-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


КАВАЛЕР РОЗЫ (Рихард Штраус) // Опера

Воскресенье, 02 Июня 2013 г. 15:01 + в цитатник
Annakraj все записи автора

КАВАЛЕР РОЗЫ (Рихард Штраус) // Опера

Опера Рихарда Штрауса «Кавалер розы». Постер Рафала Ольбиньского

Существует забавная история о «Кавалере розы» и авторе этой оперы — история, которая, как говорят итальянцы, sinonevero, ebentrovato(итал. — если это и неправда, то хорошо придумано). Опера была поставлена в 1911 году. А через несколько лет композитор сам — и это было для него впервые, дирижировал ее исполнением. В последнем действии он наклонился к концертмейстеру скрипок и шепнул ему на ухо (не прерывая исполнения): «Как это ужасно длинно, не правда ли?» «Но, маэстро, — возразил концертмейстер, — вы же сами так написали». «Я знаю, — с грустью сказал Штраус, — но я никогда не предполагал, что сам должен буду дирижировать этим».

Полная, без купюр, версия оперы, не считая антрактов, длится почти четыре часа. Но самое поразительное то, что легкий комедийный характер неизменно сохраняется на протяжении всего действия оперы. Удивительно также, что, несмотря на такую продолжительность спектакля, опера эта стала самой популярной из всех опер Рихарда Штрауса. Она составляет основу репертуара всех больших оперных театров в Англии, Соединенных Штатах Америки и Центральной Европе (в латинских странах она получила несколько менее восторженный прием); и вместе с «Мейстерзингерами» Вагнера она считается лучшей комической оперой, родившейся на немецкой почве после Моцарта. Подобно «Мейстерзингерам» — бывают такие случайные совпадения, — она поначалу замышлялась как довольно короткое произведение, но композитор так увлекся идеей создания полномасштабного портрета определенной фазы в социальной истории, что по ходу работы необычайно углубился в детали. Никто из тех, кто любит это произведение, не откажется ни от одной из этих деталей.



Создание оперы означало своеобразный поворот Штрауса к Моцарту. В «Кавалере розы» раскрылись лучшие стороны таланта композитора, и прежде всего умение передать радость жизни, молодости, любви. Действие оперы развертывается в XVIIIвеке в Вене. Штраус намеренно допустил анахронизмы, сочетая мелодику, характерную для старого времени (сцена поднесения розы, канцонетта итальянского певца), с вальсами, представляющими даже не XIX, а XXв. «Кавалер розы» стал произведением о прошлом, написанным композитором новой эпохи.

Сюжет оперы

Сюжет несложен. Юный Октавиан, граф Рофрано (партия его написана для женского голоса), влюблен в прекрасную Маршальшу, княгиню Верденберг. Она тоже любит юношу, но понимает, что их связь недолговечна. Утром к Маршальше является с визитом ее двоюродный брат — глупый и распутный барон Окс (по-немецки — бык, простофиля). Октавиан вынужден переодеться в женское платье и разыграть роль горничной Мариандль. Окс собирается жениться на Софи, дочери богатого буржуа. Обычай требует, чтобы сватом, преподносящим невесте серебряную розу, был юноша аристократического происхождения. Маршальша предлагает Октавиана в качестве «кавалера розы». Барон соглашается. Увидевшись, Октавиан и Софи влюбляются друг в друга. Наглое поведение Окса оскорбляет Софи и усиливает ее чувство к юноше. Интриганы Вальцакки и Аннина спешат сообщить барону о поведении невесты. Окс пытается принудить Софи подписать брачный контракт. На защиту девушки выступает Октавиан и легко ранит барона. Тот поднимает страшный шум, зовет полицию, но успокаивается, получив из рук подкупленной Октавианом Аннины письмо мнимой Мариандль, назначающей ему свидание в гостинице. Тем временем Октавиан, снова переодетый в женское платье, с помощью Вальцакки и Аннины готовится посрамить Окса. Барон пытается ухаживать за Мариандль, хотя его смущает удивительное сходство девушки с Октавианом. Свидание прерывают неожиданные посетители: Аннина разыгрывает роль брошенной бароном жены, сопровождаемой кучей его мнимых детей. С упреками на барона обрушивается и хозяин гостиницы. Окс зовет на помощь полицию, но его обвиняют в прелюбодеянии. Являются Софи и Маршальша. Пристыженного барона прогоняют. Маршальша уступает своего возлюбленного Софи и благословляет их союз.



 Терцет из оперы «Кавалер роз».


Терцет трех женских голосов завершает оперу «Кавалер роз»: это ее финал, окончание, happyend. Все персонажи получают то, чего жаждала их душа. Прекрасная дама бальзаковского возраста, герцогиня фон Верденберг, успокаивается и отпускает к юной невесте свою прошлую любовь, красавца Октавиана; он рад удачному исходу всех своих усилий, получая в жены милашку Софи, а она простодушно принимает в объятия подарок судьбы, своего Октавиана, даже не успев по ходу действия достаточно поволноваться. За-бавно-галантная опера buffaприходит к желанному концу, и все три персонажа, с трудом веря своему счастью, поют: «Вот она, мечта, что не может быть действительной».

Рихард Штраус в первой части терцета призывает на помощь все ресурсы сладостно-романтической музыки: заглавная мелодия похожа на томный вздох любви, ниспадающий как ветка райской яблони. Этот вздох эхом отражается в мелодиях-вариантах, в мелодиях-отзвуках, будто выплывающих из потока теплых, растекающихся как ласковые волны мажорных звучаний. Медленно поднимающиеся по полутонам хроматические «лестницы» ведут к пышной, роскошной кульминации, напоминающей утопающие в неге любовные сцены Вагнера. После оркестровой интерлюдии появляется вторая тема: она и является здесь главной, на ней звучат основные слова терцета. Эта мелодия, игрушечная и хрупкая, символизирует наивный домашний уют, тот самый «бидермайер», который ассоциируется с простодушными и бесхитростными напевами, что поют девицы за вышиванием. Обе темы, и первая, «романтическая», и вторая, «домашняя», прекрасны своим продолжением: как зачарованный, композитор как бы не может расстаться с райским блаженством, им нарисованным, и лениво нежится, будто не желая отпускать прекрасную грезу.



В этом терцете становится уместным главный недостаток музыки Рихарда Штрауса, его нарочитый эстетизм, когда форма явно превалирует над содержанием. Внешняя иллюстративность и многословие, декоративность и пышность, отсутствие внутреннего движения – все, в чем упрекают запоздало-романтический стиль композитора, здесь направлено к цели, нарисованной бессмертным Фаустом: «Остановись, мгновенье!» Миг радости и счастья растекается в бесконечность: никто кроме Рихарда Штрауса не мог бы так расширить этот миг, так естественно любоваться им. Композитор считал этот терцет своим лучшим созданием, и желая уже за гробом насладиться счастьем любви, завещал исполнить эту музыку на своих похоронах, что и было сделано 10 сентября 1949 года.


источник

Источник

Источник

 

Рубрики:  Композиторы
Опера
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 9 пользователям

nadia_obo   обратиться по имени Воскресенье, 02 Июня 2013 г. 17:28 (ссылка)
Анечка! Спасибо. С удовольствием послушаю Рихарда Штрауса. К стыду своему, я почти не различаю Штраусов - Рихард, Иоганн, еще Иоганн. А ведь еще были Штраусы...
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Воскресенье, 02 Июня 2013 г. 18:51 (ссылка)
nadia_obo, Надя, все очень просто-этот самый поздний, он почти наш современник(умер в 1949-м году), а два Иоанна-это отец и сын..Они более ранние....Спасибо, дорогая, за отзыв!!!Опера, по-моему очень сокращена...Как они это умудрились сделать...
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Воскресенье, 02 Июня 2013 г. 19:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Спасибо, Анечка!
Ответить С цитатой В цитатник
Nomo_Familiano   обратиться по имени Вторник, 04 Июня 2013 г. 02:55 (ссылка)
красивая музыка..
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку