-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46239
Написано: 55625


Опера Мусоргского "Хованщина"

Суббота, 09 Февраля 2013 г. 04:52 + в цитатник
Annakraj все записи автора

Опера Мусоргского "Хованщина"

«Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым». Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка — бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, т.е. с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость. Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано — жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду. Зато уж попади только суп на стол — зубы съем» (из письма Мусоргского от 2 августа 1873 года).

«Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её (с перерывами) до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия (рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…») и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился. Бо́льшая часть музыки, которая была записана композитором в виде клавира, не была оркестрована. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» (3-е действие) и Песня Марфы.

Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков, предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г.

В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом (1932) сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и композитор Д. Д. Шостакович). В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском (Мариинском) театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году.

Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжение раскольников) написал И. Ф. Стравинский, совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С. Дягилева. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении (в отдельных случаях - реконструкции) и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова.



Либретто оперы

Действие первое

Действие происходит в Москве в XVIIвеке. Красная площадь в Москве. Чуть светает. Боярин Шакловитый диктует донос на князей Хованских, замысливших взять власть в свои руки.

Подьячий неохотно, за большую мзду согласился настрочить донос: страшны стрельцы, полные хозяева Москвы. Вон какой столб — память о расправах с неугодными — они поставили на площади.

Появляются пришлые люди. Узнав о злодеяниях стрельцов, они останавливаются в тяжком раздумье о будущем Руси.
Слышны приветствия — это стрельцы встречают своего предводителя Ивана Хованского громкой славой. Сын же его, Андрей, в это время далек от замыслов отца, лаской и угрозой он пытается добиться расположения немецкой девушки Эммы. Сопротивление Эммы вызывает у Андрея вспышку ярости,— теперь девушке суждено было бы погибнуть от ножа княжича. Но ее -спасает раскольница Марфа, прежняя зазноба Андрея, неотступно следящая за неверным. Сцену эту застает Иван Хованский; он сам не прочь взять себе Эмму. Ссору отца и сына прекращает Досифей, глава раскольников.

Действие второе.

Кабинет князя Василия Голицы¬на. Князь жаждет власти, но не может решиться на мятеж. Страх перед царской немилостью парализует его волю. Желая заглянуть в будущее, зовет он гадалку
Марфа предсказывает ему опалу
Князь, чтобы не распространились слухи, приказывает слуге утопить гадалку на болоте.
Собираются противники Петра — Иван Хованский, Досифей Голицын и Хованский оба претендуют на главенство. Разгорается ссора Ее прекращает Досифей — надо искать решение судьбы Руси. Запыхавшись вбегает Марфа. Гневно обличает она Голицына и рассказывает о том, как спасли ее петровцы. Страшную весть — Петр знает о заговоре и повелел с ним покончить — сообщает заговорщикам Шакловитый

Действие третье.

Картина первая. Стрелецкая слобода. Марфа, вспоминая о былой любви князя Андрея, в песне изливает горе. Песню Марфы слышит старая раскольница Сусанна. Она злобно грозит Марфе судом, отлучением от церкви. Марфе ненавистна глупая фанатичка. Рассказом о пылкой любви она приводит Сусанну в бешенство. Появившийся Досифей прогоняет старую раскольницу и теплым, сочувственным словом успокаивает Марфу.
Пробуждаются с похмелья стрельцы. Разгорается буйное, бесшабашное веселье. Стрельцов пытаются унять их жены, но причитания разъяренных женщин на них не действуют. Прерывает буйство подьячий. Похоже, он насмерть запугай, он пришел сообщить стрельцам о беде: в слободе петровские рейтары, они не щадят ни старых, ни малых. Растерянные стрельцы молят Хованского вести их против рейтар. Но Хованский боится гнева Петра и советует стрельцам покориться, разойтись по домам.
Картина вторая. Терем Ивана Хованского. Князь ищет забвения в развлечениях — в веселых песнях, диковинных плясках персидок. Слуга Голицына предупреждает об опасности. Упрямый князь велит высечь слугу,— кто осмелится потревожить его в собственной вотчине!
Появляется Шакловитый. От имени царевны Софьи зовет он князя на тайный совет. Чванливый Хованский торжественно, под величальное пение облачается в парадные одежды. Князь не успевает переступить порог — наемный убийца поражает его кинжалом

Действие четвертое.

Сбылось предсказание Марфы — князя Голицына отправляют в ссылку. И остальных противников Петра не минет расправа: на Красной площади назначена казнь стрельцов, к раскольничьему скиту поcланы рейтары.
Всеведущая Марфа хочет укрыть князя Андрея от казни. Но Андрей не верит в провал заговора. Он трубит в рог, чтобы созвать стрельцов. Тщетно. Никто не отзывается. А когда Хованский видит, как стрельцов ведут на казнь, он понимает, что гибель неотвратима. Спастись, любой ценой спастись! Марфа увлекает его в скит.
Тем временем стрельцам, положившим уже головы на плахи, от имени Петра боярин Стрешнев читает указ о помиловании.

Действие пятое

Ночь. Лесная поляна недалеко от скита. Досифей один. Ему ясна обреченность раскольников. Трудно решиться на страшный шаг — самосожжение, но иного выхода нет. О том же говорит Андрею Марфа. Правда, для нее самосожжение — единственная возможность снова быть вместе с любимым.
Вся братия готова во имя веры предать себя огню. И когда добираются до скита рейтары, их взорам предстает полыхающий, как гигантский костер, скит.

Впервые опера была исполнена 09.02.1886года.



Источник

 

Рубрики:  Композиторы
Опера
Метки:  

Процитировано 14 раз
Понравилось: 10 пользователям

nadia_obo   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2013 г. 07:50 (ссылка)
Анечка! Спасибо большое! Я "Хованщину" смотрела и слушала в далеком детстве на сцене, когда мало чего поняла. "Рассвет над Москвой-рекой" запомнился на всю жизнь, остальное уже наверстывалось урывками, которые полную картину тоже не создали. Ведь всегда на что-то нужное не хватает времени. Теперь все станет на свои места. Огромное спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2013 г. 12:26 (ссылка)
nadia_obo, Пожалуйста, Надюша!!!Очень рада, что тебе понравилось!!!Тут надо, наверное, историю проштудировать, чтобы все это понять...
Копия !!!_1_~1 (448x335, 29Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2013 г. 12:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Да, историю знать надо. Ая в школе не любила историю, и у меня так все было запущено.
60956201_1277842130_60249578_49118724_veseluyh_vuyhodnuyh (600x501, 360Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Самуил_Гетерле   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2013 г. 16:27 (ссылка)
Спасибо за чудесный пост! В начале 60-х мне довелось проходить армейскую службу в Приморском крае. Там утренние радиопередачи начинались именно с "Рассвета на Москва-реке". Просто в 6 часов утра начиналась эта музыка. Красота!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2013 г. 18:42 (ссылка)
Спасибо за интересный пост.Оперу ,,Хованщина мне мне так и не удалось услышать. Но отдельные арии слышала , ну и, конечно ,, Рассвет на...,,
Ответить С цитатой В цитатник
Галина_Кирсанова   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2013 г. 19:19 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2013 г. 19:26 (ссылка)
Самуил_Гетерле, Спасибо за отзыв!!!Рада, что понравилось!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2013 г. 19:27 (ссылка)
Нинель_Ник, Спасибо за коммент!!!Рада Вашим словам!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Суббота, 09 Февраля 2013 г. 19:28 (ссылка)
Галина_Кирсанова, Пожалуйста!!!Очень рада, что Вас заинтересовало!!!
Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Здравствуйте, Анечка! Воскресенье, 10 Февраля 2013 г. 00:14 (ссылка)
Сегодня сплошные воспоминания! В кои веки детьми занимаются родители, бабушек отпустили к компьютерам, а тут столько интересного накопилось, что и не знаешь, что смотреть раньше! Хованщину очень люблю, впрочем, как и все оперы Мусоргского - история и она лучше входит в мозг, чем сухие учебные слова. Спасибо, освежили память!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Воскресенье, 10 Февраля 2013 г. 00:25 (ссылка)
ИМеля, Большое спасибо за отзыв!!!Рада , что Вам понравилось!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Анюшка-Березняки   обратиться по имени Воскресенье, 10 Февраля 2013 г. 00:31 (ссылка)
Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Воскресенье, 10 Февраля 2013 г. 00:55 (ссылка)
Анюшка-Березняки, Пожалуйста!!!Рада, что понравилось!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку