-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


ВЕЛИКИЙ БАХ. К Дню рождения композитора

Четверг, 21 Марта 2013 г. 11:18 + в цитатник
Barucaba все записи автора

Глеб Семёнов

Бах

Не верю, нет, не органист
Меня во прах поверг!
Летели камни сверху вниз,
А души снизу — вверх.

Был каждый вновь из ничего
Прекрасно сотворён.
О ты, слепое торжество
Знамён, племён, времён!

Тщета интриг, тщета вериг,
Тщета высоких слов…
Есть человека первый крик,
Любви внезапный зов.

Есть добрый труд из года в год
И отдых в день седьмой.
И время течь не устаёт,
Как небо над землёй.


Какая разница: свеча
Или мильоны свеч?
Какая разница: парча
Или лохмотья с плеч?

Геройствуй, схимничай, греши, —
За жизнью — только смерть.
Лишь в редких проблесках души
Сияет третья твердь.

Там над обломками эпох,
С улыбкой на губах,
Ведут беседу Бах и Бог,
Седые Бог и Бах. 


1966

Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее - он вечный...
Р. Шуман


 (480x591, 58Kb)  

Э.Г. Хаусманн. Портрет И.С. Баха. 1747.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (Bach)

(21 III 1685, Эйзенах - 28 VII 1750, Лейпциг)

Бах - композитор парадоксальный. Вот один из парадоксов. Притом, что Бах занимает первую строчку в любом списке самых часто исполняемых композиторов, у него нет таких мелодий, которые мы бы насвистывали или напевали в минуту грусти или радости - первый признак популярности. И это притом, что у Баха есть несравненные страницы музыки грустной и музыки радостной! Популярность - необычайная - гениального Баха иного рода, нежели популярность сладкозвучного Иоганна Штрауса, например.

1520 годом помечен корень ветвистого генеалогического дерева старинного бюргерского рода Бахов. В Германии слова "Бах" и "музыкант" в течение нескольких столетий были синонимами. Однако лишь в п я т о м поколении "из их среды... вышел человек, чье славное искусство излучало столь яркий свет, что и на них пал отблеск этого сияния. То был Иоганн Себастьян Бах, краса и гордость фамилии и отечества, человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки". Так писал в 1802 г. И. Форкель - первый биограф композитора на заре нового века, ибо век Баха распростился с великим кантором сразу после его смерти. Но и при жизни избранника "Искусства Музыки" трудно было назвать избранником судьбы. Внешне биография Баха ничем не отличается от биографии любого немецкого музыканта рубежа XVII-XVIII вв. Бах родился в маленьком тюрингском городе Эйзенахе, раскинувшемся неподалеку от легендарного замка Вартбург, где в средние века, по преданию, сходился цвет миннезанга, а в 1521-22 гг. звучало слово М. Лютера: в Вартбурге великий реформатор переводил на язык отечества Библию.

И. С. Бах не был вундеркиндом, однако к 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом, пел в хоре, а после мутации голоса выступал как префект (помощник кантора). В 1702 г. из стен Michaelschule вышел достаточно образованный музыкант. Постоянным стремлением к совершенствованию отмечена его музыкантская карьера, связанная по традиции времени с церковью, городом или двором. Не по воле случая, предоставлявшего ту или иную вакансию, а твердо и настойчиво поднимался он на очередную ступень музыкально-служебной иерархии от органиста (Арнштадт и Мюльхаузен, 1703-08) к концертмейстеру (Веймар, 1708-17), капельмейстеру (Кетен, 1717-23), наконец, кантору и директору музыки (Лейпциг, 1723-50). При этом рядом с Бахом - музыкантом-практиком рос и набирал силу Бах-композитор, в своих творческих побуждениях и свершениях шагнувший далеко за пределы тех конкретных задач, которые перед ним ставились.

Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокращение от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую.

В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги.

Toccata & Fugue D minor BWV 565. Toccata 


Toccata & Fugue D minor BWV 565. Fugue 


FANTASIA BWV 562 C MINOR


ПРЕЛЮДИЯ BWV 846


Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 6 сонат и партит для скрипки соло, 6 сюит для виолончели, и партиту для флейты соло, — многие считают одними из самых глубоких творений композитора.

Сюиты для виолончели соло

SUITES NO. 1 - COURANTE


SUITES NO. 2 - ALLEMANDE


SUITE NO. 4 - BOURREE 1


Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба.

Сонаты для виолы да гамба и клавесина

SONATA IN G MAJOR - ANDANTE


SONATA IN G MINOR  - VIVACE


Наиболее известные произведения Баха для оркестра — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Число 6, часто встречающееся у Баха, символизирует шесть «рабочих» дней творения. Другие дошедшие до нас произведения Баха для оркестра включают два скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, и концерты для одного, двух, трёх и даже четырёх клавесинов.

Среди камерных произведений следует особо выделить вторую партиту для скрипки, в частности последнюю часть — Чакона. Скрипач существует до или после "Чаконы" Баха. Среди его сольных сонат и партит "Чакона" - чудо из чудес.

Анна Ахматова была потрясена этим произведением. Она слышала его ещё в гостиной дома Гумилевых. После этого и появятся упоминания "Чаконы" в произведениях Ахматовой.

  В стихотворении "Сон", написанном 14 августа 1956 г.: 

  А мне в ту ночь приснился твой приезд
  Он был во всем... И в баховской Чаконе, 
  И в розах, что напрасно расцвели... 

  Первоначально это стихотворение называлось "27 декабря 1940", указывая на число, когда Ахматова начала писать "Поэму без героя". 
  В самой поэме есть упоминание о "Чаконе": 

  Полно мне леденеть от страха, 
  Лучше кликну Чакону Баха.
  А за ней войдет человек... 
  Он не станет мне милым мужем, 
  Но мы с ним такое заслужим, 
  Что смутится Двадцатый Век.

Partita 2 - Ciaccona

(исполняет Иегуди Менухин)


В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и «осовремененные» версии его произведений. Среди них — широко известные сегодня мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись Венди Карлос 1968 года «Switched-On Bach», где использовался недавно изобретённый синтезатор. Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты, такие как Жак Лусье. Обработку Гольдберг-вариаций в стиле нью-эйдж исполнил Джоэль Шпигельман. Среди российских современных исполнителей отдать должное великому композитору попытался Фёдор Чистяков в своём сольном альбоме 1997 года «Когда проснётся Бах».

Однако осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений, интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила идея аутентичного исполнения (или «исторически ориентированное исполнение») . Такие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX века, желая в точности воссоздать музыку баховской эпохи.

*****

Мотив B-A-C-H

 (250x83, 5Kb)

Образуется он из звуков, соответствующих буквам фамилии BACH. Как это происходит?

Все знают, что ноты имеют названия. История их возникновения давняя, и не она нас в данном случае интересует. Скажем лишь, что в русском языке получили распространение названия нот до, ре, ми, фа и т.д., пришедшие из латинского языка (акростих одного латинского гимна). Но существует — и имеет не меньшее распространение - буквенная (по латинскому алфавиту) система. Согласно этой системе, у букв фамилии «Bach» есть музыкальное значение: В — си-бемоль, А - ля, С - до, Н - си.

  Бах знал об этой музыкальной особенности своей фамилии и обыгрывал этот мотив.

*****

   Вензель И.С. Баха - одна из самых красивых монограмм (фигура в центре). Она украшает каждый том Нового полного собрания сочинений композитора (Neue Ausgabe samtlicher Werke; сокращенно NBW). А если учесть, что это не просто изысканный орнамент, а рисунок, имеющий глубокий и в высшей степени индивидуальный - а потому уникальный - смысл, то станет ясно, что рисунком можно не только наслаждаться, но его необходимо и понять. После того как мы разложили монограмму на элементы, становится совершенно ясно, что это инициалы композитора, написанные традиционно (элемент показан слева), и их зеркальное отражение (показано справа). Теперь, когда мы видим эти элементы по отдельности, их легко распознать в вензеле. Но это еще не все, что заключено в монограмме. Ее венчает корона. Включение короны в вензель объясняется тем, что Бах в тот период ожидал своего назначения на пост придворного композитора курфюрста Саксонского.

 (400x192, 18Kb)

J[ohann] S[ebastian] B[ach] Окончательный J[ohann] S[ebastian] B[ach] 

  вариант (зеркальное отражение)  

  Примечательно, что эта монограмма изображена на хрустальном кубке, подаренном Баху в 1735 г.

  (128x203, 8Kb)

 Над монограммой надпись: «Vivat». На противоположной стороне имя Баха, записанное нотами: 

В - А - С - Н, подразумевающее и «баховское число» - 14. Кстати, указание на это число имеется и в вензеле: ему соответствуют четырнадцать лепестков, украшающие внешний контур рисунка.

  Итак, мы видим, что вензель содержит в себе много символических деталей. Приведение их в некое художественное единство даже для Баха, с его поразительной способностью изобретать и комбинировать всё новые и новые формы, было, по-видимому, непростым делом. К этому конечному результату он пришел после ряда поисков. Свидетельство одного из этапов работы дошло до нас. В 1733 г. его монограмма была такой: 

   (143x127, 3Kb)

 
  Нельзя отказать этой монограмме в изобретательности и определенной элегантности, хотя также очевидно, что окончательный вариант во всех отношениях богаче, параднее и многозначительнее.

И последняя параллель: во многих баховских произведениях, особенно для сольных инструментов, можно встретить мелодические фразы, как правило в конце, которые и своей нотной графикой, и своим смысловым значением сродни заключительному росчерку пера - баховской подписи, после которой каденция, завершающая произведение, ассоциируется с печатью.  


Материалы из статьи А. Майкапара

Рубрики:  Музыка/Духовная
Музыка/Скрипичная
Музыка/Органная
Музыкальные жанры и формы/Соната
Музыка/Камерная
Музыкальные жанры и формы/Прелюдия
Композиторы
Метки:  

Процитировано 37 раз
Понравилось: 26 пользователям

Майя_Пешкова   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 11:57 (ссылка)
Здравствуй,шикарный пост....тем более о И.С.Бахе....орган...шпили готических соборов,уходящих в необъятную синеву неба....мысли о вечном.Благодарю...А токката и фуга ре минор у меня на заставке компа....
Ответить С цитатой В цитатник
Самуил_Гетерле   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 13:34 (ссылка)
Чудесный пост! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
natali_100   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 14:37 (ссылка)
Да! Пост просто роскошный! И такая интересная история монограммы. Стихи достойны великого Баха. Большое спасибо за эту работу!
Ответить С цитатой В цитатник
Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 14:53 (ссылка)
Благодарю за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 15:56 (ссылка)
Спасибо за красивый и содержательный пост!
60145345_eebc33af4d7f (600x422, 452Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Унгвицкая   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 16:06 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Maestro_do   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 16:23 (ссылка)
Наташа!Большое спасибо. Прекрасная работа.С удовольствием забираю. Дальнейших Вам успехов, а нам удовольствий.
Ответить С цитатой В цитатник
вариния   обратиться по имени спасибо милый друг замечательный пост Четверг, 21 Марта 2013 г. 18:13 (ссылка)
Натюрморты от Verbena-2





Синий и оранжевый


Ответить С цитатой В цитатник
Ольга_ОС   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 19:31 (ссылка)
...Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило...
(Владимир Лазарев)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 20:07 (ссылка)
Спасибо, Наташа, за замечательное сообщение о гениальном Бахе
Ответить С цитатой В цитатник
золяйка   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 21:13 (ссылка)
Благодарю!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
МОННА   обратиться по имени Четверг, 21 Марта 2013 г. 22:00 (ссылка)
супер!!! спасибо!)
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Пятница, 22 Марта 2013 г. 00:55 (ссылка)
Barucaba, я только что с концерта Гарри Гродберга, он всегда в день рождения Баха-старшего играет концерт. Стар он стал, еле двигается, закончил концерт двенадцатью хоралами. Сидела в зале и представляла, как планета несется в космосе со страшной скоростью в тишине, а на ней стреляют, убивают, разрушают,совершают всяческие непотребства, а в маленьком городе старичок в поношеном фраке, играет на органе Баха, музыку с космическим звучанием и подтекстом вечности, ни о чём вечном старичок не думает, думает только , что нужно доиграть до конца, сделать свою работу, думает, что жена должна вовремя помочь переключить регистры, и что на поклоны тяжело вставать, а мы, зрители, сидим и точно знаем, что слушаем вечность.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 23 Марта 2013 г. 12:12 (ссылка)

Ответ на комментарий ily_domenech

ily_domenech, во всём этом как раз видится что-то очень баховское...) Ведь с одной стороны Бах - добропорядочный многодетный семьянин, добросовестно и без устали работающий на благо своих близких и во имя Бога. Но его жизнь и переживания не являются единственным источником творчества и сущность его произведений не объясняется судьбой автора. Его художественная личность свободно противопоставляет себя обыденной человеческой, подавляя последнюю...
"Все художественные искания, стремления, желания, порывы и блуждания прежних, равно как и современных ему поколений, сосредоточились в нём и творят через него." (А.Швейцер)
Почему Сикстинская Мадонна? Простая, босоногая, написанная с земной, грешной женщины... Но именно её образ стал воплощением той самой высшей Любви...
И Пер Гюнт почему-то вспомнился. Но я всё равно здесь недопонимаю...
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Суббота, 23 Марта 2013 г. 13:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Наташ, ты написала "Но я всё равно здесь недопонимаю..." о Пер Гюнте или я что-то непонятное ....?
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 23 Марта 2013 г. 20:35 (ссылка)

Ответ на комментарий ily_domenech

ily_domenech, да, о нём. Да и вообще, не скажу, что всё до конца понимаю. Меня всегда удивляло, поскольку много с детьми, что вот бегает себе пацан, в футбол играет, ещё там всякие мальчишеские дела... И вот садится он за рояль и не пацан уже никакой вовсе, потому что такая музыка нечеловеческая... Так не у всех, конечно, детей, но их видно и слышно сразу... Особенно это в летней творческой школе заметно, где все на виду и вроде дети как дети, обычные, пока за инструмент не сядут...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 00:10 (ссылка)

Ответ на комментарий МОННА

МОННА, спасибо за отзыв! Рада, что Вам понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 00:13 (ссылка)

Ответ на комментарий золяйка

золяйка, спасибо за отклик! Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 00:15 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, большое спасибо за внимание и отзыв, Тамара! Очень рада видеть Вас в сообществе!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 00:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Ольга_ОС

Ольга_ОС, замечательные стихи! Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 00:19 (ссылка)

Ответ на комментарий вариния

вариния, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 00:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Maestro_do

Maestro_do, большое спасибо, Нина! Очень приятно, что пост Вам понравился! Творческих успехов Вам и удачи!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 00:24 (ссылка)

Ответ на комментарий Людмила_Унгвицкая

Людмила_Унгвицкая, спасибо за внимание и отзыв! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 00:26 (ссылка)

Ответ на комментарий nomad1962

nomad1962, рада, что пост понравился! Большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 00:28 (ссылка)

Ответ на комментарий Sergey_Tashebsky

Sergey_Tashebsky, спасибо большое за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 00:49 (ссылка)

Ответ на комментарий natali_100

natali_100, спасибо большое! Очень приятно, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 00:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Самуил_Гетерле

Самуил_Гетерле, большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 00:57 (ссылка)

Ответ на комментарий Майя_Пешкова

Майя_Пешкова, здравствуйте, Майя! Да, орган лучше всего слушать в таких соборах. Атмосфера и восприятие совершенно особенные. Всё очень гармонично, величественно, проникновенно...
Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Здравствуйте, Наташа! Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 16:32 (ссылка)
Вот прочла ваш комментарий про мальчишек и вспомнила, как в детстве мы не любили играть Баха, такими скучными нам казались эти его фуги и прелюдии... Учительница по музлитературе у нас была замечательная, она нас не переубеждала словами, а просто ставила пластинки с лучшими произведениями и так тихо-тихо, постепенно привила нам вкус к музыке. Когда же в первый раз я услышала Баха в Домском Соборе, влюбилась раз и навсегда! Очень хорошо вы подобрали музыку, рассказ получился интересным и под музыку хорошо было читать и представлять, как Бах сам играл свои произведения в Соборах.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 28 Марта 2013 г. 07:44 (ссылка)

Ответ на комментарий ИМеля

ИМеля, доброе утро, Инесса! Спасибо большое за Ваш замечательный комментарий! Очень приятно, что пост о Бахе Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку