-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


11 марта 1851 года состоялась премьера оперы Джузеппе Верди "РИГОЛЕТТО"

Вторник, 12 Марта 2013 г. 08:03 + в цитатник
nadia_obo все записи автора

rigoletto_poster_1 (466x700, 90Kb)

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

 

РИГОЛЕТТО (Rigoletto) - опера Дж. Верди в 3 действиях (4 картинах), либретто Ф. М. Пьяве по драме В. Гюго "Король забавляется". Премьера: Венеция, театр "Ла Фениче", 11 марта 1851 г.

Создание этой оперы знаменовало новый этап в творчестве композитора. В ее основе - драма В. Гюго, запрещенная к постановке. Чтобы добиться разрешения австрийской цензуры, авторам пришлось согласиться на изменения: Франциск I, король Франции, превратился в герцога Мантуанского и соответственно были переименованы остальные персонажи. Сила же социального обличения не уменьшилась, оттого что король был "разжалован" в герцоги. В музыкальной драматургии противопоставлены фигуры распутного, легкомысленного, живущего только ради наслаждения властителя Мантуи и обездоленного шута. Верди рисует свои персонажей в движении, развитии. Шут Риголетто, издевавшийся над горем графа Монтероне, чью дочь обесчестил герцог, испытывает то же отчаяние, что и осмеянный им старик. Риголетто-шут превращается в страдающего отца.

Отвергая переделки, внесенные в либретто под давлением цензуры, Верди страстно защищал свою концепцию. Не только цензура, но и директор театра, в котором предполагалась постановка оперы, сомневался в возможности появления на сцене страдающего горбуна. "Поющий горбун? - писал Верди. - Почему же нет? Будет ли это впечатляющим? Этого я не знаю; но если этого не знаю я, то этого не знают и те, кто предложил это изменить. Я же как раз нахожу заманчивым изобразить это действующее лицо внешне уродливым и нелепым и внутренне страстным и полным любви". Если контраст внешности и внутреннего мира Трибуле у Гюго носил характер романтического противопоставления, то Верди утверждал принцип реализма, создавая новый для оперного искусства образ.



Музыка Верди полна глубокого драматизма, ярко контрастна, психологически глубока. Каждый из персонажей - законченный образ, требующий от исполнителя высокого певческого и сценического мастерства. Вокальные номера (арии) неразрывно связаны с драматическим действием и вне его меняют свой характер. Так, создав в IV д. эффектную песенку Герцога, эту проповедь бездумного наслаждения, Верди возражал против исполнения ее вне сцены, указывая на то, что в этом случае она из изобличения Герцога превращается в его защиту. По-новому трактованы ансамбли. Ничего подобного квартету IV д., где сталкиваются четыре различных характера, оперное искусство еще не знало. А. Серов писал: "На весах строжайшей музыкальной оценки квартет из "Риголетто"... по драматической правде и по обольстительной прелести звукосочетания должен занимать одно из высших мест всей оперной литературы".



С первой же постановки опера имела большой успех, возраставший от спектакля к спектаклю, вскоре появилась на сценах других итальянских театров (нередко под другими названиями - "Вискарделло", "Клара Пертская"), а затем перешагнула границы Италии. Она была поставлена в 1852 г. в Вене, затем в Пеште, Праге, Лондоне. Итальянские труппы разнесли ее славу по всему миру. В Париже "Риголетто" увидел свет рампы только в 1857 г. из-за протеста Гюго, возмущенного искажением текста своей драмы. Однако, услышав оперу, писатель был восхищен музыкой, в особенности квартетом.



В России "Риголетто" был впервые исполнен артистами Императорской итальянской оперы в Петербурге 31 января 1853 г. Цензура подозрительно отнеслась к сюжету и долго не допускала шедевр Верди на русскую сцену (спектакли итальянцев из-за высоких цен посещала преимущественно привелегированная публика). 20 октября 1859 г. состоялось первое исполнение отечественными певцами - в Москве, на сцене Большого театра, на итальянском языке. На русском языке "Риголетто" прозвучал впервые в Петербурге 6 ноября 1878 г. Позднее в главных партиях выступали И. Мельников, Б. Корсов, Л. Яковлев (Риголетто); Е. Мравина (Джильда); М. Каменская (Маддалена) и др.

Опера быстро сделалась репертуарной. Среди лучших ее исполнителей - М. Баттистини, П. Хохлов, И. Тартаков, Г. Бакланов, Т. Гобби, Ал. Иванов (Риголетто); Н. Фигнер, Л. Собинов, Д. Смирнов, Э. Карузо, Дж. ди Стефано, Л. Паваротти, И. Козловский, С. Лемешев (Герцог); Л. Липковская, А. Нежданова, А. Галли-Курчи, Т. даль Монте, М. Каллас (Джильда). Неревзойденным исполнителем партии Спарафучиле остался Ф. Стравинский. Значительным явлением была постановка К. Станиславского. "Риголетто" - одно из самых популярных произведений в репертуаре музыкального театра.



Рубрики:  Композиторы
Опера
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 7 пользователям

Самуил_Гетерле   обратиться по имени Вторник, 12 Марта 2013 г. 08:42 (ссылка)
Спасибо, очень интересное сообщение!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Вторник, 12 Марта 2013 г. 10:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Самуил_Гетерле

На доброе здоровье!
Ответить С цитатой В цитатник
вариния   обратиться по имени спасибо милый друг .замечательный пост Вторник, 12 Марта 2013 г. 17:40 (ссылка)
98364139_4769213_192645570 (450x450, 43Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Вторник, 12 Марта 2013 г. 19:19 (ссылка)

Ответ на комментарий вариния

И Вам большое спасибо!
i (226x150, 11Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Вторник, 12 Марта 2013 г. 22:05 (ссылка)
nadia_obo, в последний раз я водила на " Риголетто" соседского ребенка-девочку лет семнадцати. Это была первая в её жизни опера. Естественно, были дредды на голове, зеленые ногти, сумка и сапоги с ковбойской бахромой, юбка сантиметров 25 длиной и всяческие дырки на лице, забитые дешевым серебром. Я и виду не подала и глазом не моргнула. Боже мой, как она слушала! Глаза раскрылись на возможную величину, вся в струнку, как сурикатик в пустыне, лицо светится, руки вцепились в подлокотники кресла, вся там, на сцене. Когда ехали домой, мне показалось что ребенок парил над сиденьем троллейбуса и не дышал. Вот вам и " Риголетто". А постановка была так, местная, знакомый режиссер жить не может на пенсии без дела, всё что-то ставит, приглашает, воспитывает своих и ставит. Повезло Верди, что и через сто с лишним лет у него есть такие слушатели и зрители.
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Вторник, 12 Марта 2013 г. 22:34 (ссылка)
Спасибо, Надюша!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Среда, 13 Марта 2013 г. 05:14 (ссылка)
Спасибо за интересный пост
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Среда, 13 Марта 2013 г. 08:54 (ссылка)

Ответ на комментарий ily_domenech

ily domen! Боже мой! До слез! Господи, как хорошо-то! Как я рада за эту девочку Вашу. Вот ведь что настоящее искусство делает с человеком. Спасибо Вам большое. меня возникло чувство, что еще не все потеряно в нашей стране.
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Среда, 13 Марта 2013 г. 08:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Анечка! Доброе здоровье!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Среда, 13 Марта 2013 г. 08:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Александр_Ш_Крылов

Всего Вам самого наилучшего!
Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Здравствуйте, Надюша! Среда, 13 Марта 2013 г. 12:29 (ссылка)
Сколько раз и в каких исполнениях эта опера слышана! Каждый раз - восторг и от музыки и от певцов! Бессмертная, как впрочем, всё у Верди!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку