-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46241
Написано: 55627


Сергей Васильевич Рахманинов. Третья симфония

Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 11:11 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора


В 1934 году Сергей Рахманинов — пианист, признанный первым в мире, один из крупнейших дирижеров, через 17 лет после того, как он покинул Россию, сочинил одну из лучших своих вещей — Рапсодию для фортепиано с оркестром. 


К жанру симфонии Рахманинов обратился через три де­сятилетия после Второй симфонии, написанной в спокойном Дрездене. Теперь уже другой Рахманиновчеловек, потерявший родину, многое переживший, перестрадавший, создавал Третью симфонию — произведение удивительной силы и глубины.

  Симфония была начата летом 1935 года в Швейцарии, где Рахманинов любил отдыхать после напряженного концертного сезона, где он выстроил виллу «Сенар», названную так по первым слогам имен своего и жены, Натальи Александ­ровны, и первой букве фамилии. Работу пришлось оставить, когда были готовы эскизы первой и второй частей: надо было готовиться к предстоя­щим концертам. График концертных выступлений музыканта, обеспечи­вающих материально его семью и потому необходимых, был очень жестким. 26 сентября того же года в одном из писем композитор сообщал: «Работы своей так и не кончил. Наготове только две трети. Надо бросать и садиться за рояль, которым занимался не особенно прилежно последнее время... А так как концерты продолжаются до 2 апреля, то, по-видимому, за окончание работы возьмусь не раньше будущего лета».

 

   В начале октября Рахманиновы уехали в Америку, где состоялись пер­вые концерты начавшегося сезона. В январе 1936 года они возвращаются в Европу, так как 5 февраля в Париже Рахманинов играет Рапсодию на тему Паганини. 21 февраля он уже в Варшаве — снова Рапсодия, а кроме того — Второй фортепианный концерт. Через три дня с огромным успехом проходит его клавирабенд. Затем идут выступления в Англии. «Обычным острым контрастом, хорошо известным посетителям концертов, был Рах­манинов, идущий к роялю, и Рахманинов за роялем, — писал лондонский рецензент. — Когда он появляется на эстраде, то кажется выше ростом, худее и утомленнее, чем обычно; он выходит на эстраду, как осужденный на эшафот. Смотрит перед собой на рояль с таким отвращением, как буд­то перед ним плаха. Затем, по-видимому, решив, что через это испытание надо пройти, он опускает руки на ненавистный предмет, и мы в течение следующих 30 — 40 минут слушаем такую игру, при сравнении с которой исполнение других ведущих пианистов кажется посредственным. Я не могу поверить, что когда-либо было лучшее исполнение, чем его: более иде­альное сочетание тонкости, силы, созерцательности, огня. И кажется, что все это дается ему совсем легко...»

А это было вовсе не легко. У Рахманинова болели руки и сердце, надо было ехать лечиться. Но он вернулся в «Сенар» — писать финал симфо­нии, оркестровать написанное. Он знал, что не сможет спокойно лечить­ся, если не закончит начатое. И 18 июля 1936 года он сообщает в одном из писем: «...закончил писанием симфонию. Первое ее исполнение, как и обыкновенно, отдаю своему любимейшему оркестру в Филадельфии».


Премьера Третьей симфонии состоялась 6 ноября 1936 года. Фила­дельфийским оркестром дирижировал Л. Стоковский.



  В США симфония, очень своеобразная и глубоко русская по характе­ру, признания не получила. «Скажу еще несколько слов про новую сим­фонию, — писал Рахманинов. — Играли ее в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго и т.д. Играли ее замечательно... Прием и у публики, и у крити­ки — кислый... Лично я твердо убежден, что вещь эта хорошая. Но... иногда и авторы ошибаются! Как бы то ни было, а своего мнения держусь до сих пор...»

  Навеянная воспоминаниями о России и пронизанная страстной любовью к родной далекой и недостижимой земле, симфония, конечно, была чужда американским слушателям. Присущие композитору с юных лет черты — национальная по характеру мелодика, органично воспринятые традиции симфонизма Чайковского, романтический порыв теперь, в начале второй трети жестокого XX века, сочетаются с яркой экспрессией, жесткостью — иногда нарочитой — гармонического языка, сложностью ритмики. 

  Первая часть открывается суровой архаичной попевкой, основанной всего на трех звуках. Эта сосредоточенная, будто из глубины веков пришед­шая мелодия — своего рода эпиграф симфонии. Тихое звучание кларне­тов, виолончелей и закрытой валторны прерывается резкими аккордами всего оркестра. За вихревым порывом — задушевная протяжная песня, обволакиваемая множеством подголосков — как будто взлетел занавес, и открылась до боли знакомая и близкая сердцу картина раздольной рус­ской природы.


  Это главная партия. Связующая стремительна и тревож­на. Ускоряется темп, подводя к побочной партии — виолончельной ме­лодии, широкой и благородной, напоминающей русские свадебные напевы. Начинаясь скромным камерным звучанием, она разрастается и приобретает черты быстрого марша. Резко меняется характер музыки в разработке. Мрачнеет общий колорит, остинатный триольный ритм словно сковывает душу, зловеще звучат деревянные духовые в низком регистре. Динамическое нарастание с прерывистым дыханием оркест­ра, стонущими интонациями скрипок, приводит к появлению зловещего вступительного мотива, своего рода темы неизбежности, голоса рока, в повелительном звучании тромбонов и тубы. Это трагическая кульми­нация части. После нее реприза воспринимается по-иному — более грустно, элегично. Но побочная партия своим волевым напором меняет на­ строение, восстанавливая равновесие. Следует успокоение, плавный, истаивающий поток... однако в самом конце зловещее пиццикато струн­ных вновь интонирует мотив судьбы.

  Вторая часть начинается той же темой вступления — темой судьбы, но теперь у солирующей валторны на фоне красочных аккордов арфы. Затем солирует скрипка, исполняя прекрасную, выразительную мелодию, одну из самых замечательных у Рахманинова. Прихотливая, насыщенная изысканными хроматизмами, она переходит к флейте, бас-клар­нету, виолончели, фаготу, английскому рожку и постепенно разрастается в звучании всего оркестра экспрессивной кантиленой. В середине части появляется скерцозный эпизод. Мелькают причудливые, полуреальные, полуфантастические образы, напоминающие симфонические миниатю­ры Лядова. Острые, колючие интонации, зловещие шорохи сменяются колокольными звучаниями.


Постепенно все успокаивается, наступает момент раздумья... и вновь звучит роковой мотив судьбы. Начальный раздел части повторен в сокращении, и заключает адажио все та же тема — судьбы, рока.

  Финал весь выдержан в быстром движении, полон энергии. Но и в нем время от времени всплывают интонации вступления, своего рода memento mori (помни о смерти) во время праздничного гулянья во всю широту русской души. Первая тема финала — стремительный танец, вто­рая — лирична и пленяюща. Далее следует блестящая, мастерски разра­ботанная фуга. В резких очертаниях ее темы — видоизмененной, заост­ренной темы главной партии — проглядывают и интонации лейтмотива симфонии, темы судьбы. Фуга непосредственно переходит в вальсовый эпизод. После выразительного речитатива солирующего фагота вновь проходит мотив судьбы, заканчивающийся зловещим вскриком tutti ор­кестра. Появляется жесткая, угловатая мелодия, напоминающая о сред­нем эпизоде второй части. Исподволь в контрапунктирующих ей голо­сах появляется грозный Dies irae — средневековый католический заупокойный напев. Постепенно он выступает на первый план. Все ярост­нее его натиск. Вздымаются и опадают волны музыкального развития, достигая колоссальных кульминаций, отступая и вновь вздымаясь. Реп­риза наступает в своем стремительном танце, когда, кажется, исчерпа­ны силы. Но ее облик двойствен. И танцевальный вихрь главной партии, и нежная побочная, и даже блестящая пышная кода не могут заставить забыть о приговоре судьбы. И в ней проглядывает мотив Dies irae, слышится ритм лейтмотива — судьбы.www.belcanto.ru



Рубрики:  Музыка/Симфоническая
Музыкальные жанры и формы/Симфония
Композиторы
Метки:  

Процитировано 14 раз
Понравилось: 13 пользователям

Gostevoj   обратиться по имени Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 15:06 (ссылка)
Не скажу, что "Третью симфонию" понять просто. Она, из тех произведений, которые, очевидно, нужно слушать не менее нескольких раз, чтобы понять. Хотя, конечно, хорошо чувствуется, что это Рахманинов, причем, "поздний" Рахманинов.
Большое спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Алллок   обратиться по имени Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 15:40 (ссылка)
Огромное МУЗЫКАЛЬНОЕ Удовольствие! СПАСИБО!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо за отзыв! Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 17:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Gostevoj

Согласна с Вами. Синтез сентиментальности, глубины, бескрайности... не может быть простым. В то же время Рахманинов лаконичен и не грешит нарочитой сложностью. Одно слово - Гений!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 31 Марта 2013 г. 18:04 (ссылка)

Ответ на комментарий Алллок

Очень рада Вашему приятному отзыву! Спасибо, Алла!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 01 Апреля 2013 г. 10:11 (ссылка)
"Рахманинов!"Как много этим может быть сказано...А что касается симфоний.Ашкенази уже будучи дирижёром, высказался в одном интервью греческой газете, что симфонии Рахманинова послужили прекрасную службу Голливуду.Симфонии мало исполняемы,незнакомы большинству на слух так , как концерты, и потому весь кладезь их мелодического богатства был просто " повыдерган"предпримчивыми композиторами-киношниками. Темы из них звучат, а имени Рахманинова в титрах не присутствует.Ужасный вандализм!))
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 01 Апреля 2013 г. 21:16 (ссылка)

Ответ на комментарий

Спасибо за интересную информацию. Вполне этому можно поверить. Но ведь музыка звучала и радовала людей, так что я думаю Рахманинов не обиделся
Ответить С цитатой В цитатник
mmeSpysha   обратиться по имени Понедельник, 22 Апреля 2013 г. 19:24 (ссылка)
Изображение звонницы- это, вроде, Ростов, или что-то, но не Новгород, оно кочует из поста в пост... Профанация. Зачем?! ведь есть фото звонницы в Великом Новгороде, вроде бы.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 22 Апреля 2013 г. 21:33 (ссылка)

Ответ на комментарий mmeSpysha

А почему должна быть на картинке звонница Новгорода? Сообщение о Третьей симфонии, а не о детских годах Рахманинова. Ростовские звоны - самые величественные звоны
Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Вторник, 23 Апреля 2013 г. 20:32 (ссылка)
Спасибище огромное, Тамарочка!
Как же это я пропустил....))
0_891f1_4455a2e7_L (522x500, 322Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 23 Апреля 2013 г. 21:05 (ссылка)

Ответ на комментарий nomad1962

Какая прекрасная сирень! Спасибо, Юрий, за внимание...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку