Антонин Дворжак - один из основоположников чешской национальной музыкальной классики |
Самостоятельный талант, образовавшийся при неблагоприятных обстоятельствах и победоносно вышедший из трудной борьбы.
Г. Ларош
Антонин Дворжак
родился 8 сентября 1841 года в семье трактирщика, в расположившейся на берегу Влтавы деревушке Нелагозевес, близ Праги. С шести лет он учился в сельской школе. Церковный органист (кантор) научил его играть на скрипке, а в девять лет Антонин уже играл в любительском оркестре. Закончив сельскую школу, юноша переезжает в город Злонице. Под руководством А. Лимана он учится игре на альте, фортепиано и органе. В 1857 году Дворжак переехал в Прагу и поступил в Органную школу. Ему преподавали Ферстер, Звонарж, Блажек. По окончании школы в 1860 он работал артистом в Пражском концертном ансамбле, а с 1862 по 1873 год в оркестре оперного театра.
Антонин вынужден был давать уроки не слишком способным барышням из богатых семей, чтобы прокормить семью. Дворжак также играл на органе в соборе Св. Войтеха в Праге. Это было очень скромное и даже полунищенское существование. И все-таки он не оставлял мечты стать профессиональным композитором. Пять лет Дворжак довольствовался государственной стипендией, чтобы заниматься сочинением музыки.
Первым опытом Дворжака в жанре симфонии были «Злоницкие колокола». Написана симфония была в 1865 году, а впервые исполнена только в 1936 году, ибо рукопись партитуры, которую Дворжак собирался уничтожить, была найдена лишь случайно. Судьба «Злоницких колоколов» — одно из доказательств той требовательности, с которой относился к себе Дворжак, постоянно переделывая и уничтожая свои сочинения. Вторая симфония была написана вскоре после Первой. Это богатое по музыкальному содержанию произведение.
Первую известность Дворжаку принесла комическая опера «Король и угольщик» (1971). Он часто выступает как дирижер, но широкую популярность в Чехии Дворжак приобретает после исполнения «Гимна» — патриотической кантаты «Наследники Белой Горы» (1873).
Исполнитель этой прекрасной музыки Дворжака - американский скрипач Ицхак Перлман (р. 1945) – один из популярнейших скрипачей, игра которого отличается изяществом и своеобразием. Обладает четырмя наградами “Эмми” и пятнадцатью “Грэмми”. После полиомиелита, которым Перлман переболел в четыре года, он вынужден играть сидя.
Третья симфония создавалась с апреля по июль 1873. Ее партитура была послана Дворжаком в Вену вместе с прошением о предоставлении ему государственной стипендии. Симфония заинтересовала членов Венской комиссии по предоставлению стипендий — Иоганнеса Брамса, Эдуарда Ганслика, Иоганна фон Гербека. Получение такой стипендии (400 золотых) сыграло значительную роль в дальнейшей жизни и творчестве композитора.
После внимательного изучения его сочинений Брамс решил помочь начинающему композитору. Он порекомендовал Дворжака как талантливого сочинителя своему издателю Фрицу Симроку в Берлине. Вышедшие после этого «Моравские двухголосные напевы» и «Славянские танцы» — для игры на фортепиано в 4 руки, имели колоссальный успех и Дворжак за одну ночь стал знаменитым.
Говоря о Дворжаке, нельзя не обойти вниманием другого знаменитого чешского композитора — Бедржиха Сметану. Слишком много общего в их творчестве и судьбе, несмотря на большую разницу в возрасте. На протяжении десяти лет службы в театре Дворжак постоянно общался со Сметаной. Оперные первенцы Сметаны, ставшие чешской классикой, и первые симфонии Дворжака создавались в период бурного подъема национального самосознания чешского народа, в первые годы после падения реакционнейшего режима. В начале 1860-х габсбургское правительство, пошатнувшееся в связи с внешнеполитическими неудачами, вынуждено было пойти на уступки в области культурной жизни, считая, что они уменьшат напряжение, угрожавшее революционными взрывами на различных землях «лоскутной империи».
Дворжак был единственным композитором, который создал музыкально-сценический образ чешского кантора. И было это уже тогда, когда композитор находился в зените славы: опера «Якобинец» в первой редакции была закончена поздней осенью 1888 года.
О сметановской традиции необходимо помнить, чтобы понять замысел «Проданной невесты» и таких комически-бытовых опер Дворжака, как «Король и угольщик», «Упрямцы», «Хитрый крестьянин» и даже «Черт и Кача», в которой простая крестьянская девушка одолевает обитателей ада, созданных народньш воображением. Обращаясь к таким сюжетам Дворжак чередует комически-бытовые оперные произведения с героическими: «Альфред», «Ванда», относящиеся к 1870-м, повествуют о борьбе свободолюбивого народа с чужеземными захватчиками.
Дворжак продолжил линию Сметаны, подчеркнувшего, что чешская музыка является музыкой славянского народа и поэтому наиболее прочными следует считать ее связи с музыкальной культурой других славянских народов. Дворжак черпал вдохновение не только из чешских, моравских и словацких источников, но и из польских и русских, создавая особенную форму «думки» по типу малороссийской народной песни. Кроме того, он написал оперу на сюжет из русской истории «Димитрий». Из славянской музыки он сумел извлечь старинные гармонии и необычные музыкальные модуляции, обогатив свои произведения новыми ритмами и мелодическими оборотами, открыв для композиторов младшего поколения славянский Восток. Такие произведения Дворжака, как «Славянские танцы», «Славянские рапсодии», струнные квартеты ми бемоль мажор и ля мажор, трио для фортепиано «Думки», убеждают в мощном воздействии славянского фольклора на автора. Дворжак по справедливости относится к числу мастеров, особенно много сделавших для художественного раскрытия общности восточных, западных и южных славян.
С декабря 1884 по март 1885 композитор сочиняет Седьмую симфонию. Это первая из трех последних симфоний Дворжака, которые благодаря своим высоким художественным достоинствам и ярко выраженному национальному колориту завоевали всемирное признание. Седьмая симфония — самая сумрачная и страстная — отличается сжатостью формы и аскетичностью выражения — в ней нет ни одной лишней ноты. В этот период Дворжак перенес ряд тяжелых ударов: смерть первых детей и смерть матери.
Восьмая симфония, написанная во второй половине 1889, — одна из лучших. Моменты неудержимого, стремительного движения могучего потока прекрасной, изменчивой по настроению музыки чередуются в ней с мечтательно лирическими эпизодами ликования. Симфония озарена светом вдохновения Дворжака, опьяненного природой - истинной вдохновительницей композитора.
В 1888 в Праге произошло знакомство Дворжака с Чайковским, перешедшее в дружбу. По инициативе Чайковского Дворжак приезжал в Россию и выступал с концертами в Москве и Петербурге. Дворжака избирают членом чешской Академии наук и доктором музыки Пражского университета, приглашают на должность профессора Пражской консерватории. В 1891 ему было присвоено почетное звание доктора музыки Кембриджского университета и доктора философии Карлова университета в Праге. В том же году он был избран членом Чешской академии наук и искусства.
В 1892 Дворжак совместно с Лахнером и Виганом предпринял пятимесячное турне по городам Чехии и Моравии. 31 марта на концерте присутствовал Антон Григорьевич Рубинштейн. После окончания концерта великий русский пианист прошел в артистическую и горячо поздравил автора.
В этом же году уже достаточно известный Дворжак был приглашен в Национальную консерваторию в Нью-Йорк для обучения молодых композиторов.
Осенью Дворжак почти на два года уезжает в Америку. Вместе с ним едет жена и двое старших детей — дочь Отилия и сын Антонин. Оба они обучались музыке: Отилия — скрипачка, Тоник — пианист. Здесь Дворжак пишетс вою последнюю Девятую симфонию, которой еще до премьеры он дал программный заголовок «Из Нового Света». Впервые Девятая симфония Дворжака прозвучала 15 декабря 1893 в нью-йоркском Карнеги-холле.
За 3 года (1892-95), проведенных в США, кроме Девятой симфонии, в которой Дворжак, сохранив в целом национальное своеобразие своей музыки, использовал негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты, написаны были еще камерно-инструментальные ансамбли, кантата «Американский флаг» и Концерт для виолончели с оркестром, который наряду с Девятой симфонией относится к числу высших достижений Дворжака в области симфонизма.
Вернувшись в Прагу в 1895, Дворжак продолжил педагогическую деятельность в консерватории, начатую им в год пятидесятилетия. В 1901 г. он был назначен директором Пражской консерватории, вобравшей в себя и Органную школу.
До конца дней своих Дворжак напряженно сочинял. К последним годам относится создание красочной, насыщенной веселым юмором фантастической оперы «Черт и Кача» (по чешской народной сказке о черте-неудачнике и смекалистом деревенском парне) и составляющей гордость чешского оперного искусства лирической сказки «Русалка» — трогательного повествования о всепоглощающем чувстве любви.
В последнем инструментальном сочинении — симфонической поэме «Богатырская песнь» (впервые прозвучавшей под управлением Г. Малера), написанной в эпических тонах и по праву считающейся самым потрясающим оркестровым произведением Дворжака, композитор запечатлел картину своего нелегкого жизненного пути, с подъемами и срывами, с радостью побед и горечью поражений, с упорной борьбой и конечным триумфом человека, остававшегося, несмотря ни на что, верным национальным идеалам искусства и труда.
1 мая 1904 года Дворжак скоропостижно скончался от инсульта. Траурный флаг на пражском Национальном театре возвестил о том, что чешская музыкальная культура потеряла своего великого классика.
Рубрики: | Композиторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий LIDJA
И Вам, Лидия, спасибо!Ответ на комментарий Нина-Ник
Да, Нинель! У Дворжака много разнообразно прекрасной музыки! Я пока готовила сообщение, наслушалась! Но к бОльшей части его богатого творчества ещё не добраласьОтвет на комментарий Annakraj
Спасибо, Аннушка! Ты, наверное про Нинель, думала, когда писала мне отзывОтвет на комментарий Barucaba
Я очень полюбила неповторимого Дворжака, Наташа! И с радостью собирала это сообщение!Ответ на комментарий Томаовсянка
Томаовсянка, да, Тамара... Это замечательно, когда то, что делаешь, приносит радость.Ответ на комментарий Наум_Левин
Очень рада Вашему отзыву, Наум! Спасибо за добрые пожелания! Интересных встреч Вам!Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |