-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46242
Написано: 55628


Антонин Дворжак - один из основоположников чешской национальной музыкальной классики

Воскресенье, 08 Сентября 2013 г. 18:46 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора


   Самостоятельный талант, образовавшийся при неблагоприятных обстоятельствах и победоносно вышедший из трудной борьбы.

 Г. Ларош

  Антонин Дворжак
родился 8 сентября 1841 года в семье трактирщика, в расположившейся на берегу Влтавы деревушке Нелагозевес, близ Праги.  С шести лет он учился в сельской школе. Церковный органист (кантор) научил его играть на скрипке, а в девять лет Антонин уже играл в любительском оркестре. Закончив сельскую школу, юноша переезжает в город Злонице. Под руководством А. Лимана он учится игре на альте, фортепиано и органе. В 1857 году Дворжак переехал в Прагу и поступил в Органную школу. Ему преподавали Ферстер, Звонарж, Блажек. По окончании школы в 1860 он работал артистом в Пражском концертном ансамбле, а с 1862 по 1873 год в оркестре оперного театра.


  Антонин вынужден был давать уроки не слишком способным барышням из богатых семей, чтобы прокормить семью. Дворжак также играл на органе в соборе Св. Войтеха в Праге. Это было очень скромное и даже полунищенское существование. И все-таки он не оставлял мечты стать профессиональным композитором. Пять лет Дворжак довольствовался государственной стипендией, чтобы заниматься сочинением музыки. 


  Первым опытом Дворжака в жанре симфонии были «Злоницкие колокола». Написана симфония была в 1865 году, а впервые исполнена только в 1936 году, ибо рукопись партитуры, которую Дворжак собирался уничтожить, была найдена лишь случайно. Судьба «Злоницких колоколов» — одно из доказательств той требовательности, с которой относился к себе Дворжак, постоянно переделывая и уничтожая свои сочинения. Вторая симфония была написана вскоре после Первой. Это богатое по музыкальному содержанию произведение.


  Первую известность Дворжаку принесла комическая опера «Король и угольщик» (1971).  Он часто выступает как дирижер, но широкую популярность в Чехии Дворжак приобретает после исполнения «Гимна» — патриотической кантаты «Наследники Белой Горы» (1873).

  

  Исполнитель этой прекрасной музыки Дворжака - американский скрипач Ицхак Перлман (р. 1945) – один из популярнейших скрипачей, игра которого отличается изяществом и своеобразием. Обладает четырмя наградами “Эмми” и пятнадцатью “Грэмми”. После полиомиелита, которым Перлман переболел в четыре года, он вынужден играть сидя.


 


  Третья симфония создавалась с апреля по июль 1873. Ее партитура была послана Дворжаком в Вену вместе с прошением о предоставлении ему государственной стипендии. Симфония заинтересовала членов Венской комиссии по предоставлению стипендий — Иоганнеса Брамса, Эдуарда Ганслика, Иоганна фон Гербека. Получение такой стипендии (400 золотых) сыграло значительную роль в дальнейшей жизни и творчестве композитора.

  После внимательного изучения его сочинений Брамс решил помочь начинающему композитору. Он порекомендовал Дворжака как талантливого сочинителя своему издателю Фрицу Симроку в Берлине. Вышедшие после этого «Моравские двухголосные напевы» и «Славянские танцы» — для игры на фортепиано в 4 руки, имели колоссальный успех и Дворжак за одну ночь стал знаменитым.


  


  Говоря о Дворжаке, нельзя не обойти вниманием другого знаменитого чешского композитора — Бедржиха Сметану. Слишком много общего в их творчестве и судьбе, несмотря на большую разницу в возрасте. На протяжении десяти лет службы в театре Дворжак постоянно общался со Сметаной. Оперные первенцы Сметаны, ставшие чешской классикой, и первые симфонии Дворжака создавались в период бурного подъема национального самосознания чешского народа, в первые годы после падения реакционнейшего режима. В начале 1860-х габсбургское правительство, пошатнувшееся в связи с внешнеполитическими неудачами, вынуждено было пойти на уступки в области культурной жизни, считая, что они уменьшат напряжение, угрожавшее революционными взрывами на различных землях «лоскутной империи».


  Дворжак был единственным композитором, который создал музыкально-сценический образ чешского кантора. И было это уже тогда, когда композитор находился в зените славы: опера «Якобинец» в первой редакции была закончена поздней осенью 1888 года.


  О сметановской традиции необходимо помнить, чтобы понять замысел «Проданной невесты» и таких комически-бытовых опер Дворжака, как «Король и угольщик», «Упрямцы», «Хитрый крестьянин» и даже «Черт и Кача», в которой простая крестьянская девушка одолевает обитателей ада, созданных народньш воображением. Обращаясь к таким сюжетам Дворжак чередует комически-бытовые оперные произведения с героическими: «Альфред», «Ванда», относящиеся к 1870-м, повествуют о борьбе свободолюбивого народа с чужеземными захватчиками.


   Дворжак продолжил линию Сметаны, подчеркнувшего, что чешская музыка является музыкой славянского народа и поэтому наиболее прочными следует считать ее связи с музыкальной культурой других славянских народов. Дворжак черпал вдохновение не только из чешских, моравских и словацких источников, но и из польских и русских, создавая особенную форму «думки» по типу малороссийской народной песни. Кроме того, он написал оперу на сюжет из русской истории «Димитрий». Из славянской музыки он сумел извлечь старинные гармонии и необычные музыкальные модуляции, обогатив свои произведения новыми ритмами и мелодическими оборотами, открыв для композиторов младшего поколения славянский Восток. Такие произведения Дворжака, как «Славянские танцы», «Славянские рапсодии», струнные квартеты ми бемоль мажор и ля мажор, трио для фортепиано «Думки», убеждают в мощном воздействии славянского фольклора на автора. Дворжак по справедливости относится к числу мастеров, особенно много сделавших для художественного раскрытия общности восточных, западных и южных славян.


 


  С декабря 1884 по март 1885 композитор сочиняет Седьмую симфонию. Это первая из трех последних симфоний Дворжака, которые благодаря своим высоким художественным достоинствам и ярко выраженному национальному колориту завоевали всемирное признание. Седьмая симфония — самая сумрачная и страстная — отличается сжатостью формы и аскетичностью выражения — в ней нет ни одной лишней ноты. В этот период Дворжак перенес ряд тяжелых ударов: смерть первых детей и смерть матери.


   Восьмая симфония, написанная во второй половине 1889, — одна из лучших. Моменты неудержимого, стремительного движения могучего потока прекрасной, изменчивой по настроению музыки чередуются в ней с мечтательно лирическими эпизодами ликования. Симфония озарена светом вдохновения Дворжака, опьяненного природой - истинной вдохновительницей композитора.


   В 1888 в Праге произошло знакомство Дворжака с Чайковским, перешедшее в дружбу. По инициативе Чайковского Дворжак приезжал в Россию и выступал с концертами в Москве и Петербурге. Дворжака избирают членом чешской Академии наук и доктором музыки Пражского университета, приглашают на должность профессора Пражской консерватории. В 1891 ему было присвоено почетное звание доктора музыки Кембриджского университета и доктора философии Карлова университета в Праге. В том же году он был избран членом Чешской академии наук и искусства.


  В 1892 Дворжак совместно с  Лахнером и Виганом предпринял пятимесячное турне по городам Чехии и Моравии. 31 марта на концерте присутствовал Антон Григорьевич Рубинштейн. После окончания концерта великий русский пианист прошел в артистическую и горячо поздравил автора.


  В этом же году уже достаточно известный Дворжак был приглашен в Национальную консерваторию в Нью-Йорк для обучения молодых композиторов.


   Осенью Дворжак почти на два года уезжает в Америку. Вместе с ним едет жена и двое старших детей — дочь Отилия и сын Антонин. Оба они обучались музыке: Отилия — скрипачка, Тоник — пианист. Здесь Дворжак пишетс вою последнюю Девятую симфонию, которой еще до премьеры он дал программный заголовок «Из Нового Света».  Впервые Девятая симфония Дворжака прозвучала 15 декабря 1893 в нью-йоркском Карнеги-холле.


   


  За 3 года (1892-95), проведенных в США, кроме Девятой симфонии, в которой Дворжак, сохранив в целом национальное своеобразие своей музыки, использовал негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты, написаны были еще камерно-инструментальные ансамбли, кантата «Американский флаг» и Концерт для виолончели с оркестром, который наряду с Девятой симфонией относится к числу высших достижений Дворжака в области симфонизма.


  


  Вернувшись в Прагу в 1895, Дворжак продолжил педагогическую деятельность в консерватории, начатую им в год пятидесятилетия. В 1901 г. он был назначен директором Пражской консерватории, вобравшей в себя и Органную школу.


  До конца дней своих Дворжак напряженно сочинял. К последним годам относится создание красочной, насыщенной веселым юмором фантастической оперы «Черт и Кача» (по чешской народной сказке о черте-неудачнике и смекалистом деревенском парне) и составляющей гордость чешского оперного искусства лирической сказки «Русалка» — трогательного повествования о всепоглощающем чувстве любви.


  В последнем инструментальном сочинении — симфонической поэме «Богатырская песнь» (впервые прозвучавшей под управлением Г. Малера), написанной в эпических тонах и по праву считающейся самым потрясающим оркестровым произведением Дворжака, композитор запечатлел картину своего нелегкого жизненного пути, с подъемами и срывами, с радостью побед и горечью поражений, с упорной борьбой и конечным триумфом человека, остававшегося, несмотря ни на что, верным национальным идеалам искусства и труда.


  1 мая 1904 года Дворжак скоропостижно скончался от инсульта. Траурный флаг на пражском Национальном театре возвестил о том, что чешская музыкальная культура потеряла своего великого классика.


classic-music.rudvorak.html

 

Рубрики:  Композиторы
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 8 пользователям

вариния   обратиться по имени спасибо.милый друг.замечательный пост Воскресенье, 08 Сентября 2013 г. 19:07 (ссылка)
Армянская поэзия. Наира Багдасарова. Материнское сердце.




 









































mama_doch (700x659, 105Kb)



7329 (385x91, 12Kb)






7329 (385x91, 12Kb)



Наира Багдасарова.



Материнское сердце.



Материнское сердце во мне,

Всё забочусь я о тебе.

Всё никак не хочу понять,

Что ты взрослой успела стать.



Тебе, дочка, ещё невдомёк,

Какой жизнь может дать урок.

Я пытаюсь тебя оградить,

За ручку по жизни водить.




От беспечности, зла, утрат,

Оградить, как забором сад.

От неверных и льстивых друзей,

От обид и подлых людей.




В жизни множество всяких дорог,

Едва выйдешь за наш порог.

Ту, по которой лучше идти,

Как помочь мне тебе найти?



Не по камням, чтоб шла, по траве,

Не по лужам, чтоб по реке.

Путь удачный, чтоб выбрала ты,

И чтоб рядом цвели цветы.



Ты совсем ещё дочка юна.

И не выучила сполна,

Как преграды в пути обходить,

 Как по этой земле ходить.



Не усвоила жизни основ,

Не проснулась от детских снов.

Суета тебя наша томит,

Несешься к тому, что манит.





Ведь не все что блестит алмаз,

Скрывается много от глаз.

Свои ценности в жизни найди,

Что дороже? Потом иди.



f_19190844 (400x500, 31Kb)



75g1113a (300x318, 76Kb)









 



 

Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 08 Сентября 2013 г. 21:23 (ссылка)
Спасибо, Вариния!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 08 Сентября 2013 г. 21:43 (ссылка)
С большим удовольствием послушала музыку. Очень люблю 2 славянский танец. Большое спасибо за чудесную музыку.
Ответить С цитатой В цитатник
LIDJA   обратиться по имени Воскресенье, 08 Сентября 2013 г. 22:04 (ссылка)
дякую!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 08 Сентября 2013 г. 22:10 (ссылка)

Ответ на комментарий LIDJA

И Вам, Лидия, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 08 Сентября 2013 г. 22:16 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Да, Нинель! У Дворжака много разнообразно прекрасной музыки! Я пока готовила сообщение, наслушалась! Но к бОльшей части его богатого творчества ещё не добралась
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Понедельник, 09 Сентября 2013 г. 00:12 (ссылка)
Спасибо, Тамара, за прекрасную музыку!!!
84322656_0_53e8f_d8b1c9d1_L (400x219, 95Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 09 Сентября 2013 г. 21:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Спасибо, Аннушка! Ты, наверное про Нинель, думала, когда писала мне отзыв
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Понедельник, 09 Сентября 2013 г. 22:08 (ссылка)
Томаовсянка, Извини, Тома, видимо не о том, действительно, думала!!!Я уже исправила...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 10 Сентября 2013 г. 12:27 (ссылка)
Большое спасибо, Тамара, за прекрасный пост о замечательном композиторе. Музыка у него правда чудесная...
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 10 Сентября 2013 г. 20:48 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Я очень полюбила неповторимого Дворжака, Наташа! И с радостью собирала это сообщение!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 11 Сентября 2013 г. 09:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, да, Тамара... Это замечательно, когда то, что делаешь, приносит радость.
Ответить С цитатой В цитатник
Наум_Левин   обратиться по имени Пятница, 13 Сентября 2013 г. 09:07 (ссылка)
Спасибо за доставленное удовольствие,успеха и удачи Вам.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 13 Сентября 2013 г. 13:43 (ссылка)

Ответ на комментарий Наум_Левин

Очень рада Вашему отзыву, Наум! Спасибо за добрые пожелания! Интересных встреч Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку