороде, он был гостем II и участником IV фестиваля.
Личность и деятельность Ростроповича уникальны. Как справедливо пишут, «своим магическим музыкальным дарованием и фантастическим общественным темпераментом он объял весь цивилизованный мир, создав некий новый круг «кровообращения» культуры и связей между людьми». Национальная академия звукозаписи США в феврале 2003 наградила его музыкальной премией «Грэмми» «за экстраординарную карьеру виолончелиста и дирижера, за жизнь в записях».
С 27 марта по 5 апреля в двух лучших залах столицы пройдет V Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, в котором участвуют крупнейшие оркестры: Российский Национальный под управлением Михаила Плетнева, Филармонический Лондонский, Радио Франции, Штутгартского радио. Он откроется в Большом зале Московской консерватории, где выступит один из лучших оркестров мира – Оркестр Лондонской филармонии - дирижер Эса-Пекка Салонен. В концерте-открытии прозвучит Третья Героическая симфония Бетховена и Пятая Симфония Сибелиуса.
http://rostropovichfestival.ru
Рубрики: | Музыканты/Виолончелисты |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий delviga
Говорил Растропович мало, а чем мог помогал! Славный человек!Ответ на комментарий Этерика
Рада, Этерика, Вашей поддержке! Спасибо!Ответ на комментарий Реалистка_Лидия
Добрый вечер, Лидия! Это не часто бывает, чтобы гениальный музыкант был искренним и отзывчивым!Ответ на комментарий Алллок
Спасибо Вам большое за замечательный отзыв о прекрасном человеке! Желаю Вам интересных встреч и радостного настроения!Ответ на комментарий галина_цускарь
Можно позавидовать Вам, Галина! Мне не пришлось. А очень хотелось! Спасибо большое за комментарий!Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |