-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46237
Написано: 55623


Симфонический оркестр

Вторник, 19 Марта 2013 г. 12:28 + в цитатник
Gostevoj все записи автора

orchestra (700x468, 563Kb)

Оркестр (от греч.орхестра) - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон, то есть, играют одинаковые партии.
Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.
Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в
XVIIвеке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.
Существует много различных типов оркестра: военный состоящий из духовых - медных и деревянных - инструментов, оркестры народных инструментов, струнные оркестры. Самым большим по составу и самым богатым по своим возможностям является симфонический оркестр.

simfon_orkestr_rapspolozh_instr (700x627, 99Kb)

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIIIвеке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 — начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (в джазовом оркестре все 4 вида). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.
Для иллюстрации звучания оркестра воспользуюсь записью финального концерта «Симфонического оркестра YouTube» . Концерт состоялся в 2011 году в австралийском городе Сиднее . В прямом эфире его наблюдали по телевидению  миллионы людей во всем мире. Проект «Симфонический оркестр YouTube» посвящен воспитанию любви к музыке и демонстрации  огромного творческого разнообразия человечества.



Программа концерта включала в себя известные и малоизвестные произведения известных и малоизвестных композиторов.
Вот
его программа:

Hector Berlioz - Roman Carnival - Overture, Op. 9 (featuring Android Jones - digital artist)
 Meet Maria Chiossi - Harp
 Percy Grainger - Arrival on a Platform Humlet from in a Nutshell - Suite
 Johan Sebastian Bach - Toccata in F major for organ (featuring Cameron Carpenter)
Meet Paulo Calligopoulos - Electric Guitar and violin
Alberto Ginastera - Danza del trigo (Wheat Dance) and Danza final (Malambo) from the ballet Estancia (conducted by Ilyich Rivas)
Wolfgang Amadeus Mozart - 'Caro' bell'idol mio' - Canon in three voices, K562 (featuring the Sydney Children's Choir and soprano Renee Fleming via video)
Meet Xiomara Mass - Oboe
Benjamin Britten - The Young Person's Guide to the Orchestra, Op. 34
William Barton - Kalkadunga (featuring William Barton - Didgeridoo)
Timothy Constable - Suna
Meet Roman Riedel - Trombone
Richard Strauss - Fanfare for the Vienna Philharmonic (featuring Sarah Willis, Horn, Berlin Philharmoniker and conducted by Edwin Outwater)
*PREMIERE* Mason Bates - Mothership (specially composed for the YouTube Symphony Orchestra 2011)
Meet Su Chang - Guzheng
Felix Mendelssohn - Violin Concerto in E minor, Op. 64 (Finale) (featuring Stefan Jackiw and conducted by Ilyich Rivas)
Meet Ozgur Baskin - Violin
Colin Jacobsen and Siamak Aghaei - Ascending Bird - Suite for string orchestra (featuring Colin Jacobsen, violin, and Richard Tognetti, violin, and Kseniya Simonova - sand artist)
Meet Stepan Grytsay - Violin
Igor Stravinsky - The Firebird (Infernal Dance - Berceuse - Finale)
*ENCORE* Franz Schubert - Rosamunde (featuring Eugene Izotov - oboe, and Andrew Mariner - clarinet)
Симфонический оркестр формировался в течение столетий. Его развитие долгое время происходило в недрах оперных и церковных ансамблей. Такие коллективы в XV-XVII вв. были небольшими и разнородными. В их состав входили лютни, виолы, флейты с гобоями, тромбоны, арфы, барабаны. Постепенно главенствующее положение завоевали струнные смычковые инструменты. Место виол заняли скрипки с их более сочным и певучим звуком. К началу XVIII в. они уже безраздельно господствовали в оркестре. Объединились и отдельную группу и духовые (флейты, гобои, фаготы). Из церковного оркестра перешли в симфонический трубы и литавры. Непременным участником инструментальных ансамблей был клавесин.
Такой состав был характерен для И. С. Баха, Г. Генделя, А. Вивальди.
С середины
XVIII в. начинают развиваться жанры симфонии и инструментального концерта. Отход от многоголосного стиля обусловил стремление композиторов к тембровому разнообразию, рельефному вычленению оркестровых голосов.
Меняются функции новых инструментов. Клавесин с его слабым звуком постепенно теряет ведущую роль. Вскоре композиторы совсем отказываются от него, опираясь главным образом на струнную и духовую группу. К концу
XVIII в. сложился так называемый классический состав оркестра: около 30 струнных, 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 трубы, 2-3 валторны и литавры. Вскоре к духовым присоединился кларнет. Для такого состава писали Й. Гайдн, В. Моцарт. Таков оркестр в ранних сочинениях Л. Бетховена. В XIX в.
Развитие оркестра шло в основном по двум направлениям. С одной стороны, увеличиваясь в составе, он обогащался инструментами многих видов (в этом велика заслуга композиторов- романтиков, в первую очередь Берлиоза, Листа, Вагнера), с другой стороны - развивались внутренние возможности оркестра: звуковые краски становились чище, фактура - яснее, выразительные ресурсы - экономнее (таков оркестр Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова). Значительно обогатили оркестровую палитру и многие композиторы конца
XIX - 1-й половины XX в. (Р. Штраус, Малер, Дебюсси, Равель, Стравинский, Барток, Шостакович и др.).
Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В большинстве случаев струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива. В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, труба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащая его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой.
Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты. Основная их функция - ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру колористическими эффектами. По характеру звучания ударные делятся на 2 типа: одни имеют определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.), другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки). Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.
Подробнее об инструментах симфонического оркестра - струнной группе, деревянных духовых, медных духовых и ударных можно прочесть на сайте.
Не могу обойти вниманием еще один полезный сайт ,"Детям о музыке", который обнаружил в ходе подготовки поста. Не нужно пугаться того, что это сайт для детей. В нем есть довольно серьезные вещи, только рассказанные более простым, понятным языком. Вот ссылка на него. Кстати, в нем есть и рассказ об симфоническом оркестре тоже.
Источники:

 

 
Рубрики:  Музыка/Симфоническая
Музыкальные инструменты
Фестивали, конкурсы, концерты
Метки:  

Процитировано 46 раз
Понравилось: 23 пользователям

Самуил_Гетерле   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2013 г. 12:36 (ссылка)
Спасибо! Отличный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2013 г. 13:43 (ссылка)
Классное сообщение. Так все четко. Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2013 г. 20:08 (ссылка)

Ответ на комментарий Самуил_Гетерле

Большое спасибо за внимание к моему посту!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2013 г. 20:09 (ссылка)

Ответ на комментарий nadia_obo

Давно собирался написать, тема нужная!
Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2013 г. 20:24 (ссылка)

Ответ на комментарий Gostevoj

Это Вам спасибо! Большое! Оченьздорово!
Ответить С цитатой В цитатник
ампель   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2013 г. 20:27 (ссылка)
Очень полезный пост,спасибоGostevoj,!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2013 г. 20:38 (ссылка)

Ответ на комментарий nadia_obo

Рад, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2013 г. 20:40 (ссылка)

Ответ на комментарий ампель

Полностью согласен с Вами! Если идет разговор о симфонической музыке, нужно представлять себе, как выглядит симфонический оркестр!
Большое спасибо за комментарий!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 19 Марта 2013 г. 23:36 (ссылка)
Замечательный пост! Большое спасибо, Саша!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 00:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Очень рад, что пост понравился! Тема нужная для словаря.
Ответить С цитатой В цитатник
Борис_Горобенко   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 05:28 (ссылка)
Какой прекрасный пост! Цитирую с огромной благодарностью.Буду его показывать моим внукам,а то растут на глупой попсятине . Да и себе под старость не худо подправить музыкальный вкус .
Ответить С цитатой В цитатник
korneewa   обратиться по имени * Среда, 20 Марта 2013 г. 08:59 (ссылка)
очень полезный пост -все емко и по делу,сама - то все это знаю,но цитирую - для примера коллегам и ученикам.спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Женщина_Осени   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 11:21 (ссылка)
Замечательный , познавательный пост!!!!
Благодарю!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 12:28 (ссылка)

Ответ на комментарий Борис_Горобенко

Вам огромная благодарность за внимание и цитирование! Мне кажется, увлечение другой музыкой, в частности, попсой, вполне допустимо. Только классическая муызка - это основа всей музыки, это вечная музыка, из этого нужно исходить, это как правила хорошего тона, которым следуют. Всех благ Вам, Вашим детям и внукам!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 12:31 (ссылка)

Ответ на комментарий korneewa

Для меня это высокая честь, что мой скромный пост Вы будете цитировать коллегам и ученикам, вполне серьезно. Большое спасибо за внимание и цитирование!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 12:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Женщина_Осени

Очень рад, что Вы акцентируете на слове "познание". Человек, который не хочет познать новое, не интересуется новым, незнакомым, практически перестает развиваться, теряет стимул к жизни. Благодарю Вас за внимание и комментарий!
Ответить С цитатой В цитатник
ген37   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 16:26 (ссылка)
спасибо! Послушаем, очень интересная программа
Ответить С цитатой В цитатник
Visla-shushu   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 16:51 (ссылка)
Очень понравился оркестр Ютьюба, интересно было смотреть, откуда приехали ребята, как стали музыкантами. Первый раз вижу, чтобы скрипач из оркестра одновременно был и электрогитаристом (не для себя, а по-настоящему выступая на сцене), это на 1:27 примерно. Молодцы ребята! Пока не досмотрела до конца, но потом обязательно посмотрю. Спасибо за пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 16:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Visla-shushu

Большое спасибо за комментарий! Вообще, такие массовые мероприятия обычно проходят на самом высоком уровне. Транслировать на весь мир ерунду не будут. Хорошо, что есть программа концерта, так легче ориентироваться. Мне самому концерт тоже понравился, рад, что и Вам тоже.
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 16:57 (ссылка)

Ответ на комментарий ген37

Программа интересная и разнообразная, как я и писал в посту, есть известные композиторы, есть неизвестные, это хорошо!
Спасибо аз комментарий!
Ответить С цитатой В цитатник
басиана   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 17:04 (ссылка)
Часто путаю названия инструментов,об их расположении в оркестровой яме даже не говорю.Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 18:36 (ссылка)

Ответ на комментарий басиана

Спасибо Вам за внимание! Абсолютно не стыдно не знать расположение инструментов в оркестре, стыдно не захотеть узнать!
Ответить С цитатой В цитатник
ген37   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 19:12 (ссылка)
прослушал с восторгом и упоением - все прекрасно: и сцена, и зал, и уместная дозированная светотехника, и молодой оркестр, и замечательная программа и прекрасная ее подача. Молодой композитор, молодые дирижеры и молодой органист - это ли не нонсенс? Боже! что же у нас со всем этим сделали? И вы еще смеете повторять, что вас подняли с колен? Если и подняли, то одну лишь Ксению Фролову, из нашей песочницы, но только в Австралии.
Ответить С цитатой В цитатник
Людмилка-милка   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 19:33 (ссылка)
.
спасибо. КРАСИВО (400x163, 215Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Visla-shushu   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 20:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Gostevoj

Разумеется, уровень музыкантов очень высок. Вообще, мне нравится идея собирать оркестр для каких-то определенных концертов, и хорошо, что сейчас в этом помогает интернет, в принципе, такое уже делают давно в Европе. Например, никогда не забуду восторга после 2 репетиций и 2 концертов молодежного оркестра Объединенной Европы под управлением Аббадо, который приезжал в Москву в декабре 1991 года, после их выступлений просто влюбилась в 5 симфонию Малера и до сих пор помню те ощущения.
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 21:41 (ссылка)

Ответ на комментарий ген37

Большое спасибо за комментарий!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 21:42 (ссылка)

Ответ на комментарий Людмилка-милка

Большое спасибо за внимание и красочный комментарий!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Среда, 20 Марта 2013 г. 21:44 (ссылка)

Ответ на комментарий Visla-shushu

Конечно, все то, к чему при касается рука МАСТЕРА , воспринимается по-другому и остается в памяти навсегда!
Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Здравствуйте, Саша! Среда, 20 Марта 2013 г. 22:29 (ссылка)
Как хорошо вы всё рассказали об оркестре и программу для иллюстрации такую прекрасную выбрали! Уж, казалось бы, слушала сколько раз, и родственники в симфонических оркестрах играли и рассказывали не раз, и группы оркестров всё знакомые, а вот не зря говорят - век живи, век учись! Замечательно интересный рассказ! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
ген37   обратиться по имени поправочка Среда, 20 Марта 2013 г. 22:54 (ссылка)
Следует исправить: художница-песочница Ксения Симонова. Извините за неточность, которую я уже не могу внести в текст коммента
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку