-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46237
Написано: 55623


Музыка в натюрмортах Уильяма Майкла Харнетта

Среда, 06 Марта 2013 г. 15:15 + в цитатник
Barucaba все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

 (600x511, 115Kb)

У.М. Харнетт  (I848 - I892) является автором тридцати семи натюрмортов с музыкальными инструментами и нотами. Если учесть, что всего им создано (или, скажем так, известны) около 170 картин, то станет ясно, что музыка в жизни художника занимала значительное место, привлекала его внимание и вдохновляла чаще, нежели другие темы. Что же известно о жизни Харнетта?

Современник Харнетта, его друг и первый биограф Е. Тэйлор Сноу сообщает, что родился художник в небольшом ирландском городке Клонакилти в 1848 году и еще в раннем детстве вместе с семьей эмигрировал в Америку. Здесь он получил образование в пенсильванской Академии изящных искусств, а также в Национальной академии дизайна. После завершения курса обучения Харнетт в 1880 году отправляется в Европу. Некоторое время он проводит в Лондоне, затем в Париже и Франкфурте и наконец почти на пять лет обосновывается в Мюнхене, где его деятельность приобретает наибольшую активность. Именно в это время Харнетт начинает собирать свою собственную коллекцию старинных предметов, в частности книг, а также музыкальных инструментов. В Соединенные Штаты Харнетт вернулся в 1885 году и прожил в Нью-Йорке до конца жизни, пользуясь значительной известностью. После смерти художника его имя на долгие годы отошло в тень и только в конце тридцатых годов  столетия интерес к нему возродился. В 1939 году нью-йоркская Доунттоун-гэлэри устроила выставку его произведений.

         G. L. Catoire
Elegy for violin and piano


 (430x699, 47Kb)

  Хотя в американской живописи У.М. Харнетт первым обратился к натюрморту с музыкальными инструментами и нотами, весь стиль его картин, отношение к моделям, их трактовка - все это неизбежно заставляет вспомнить голландский натюрморт ХVII века с его особым пристрастием к широко распространенному сюжету Vanitas("Суета"). И у голландцев и у Харнетта суетность мира, быстротечность жизни, бренность земного - все это символизируется одними и теми же предметами: потухшей свечой, старинными фолиантами, курительной трубкой (вспомните баховскую песню "Старая трубка" с проникновенными словами:
  В праздничный день с утра люблю я Трубку свою набить полней. И, табачком в тиши балуясь, Вслух размышлять о жизни сей. Так вижу сходство я порой Меж старой трубкой и собой.)

У голландцев, кстати, еще и мыльные пузыри, цветы, порой увядшие - они словно говорят что и жизнь эфемерна, как мыльный пузырь, и так же быстро увядает как цветы... Музыка в этом ряду символов Vanitas занимает одно из главных мест как у голландцев, так и у Харнетта. И это понятно. Еще Леонардо да Винчи говорил "музыка умирает, как только рождается".

 (540x699, 81Kb)

  Не только наличие одних и тех же предметов роднит Харнетта с голландцами ХVII века и их музыкальными натюрмортами. И у Харнетта и у них один и тот же строй, очень сходная манера письма, одинаковое отношение к модели - желание выписать ее со всеми подробностями, во всех мельчайших деталях. Отсюда в их картинах ноты - книги и тетради, - музыку в которых можно ясно прочитать. А коль так, то эти живописные произведения, кроме эстетической ценности, оказывается, несут подобно старой фотографии информацию о музыкальной жизни своей эпохи. Таким образом, картины Харнетта, в отличие от огромного большинства картин художников его современников, заключают в себе важное иконологическое содержание.

1542912696 (700x546, 56Kb)

  "Поскольку Харнетт, - пишет в своей статье о натюрмортах американский исследователь Кэрол Ойя, - был столь скрупулезен в изображении своих моделей, становится возможным описать и идентифицировать многие из предметов, воссозданных на его картинах". В каталоге коллекции Харнетта, изданном вскоре после смерти художника филадельфийским издательством Т.В. 1893, имеются описания и фотографии многих вещей, в том числе и музыкальных инструментов, которые мы видим на его картинах. Пожалуй чаще всего на них встречается очень красивая флейта, сделанная из черного дерева, слоновой кости и серебра (она имеется по крайней мере на девяти картинах). Каталог сообщает, что она принадлежала "одному филадельфийскому коллекционеру". Этим коллекционером как раз и был первый биограф Харнетта, его друг, упоминавшийся уже Е. Тэйлор Сноу. Он играл на флейте, и вместе с художником, который тоже владел этим инструментом, они музицировали, исполняя дуэты.

 (519x699, 59Kb)

Вот собственные слова Харнетта: "В натюрмортах я не слишком точно имитировал натуру: на какие-то детали я не обращал внимания, в то время как другие, наоборот, вводил от себя. Некоторые образцы давали лишь стимул моему воображению. Так, флейта, служившая мне моделью, была не совсем такой, какой она предстает на моей картине: слоновой кости у нее не было, да и цвет серебра я позаимствовал у блестящей серебряной долларовой монеты".

2120453026 (570x700, 48Kb)

  Другой инструмент, который тоже часто появляется в натюрмортах Харнетта - скрипка. О подлинной скрипке из коллекции художника в каталоге: читаем: "Редкая старая кремонская скрипка".(Йозев Гварнериус. Кремона, год 1724.).Замечательный нежно звучащий инструмент, приобретенный г-ном Харнеттом за большую сумму у одного знаменитого коллекционера в Париже. Она фигурирует в нескольких его картинах". Конечно, сейчас, спустя почти сто лет после выхода в свет этого каталога, невозможно с полной уверенностью сказать, был ли это действительно подлинный инструмент Гварнери, но показателен "сам факт покупки Харнеттом инструмента, который он считал подлинной скрипкой восемнадцатого века". Этот инструмент мы видим на картине Харнетта "Старая скрипка" (1886). Глядя на картину, испытываешь ощущение полнейшей реальности предмета. В одном газетном отчете о выставке картин художника, устроенной в рамках Промышленной выставки в городе Цинциннати в 1886 году, приводится любопытный рассказ о том впечатлении, которое производили на публику картины, стиль и техника Харнетта (речь идет именно о данном натюрморте): "Один пожилой господин долго сквозь очки рассматривал картину и, наконец, изрек: "Как бы я хотел поиграть на этой скрипке!" Он с энтузиазмом убеждал, сколько чарующих мелодий можно извлечь из нее. Он не замечал никакого подвоха, пока не подошел вплотную к картине - теперь он был совершенно обескуражен".

 (537x699, 67Kb)

  Не только инструменты изобразил Харнетт так, что их можно принять за подлинные - едва ли не в каждой его картине мы видим ноты, которые также воспроизведены с поразительной точностью, а собранные вместе вольно или невольно создают панораму характерного для того времени репертуара. Как правило, музыка, фигурирующая в натюрмортах Харнетта, - это оригинальные произведения или специальные обработки, сделанные на флейте или скрипке. По-видимому, здесь отдано предпочтение произведениям, которые сам художник любил и играл. Уже в первом натюрморте - "Смертное и бессмертное", созданном Харнеттом в 1876 году - самом раннем, но уже обнаруживающем зрелость мастерства и твердость выбранных принципов (это становится очевидным при сравнении картины с последующими подобными произведениями художника) воспроизведен фрагмент из оперы Беллини "Норма". Это дуэт Нормы и Адальгисы (№ 17). Харнетт воспользовался инструментальной транскрипцией - по-видимому, для флейты и скрипки, записанной двухголосно в скрипичных ключах на двух строках без слов. В последующих натюрмортах мы находим фрагменты из опер Моцарта, Мейербера, Верди.

 (459x699, 62Kb)

  Сочинения другого рода - популярные песни и салонные пьесы - также воспроизведены художником с большой точностью вплоть до изображения подлинных изданий с их обложками и титульными листами, как например, "100 знаменитых мелодий" ("Дверь старого стенного шкафа". 1889) или "50 мелодий для скрипки" ("Старые модели", 1892). В несколько своих картин Харнетт включил старинное издание "Ирландских мелодий" (1807). Особой любовью художника пользовалась ирландская народная песня "Последняя роза лета" - она встречается в натюрмортах Харнетта по крайней мере трижды: в "Двери старого стенного шкафа" и "Старые модели", а также на картине, которая так и называется - "Последняя роза лета" (1886). Последнее обстоятельство - попытка подчеркнуть характер картины, то настроение, которое она призвана передать - внехудожественными средствами, в частности, введенной в нее музыкой, особенно примечательно при сравнении натюрмортов Харнетта с подобными сюжетами голландских художников XVII века. И там и здесь музыка кроме своей чисто графической привлекательности для зрителя, наделяется символическим значением и "звучит" консонансом образному строю картины. Музыкальное искусство, правда, хорошо знает, что место такого консонанса с успехом может заменить диссонанс: трагизм и драматизм происходящего, может быть, с огромной силой подчеркнут беззаботно веселой и бодрой музыкой.

1438016144 (700x519, 44Kb)

  Еще один музыкальный фрагмент, часто встречающийся в натюрмортах Харнетта - пожелтевший лист со старинной григорианской нотацией, заимствованный из римского миссала, изданного в 1680 году. Вероятно это издание было одним из раритетов в коллекции художника.
  "Модели" Харнетта совершенно безличны и потому от его картин веет холодом. Их интересно рассматривать как своеобразный "гербарий" из предметов.
  Не кроется ли в этой их особенности ответ на вопрос, почему картины Харнетта были столь популярны среди американских коллекционеров? Коллекционирование, получившее такое большое распространение в Америке в конце XIX века, встретило различные оценки в интеллектуальной среде того времени. Вот одно из наиболее резких суждений: "В большинстве случаев, - читаем в мартовском номере "Атлантического ежемесячника" за 1879 год, - мания коллекционирования - это столь же безобидная форма идиотизма, как и любая другая; она никому не приносит вреда, кроме как карману самого коллекционера... Но есть одна категория собирателей, которая действительно причиняет вред - это люди, безрассудно скупающие ценнейшие инструменты - скрипки, альты, виолончели, контрабасы Страдивари или Амати и затем позволяющие им вопиюще бессмысленно покоиться в своих футлярах. Ценность этих предметов в качестве аутентичных образцов мастерства их создателя неизмеримо меньшая, нежели их внутренняя ценность как музыкальных инструментов... У того, кто позволяет себе хранить такой инструмент в своем доме единственно из удовольствия созерцать его (а скрипка Гварнери хранилась у Харнетта именно для этого) и чтобы сознавать лишь, что это его собственность, должно быть неладно с совестью".

  Гневные слова автора этой анонимной статьи были направлены против именно тех американцев, среди которых картины Харнетта пользовались особым спросом. Они тратили огромные средства на коллекционирование тех предметов, в том числе и музыкальных инструментов, которые Харнетт с таким мастерством и достоверностью изображал в своих натюрмортах, причем в том стиле, какой этим коллекционерам более всего импонировал (их вкусам, между прочим, соответствовала и та музыка, которую Харнетт вводил в свои картины). Натюрморты У. М. Харнетта позволяют проникнуть в психологию определенного слоя американского общества и состояние культуры конца XIX века и являются, следовательно, своеобразным историческим документом.

А. Майкапар

Источник

Рубрики:  Музыка и живопись
Метки:  

Процитировано 17 раз
Понравилось: 15 пользователям

Майя_Пешкова   обратиться по имени Среда, 06 Марта 2013 г. 15:52 (ссылка)
Классно.Наташа.А Майкапар-не музыкант-органист.или однофамилец?
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Среда, 06 Марта 2013 г. 17:08 (ссылка)
Как интересно! И так ново для меня. Спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
ustava51   обратиться по имени Среда, 06 Марта 2013 г. 17:42 (ссылка)
Спасибо большое за интереснейший пост! Художник не знаком, а натюрморты - великолепны!
Ответить С цитатой В цитатник
Гута   обратиться по имени Среда, 06 Марта 2013 г. 18:09 (ссылка)
Очень интересный и красивый пост! Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
ампель   обратиться по имени Среда, 06 Марта 2013 г. 18:09 (ссылка)
Редкий пост.Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
MultiMazurka   обратиться по имени Среда, 06 Марта 2013 г. 20:53 (ссылка)
Наташа. приятная тема затронута. А Майкапар - серьезный музыкант и исследователь.Для всех нас. думаю. эта статья представляет большой интерес. Спасибо за доставленное удовольствие.
А это Роберт Долингер (Германия0 СКРИПАЧ
getImage (11).jpgР. Долингер Скрипач (600x398, 113Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
natali_100   обратиться по имени Среда, 06 Марта 2013 г. 23:35 (ссылка)
Спасибо! Так интересно, так рядом они стоят - музыка и живопись
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Четверг, 07 Марта 2013 г. 09:34 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!!!
52 (200x108, 29Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 07 Марта 2013 г. 09:42 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Annakraj, большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 07 Марта 2013 г. 09:45 (ссылка)

Ответ на комментарий natali_100

natali_100, спасибо большое за отзыв! Да, музыка и живопись близки друг другу. В искусстве всё взаимосвязано...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 07 Марта 2013 г. 09:48 (ссылка)

Ответ на комментарий MultiMazurka

MultiMazurka, да, Вера, у него много интересных статей по искусству. Спасибо большое за отзыв и картину!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 07 Марта 2013 г. 09:49 (ссылка)

Ответ на комментарий ампель

ампель, спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 07 Марта 2013 г. 09:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Гута

Гута, рада, что пост Вам понравился! Большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 07 Марта 2013 г. 09:52 (ссылка)

Ответ на комментарий ustava51

ustava51, рада, что пост понравился! Большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 07 Марта 2013 г. 09:53 (ссылка)

Ответ на комментарий nadia_obo

nadia_obo, спасибо, Надя!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 07 Марта 2013 г. 10:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Майя_Пешкова

Майя_Пешкова, спасибо, Майя! Да, Майкапар музыкант. У него много интересных статей по искусству, в них часто прослеживается связь музыки и живописи.
Ответить С цитатой В цитатник
Екатерина_Гмырко   обратиться по имени Четверг, 07 Марта 2013 г. 18:16 (ссылка)
Очень странно!В картинах так много музыкальных предметов,а музыки не слышно,нет даже ощущения гармонии.Не зря,наверное,они так восхищали именно коллекционеров.Они ведь просто демонстрируют:"Посмотрите,что у меня есть!".Очень затронул призыв к совести коллекционеров тех времен.Ведь и сейчас все тоже самое:скупка на аукционах шедевров для любования в частной коллекции.И в конце очередной новости о такой скупке сообщение,что новый владелец пожелал остаться неизвестным.Только вот призывов к совести больше не слышно -Это перестало быть постыдным.
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Четверг, 07 Марта 2013 г. 18:32 (ссылка)
Очень интересный пост, прочел с удовольствием! Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 07 Марта 2013 г. 20:32 (ссылка)

Ответ на комментарий Екатерина_Гмырко

Екатерина_Гмырко, да, действительно, натюрморты очень статичные и беззвучные, демонстрирующие лишь определённый набор предметов. Спасибо большое за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 07 Марта 2013 г. 20:35 (ссылка)

Ответ на комментарий Gostevoj

Gostevoj, спасибо за отзыв, Саша!
Ответить С цитатой В цитатник
сударыня_Елена   обратиться по имени Четверг, 14 Марта 2013 г. 18:54 (ссылка)
великолепный пост, я благодарна вам за музыку в живописи..
Ответить С цитатой В цитатник
галина_любушкина   обратиться по имени Четверг, 14 Марта 2013 г. 20:11 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 14 Марта 2013 г. 22:19 (ссылка)

Ответ на комментарий галина_любушкина

галина_любушкина, пожалуйста! Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 14 Марта 2013 г. 22:21 (ссылка)

Ответ на комментарий сударыня_Елена

сударыня_Елена, большое спасибо за внимание и отзыв! Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
N-LIE   обратиться по имени Пятница, 01 Июля 2016 г. 03:41 (ссылка)
Спасибо! Очень интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 04 Июля 2016 г. 14:00 (ссылка)

Ответ на комментарий N-LIE

N-LIYA, рада, что Вам понравилось! Большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку