-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


19 января 1853 года в театре "Аполло" в Риме состоялась премьера оперы Джузеппе Верди "ТРУБАДУР"

Понедельник, 20 Января 2014 г. 11:41 + в цитатник
nadia_obo все записи автора

Il_Trovatore_ (500x500, 48Kb)

 

Опера «Трубадур» была впервые представлена в Риме 19 января 1853 года. Произведение, утверждающее принципы реализма в творчестве Верди, приобретает всемирную популярность и делает имя композитора бессмертным.

Сюжет заимствован из одноименной пьесы испанского драматурга А.Г.Гутьерреса, с успехом поставленной в Мадриде в 1836 году. Это – типичная романтическая драма с запутанной интригой и кровавой развязкой, с непременными поединками, местью, ядом и фатальными тайнами. Романтическая драматургия захватила Верди яркостью красок,
остротой сценических ситуаций.

«Трубадур» – драма острых контрастов, бушующих столкновений, сильных, романтически приподнятых чувств. Воссоздавая трагические судьбы героев оперы, воплощая их переживания, композитор большое внимание уделял показу жизненного фона событий. Колоритны образы цыган, монахов, солдат и окружения графа. Они изображены в рельефных хоровых эпизодах и придают опере разнообразие, оживляют
действие. Музыка произведения богата яркими мелодиями, которые близки к народным напевам. Некоторые из них стали в Италии широко известными революционными песнями.

ДЕЙСТВИЕ I
ДУЭЛЬ

Сцена 1. Первое действие, которому композитор предпослал подзаголовок «Дуэль», открывается видом вестибюля дворца Альяферии, где живет наша героиня, Леонора. Сбоку дверь в апартаменты графа ди Луны. Феррандо, старый воин, начальник графской стражи, и слуги графа расположились у двери; несколько воинов прохаживаются по сцене. Феррандо рассказывает нескольким слугам и солдатам графа ди Луны одну семейную историю. Сам граф всю ночь бродит в саду дворца в ожидании Леоноры, к которой пылает любовной страстью и которую желает обольстить. У старого графа (отца того, которого сейчас все ждут) было два сына. Как-то раз, двадцать лет тому назад, у колыбели младшего, еще совсем младенца, кормилица застала одну цыганку, которая, по-видимому, околдовала — «сглазила» — его: младенец стал чахнуть. Старуху цыганку схватили и сожгли на костре. Но ее дочь, тоже колдунья, по имени Азучена, в отместку за это похитила малютку и бросила его в огонь костра, на котором сожгли ее мать. Все хотели поймать и сжечь эту молодую цыганку, но тогда дух старой цыганки — таково общее поверье — воспарил в виде совы и до смерти, еще и теперь, пугает каждого, кому встречается. Суеверные слушатели Феррандо в ужасе. Когда же башенный колокол бьет полночь, все, объятые страхом, проклинают колдунью.

Сцена 2. Лунная ночь в тенистом саду замка. Справа мраморная лестница, ведущая в апартаменты. Густые облака часто закрывают луну. Леонора признается своей наперснице Инес, что влюблена в таинственного рыцаря. Много лет назад она увенчала его голову как победителя на турнире, но потом он, как говорит Леонора, ушел на войну и не вернулся. С тех пор он стал являться ей в сновидениях. И вдруг... Неожиданно прошлой ночью (и здесь Леонора поет свою любовную арию (каватину) «Тасеа la notte placida» — «Кругом темная ночь была, и небо ясно было») он пел ей серенаду. Инее предостерегает Леонору от этой любовной страсти, но напрасно — сердце Леоноры навеки отдано таинственному трубадуру.



Вернувшись в замок, две девушки слышат за сценой песню трубадура, аккомпанирующего себе на лютне (романс Манрико). Леонора в любовном порыве устремляется к лестнице и — конечно же, по ошибке — попадает в объятия графа ди Луны, который, томимый страстью, уже давно поджидает ее здесь. В этот момент в лунном свете появляется фигура певца — трубадура. Дрожа от ревности, граф тут же вызывает соперника на дуэль. Рыцарь поднимает забрало, и граф узнает в ненавистном трубадуре своего старого врага — Манрико. Леонора бросается между ними, пытаясь предотвратить кровопролитие. В страстном терцете она молит пощадить жизнь рыцаря. Оба соперника удаляются, обнажив мечи. Леонора падает без чувств.

ДЕЙСТВИЕ II
ЦЫГАНКА

Сцена 1. Занавес поднимается. Развалины дома на склоне горы в Бискайе. В глубине большой костер, возле костра сидит Азучена. Рядом, укрытый плащом, полулежит Манрико. В его руке шпага, на которую он устремил свой взор. У его ног — шлем. Их окружают цыгане. Светает. Звучит хор цыган «Видишь, на небе заря заиграла», знаменитый тем, что его сопровождают удары молота по наковальне. В следующей сразу за хором арии «Stride la vampa!» («Пламя пылает!») Азучена описывает тот страшный день, когда она видела, как сожгли на костре ее мать. Тем временем цыгане снова повторяют свой дружный веселый напев и с ним удаляются на поиски пропитания. Теперь Азучена подробно рассказывает своему сыну Манрико, — который и есть тот трубадур из I действия, — страшную историю. Взволнованно повествует она о том, как она похитила младшего сына графа ди Луны и как, намереваясь бросить именно его в огонь, она по ошибке бросила в него своего собственного сына. Так мы узнаем, что Манрико является братом своего соперника, теперешнего графа ди Луны. Азучена в изнеможении опускается на скамью; Манрико поражен. На вопрос же Манрико, кто же он ей на самом деле, она настойчиво отвечает, что он ее сын, ведь именно она спасла ему жизнь. Манрико, как и слушатели, остается в смятении. И теперь, в восхитительной арии «Mal reggendo all' aspro assalto» («Бой меж нами был в полном разгаре»), он рассказывает о своей дуэли с графом. Манрико поверг его, обезоруженного, на землю, но в этот момент какая-то таинственная сила удержала его победоносную руку и сохранила жизнь графу. Теперь же мать и сын решают, что впредь не будет ему никакой пощады. В этот момент раздается звук рога — является вестник от принца Бискайского с приказом к Манрико прибыть на защиту замка Кастеллор от войск графа ди Луны. Рыцарь узнает также, что Леонора, считая его погибшим, собирается уйти в монастырь в Кастеллоре. Не обращая внимания на протесты Азучены, Манрико устремляется на защиту своего принца и своей возлюбленной.



Сцена 2. Действие происходит у стен монастыря в Кастеллоре. Ночь. Здесь мы застаем графа вместе с несколькими его приближенными, закутанными в плащи; он собирается похитить Леонору, которая вот-вот примет монашеский обет. Ожидая подходящего момента, он поет широко известную арию «II balen del suo sorriso» («Свет ее улыбки ясной»), в которой говорит о буре, бушующей в его сердце. Слышен звук колокола. Это звонят перед обрядом пострижения в монахи. Взволнованный граф зорко всматривается в ту сторону, откуда должна прийти Леонора. По пению монахинь, хор которых звучит за сценой, мы понимаем, что обряд пострижения начинается, и, когда монахини появляются на сцене (среди них Леонора и Инее), граф ди Луна преграждает Леоноре путь и требует, чтобы она шла с ним к алтарю венчаться. Здесь же люди графа. Кажется, спасения нет... Как по волшебству, неожиданно, к великой радости Леоноры, поскольку она думала, что он мертв, появляется Манрико. Вскоре к нему присоединяются его люди — Рюиц с воинами. Между двумя отрядами завязывается бой; граф ди Луна обезоружен и оттеснен. Леонора умоляет Манрико не убивать графа. Манрико уводит Леонору. Женщины скрываются в монастыре. Действие завершается большим ансамблем, в котором главенствует голос Леоноры, воспевающей счастье быть с любимым.

ДЕЙСТВИЕ III
СЫН ЦЫГАНКИ

Сцена 1. Третье действие приводит нас в военный лагерь графа ди Луны (его палатка на сцене справа), который взял в осаду замок Кастеллор (его башни видны вдали), куда привел Леонору Манрико, готовясь к женитьбе на ней. Хор солдат поет решительную и энергичную маршевую мелодию («Squilli, echeggi la tromba guerriera» — «Эй, трубачи, разбудите все живое»). Граф выходит из палатки и всматривается в замок Кастеллор. Слышится шум, он все ближе. Это солдаты графа ведут Азучену, грубо толкая ее. У нее связаны руки. На вопрос, кто она, она отказывается отвечать, но старый воин Фернандо узнает в ней ту таинственную женщину, которая много лет назад бросила в огонь младшего брата графа. В отчаянии она призывает на помощь Манрико. У графа теперь две причины ненавидеть старуху: она убила его брата и она мать его соперника. Он клянется страшно мстить. По знаку графа солдаты уводят ее. Так кончается эта сцена.



Сцена 2. Короткая вторая сцена происходит в замке, где Манрико готовится к двум важным событиям — предстоящему штурму замка войсками графа ди Луны и своей женитьбе на Леоноре. В пленительно нежной арии он успокаивает свою возлюбленную. В следующий момент, сразу после звуков органа, доносящихся из часовни замка, вбегает запыхавшийся Рюиц. Он сообщает, что Азучена схвачена графскими солдатами, и уже разжигают костер, чтобы ее сжечь. Манрико немедленно приказывает соратникам спасти его мать. Он поет энергичную арию «Di quella pira» («Пламенем адским, что все сжигает...»), в которой вдохновляет своих воинов на бой. Манрико убегает, за ним Рюиц и воины. За сценой слышен шум и звон оружия.



ДЕЙСТВИЕ IV
КАЗНЬ

Сцена 1. Темная ночь. К тюремной башне замка Альяферии подходят две закутанные в плащи фигуры: это Леонора и Рюиц. Леонора оплакивает потерю Манрико, который был схвачен в сражении и вскоре должен быть обезглавлен. Хор монахов внутри тюремной башни поет «Miserere», молитву за тех, кому суждено покинуть этот мир. Манрико (в башне) поет свою песню прощания с жизнью и Леонорой, аккомпанируя себе на лютне, а Леонора дает волю своему отчаянию, предвидя то, что теперь неминуемо должно свершиться. Это один из самых запоминающихся — равно как и наиболее банальных — эпизодов в опере.



Появляется граф, и Леонора молит его сохранить жизнь своему возлюбленному, она даже предлагает себя в качестве жертвы за него. Обрадованный граф соглашается на эту сделку. Леонора требует, чтобы дверь темницы была открыта. Появляется страж, и граф что-то шепчет ему на ухо. Через мгновение (во время которого Леонора успевает тайно выпить яд, хранившийся в ее перстне) граф сообщает ей, что Манрико свободен. Леонора ликует: она спасла Манрико, он будет жить! Ликует и граф... Но Леонора уже никогда не попадет в руки человека, которого ненавидит. Он обнимет хладный труп!



Сцена 2. Мрачная темница; в углу решетчатое окно, в глубине дверь. Мерцает светильник. Азучена лежит на рогоже; Манрике заботливо ухаживает за ней. Он поет об их доме в горах, куда они еще вернутся. Это мелодически необычайно выразительный дуэт «Ai nostri monti» («В горы родные мы возвратимся»). Дверь отворяется, и входит Леонора, она пытается убедить Манрико бежать. Подозревая, что Леонора купила его спасение ценой союза с графом, он приходит в ярость. «О, как бесчестно любовь предала ты!» — восклицает он. В этот момент начинает действовать яд, и тогда Манрико понимает, что произошло. Во время их дуэта Азучена в полузабытьи, она продолжает петь об их старом доме в горах.



Леонора умирает. Входит граф, с изумлением смотрит он на мертвую Леонору, лежащую в объятиях Манрико, и понимает, что любимая им женщина спаслась от него ценой своей смерти. В гневе он приказывает немедленно казнить Манрико, а сам толкает Азучену к окну, чтобы она видела смерть своего, как считает граф ди Луна, сына. Манрико казнен. И цыганка с ненавистью и торжествующе бросает ему в лицо страшное признание: « Egli era tuo Fratello!» («Он был твоим братом!»). Свершилась месть Азучены. Под звуки трагических аккордов оркестра занавес падает.

Источник:http://www.belcanto.ru/trubadur.html

Рубрики:  Опера
Метки:  

Процитировано 18 раз
Понравилось: 11 пользователям

Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 20 Января 2014 г. 12:22 (ссылка)
Надя, спасибо большое за прекрасный пост! В музыке Верди и красота, и благородство, и неисчерпаемый мелодизм, сила и пылкость.
Ответить С цитатой В цитатник
nadyavit   обратиться по имени Понедельник, 20 Января 2014 г. 12:44 (ссылка)
Спасибо большое.Вечером с удовольствием послушаю.
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Понедельник, 20 Января 2014 г. 14:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Музыка Верди - это что-то сверхестественное для меня. Очень люблю. Спасибо, Наташа, за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Понедельник, 20 Января 2014 г. 14:16 (ссылка)

Ответ на комментарий nadyavit

Приятного прослушивания! Спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 20 Января 2014 г. 14:39 (ссылка)
Да, сюжет не для слабонервных. Какие раньше ужасные были сюжеты. Но музыка, конечно, прекрасная. Спасибо, Надя, за интересный пост. Интересно было узнать о чем эта опера и, конечно же, музыку послушать из этой оперы.
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Понедельник, 20 Января 2014 г. 15:03 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Сюжет действительно не для слабонервных. Меня всю жизнь поражает. Красивая опера.
Ответить С цитатой В цитатник
ампель   обратиться по имени Понедельник, 20 Января 2014 г. 16:24 (ссылка)
Постоянно заключали пари - кто сможет правильно рассказать сюжет этой оперы...Я слушала в Большом, когда приезжала Тбилисская Опера и мой сынок даже взял автограф у Соткилавы,который восседал в партере всей семьёй...Приятно просто вспомнить - не думай, что я хотела похвастать.Это моя самая любимая опера Верди.
Ответить С цитатой В цитатник
Чингиз   обратиться по имени Понедельник, 20 Января 2014 г. 18:11 (ссылка)
Благодарю за публикацию чудесной оперы!!!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Понедельник, 20 Января 2014 г. 18:19 (ссылка)

Ответ на комментарий ампель

Я бы тоже всегда вспоминала Соткилаву. Я его тоже очень люблю! А у тебя сохранился автограф? А сюжет правда такой трагичный... Мне всегда страшно.
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Понедельник, 20 Января 2014 г. 18:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Чингиз

На доброе здоровье!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 20 Января 2014 г. 18:22 (ссылка)

Ответ на комментарий nadia_obo

nadia_obo, к сожалению я так и не слышала эту оперу целиком, только отдельные арии. Спасибо, еще раз, Надя.
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Понедельник, 20 Января 2014 г. 18:23 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Мне тоже не пришлось. Надо восполнить упущенное.
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Понедельник, 20 Января 2014 г. 23:42 (ссылка)
Спасибо, Надюша, за прекрасный пост!!!
0b61a1c85239_2_2 (308x235, 21Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
танялев   обратиться по имени Вторник, 21 Января 2014 г. 00:07 (ссылка)
Большое спасибо за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Вторник, 21 Января 2014 г. 08:36 (ссылка)

Ответ на комментарий nadia_obo

nadia_obo, обязательно послушаю. Я только сегодня увидела, что последний ролик-вся опера. А вчера два последних как раз и не смотрела, подумала, что у Вас только фрагменты. Сегодня открываю досматривать, оказывается там вся опера.
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Вторник, 21 Января 2014 г. 10:30 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

На доброе здоровье!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Вторник, 21 Января 2014 г. 10:31 (ссылка)

Ответ на комментарий танялев

На доброе здоровье!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Вторник, 21 Января 2014 г. 10:32 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Да-да! А как же без целой оперы? Она такая замечательная!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку