-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46242
Написано: 55628


Музыкальный словарь. Контртенор

Вторник, 11 Декабря 2012 г. 11:11 + в цитатник
Tamara_Potashnikov все записи автора

Академический вокалист, специализирующийся на исполнении альтовых и (или) сопрановых партий.
Голос такого вокалиста (мужской альт или мужское сопрано).




Происхождение термина

В полифонической музыке XIV — первой половины XVI вв. контратенором (contratenor) называлась побочная вокальная партия, добавленная к двум основным партиям — тенору и дисканту. Первоначально партию контратенора писали в той же тесситуре, что и партию тенора, но в середине XVI века, в связи с распространением четырёхголосия, она разделилась на две разных партии, одна из которых располагалась ниже, а другая выше тенора: contratenor-bassus (бас) и contratenor-altus (альт). Позже термин контратенор в его первоначальном значении вышел из употребления: contratenor-bassus стал называться просто басом, а contratenor-altus в Италии стал просто альтом (alto), во Франции — от-контром (haute-contre), а в Англии — контртенором (countertenor).

Природа контртенора

Мужчины, поющие высокими голосами, похожими на женские, всегда вызывали у слушателей неоднозначную реакцию. В частности, неправильное понимание природы контртеноровых голосов часто становится причиной возникновения различных мифов и домыслов: контртеноров называют «мужчинами, поющими женскими голосами» (хотя ни петь, ни разговаривать женским голосом мужчина не может по определению), путают их с певцами-кастратами, считают, что высокий голос обусловлен развитием мужского голосового аппарата по женскому типу, и так далее. Весьма распространено заблуждение, что контртенор — это некий уникальный, крайне редко встречающийся высокий мужской голос, своеобразная аномалия, «каприз природы», благодаря которому мужчина может петь в традиционно женской тесситуре.

На самом деле голосовой аппарат подавляющего большинства контртеноров благополучно мутировал в период полового созревания, и их певческие голоса являются результатом развития природного потенциала верхнего голосового регистра, который часто называют фальцетным регистром или «головным голосом» («head voice»), в то время как тенора, баритоны и басы развивают и используют преимущественно нижний («грудной») регистр. При пении в верхнем регистре задействуются лишь части голосовых связок, что позволяет им вибрировать быстрее и извлекать более высокие звуки, чем при пении в нижнем регистре, который многие контртеноры также используют в той или иной степени (видеопримеры). Иногда певцы даже меняют специализацию, «переключаясь» с контртенора на тенор, баритон или бас и наоборот, или используют оба регистра поочерёдно.

В более редких случаях голоса будущих контртеноров в период возрастной ломки изменяются незначительно, оставаясь высокими, однако это лишь позволяет им использовать грудной регистр на большем участке альтового или сопранового диапазона и не отменяет необходимости использования головного регистра для расширения диапазона вверх. Также следует иметь в виду, что причины, по которым возрастная мутация голосового аппарата у таких певцов протекает нестандартно, не всегда очевидны, и необычная природа таких голосов достаточно часто становится предметом различных мистификаций.

Почему же контртенор считается редким голосом? Начнём с того, что далеко не у каждого вокалиста верхний голосовой регистр обладает качествами, позволяющими адаптировать его для исполнения определённого репертуара в определённой манере. Также, далеко не каждый вокалист стремится петь в этом регистре, развивать его и использовать в качестве основного. Знаменитый английский контртенор Альфред Деллер, возродивший традицию контртенорового пения в XX веке, в одном из своих интервью заметил, что зачастую у певцов, которые хотели бы научиться петь контртенором, нет к этому способностей, а те, у кого эти способности есть, не хотят их развивать, считая такую манеру пения женоподобной. Кроме того, на сегодняшний день контртеноры профессионально востребованы в гораздо меньшей степени, чем обладатели более «традиционных» мужских голосов. В частности, в отечественной музыкальной культуре не было явлений, подобных итальянской традиции кастратного пения или традициям фальцетного пения в Англии и Германии. Как следствие, в произведениях русских композиторов нет партий для мужских альтов и сопрано, а также отсутствуют методики обучения таких певцов, равно как и интерес к таким голосам и к музыке, которая была для них написана, в профессиональной музыкальной среде. В этом и заключаются основные причины пресловутой редкости и уникальности современных контртеноров.

Историческая справка

Традиции фальцетного пения уходят своими корнями в глубокое прошлое. Известно, что в XVI веке, как раз перед началом расцвета в Италии культа певцов-кастратов, в знаменитой Сикстинской капелле пели так называемые испанские фальцетисты — взрослые певчие, исполнявшие альтовые и сопрановые партии. В XVII веке фальцетисты пели в Германии и в Англии; во Франции в это время был чрезвычайно популярен так называемый «от-контр» (haute-contré) — голос, который можно охарактеризовать как высокий тенор с фальцетным верхом. В XVIII веке английские контртеноры вместе с певцами-кастратами пели в ораториях Г.Ф.Генделя, а в XIX и XX веках фальцетистов можно было услышать в английских кафедральных хорах. Наконец, в середине XX века английский хорист-фальцетист Альфред Деллер (1912 — 1979) принял решение выступать сольно, возобновив тем самым традицию сольного фальцетного пения. Голоса фальцетистов, исполняющих в хоре альтовую партию, в Англии традиционно называют мужскими альтами (male alto), но Деллер по совету композитора Майкла Типетта использовал для обозначения своего голоса термин «контртенор» (countertenor). Примеру Деллера последовали многие другие певцы, что, в совокупности с постепенно растущим интересом публики к высоким мужским голосам и к музыке, написанной для них, привело к новому витку популярности фальцетного пения на рубеже XX — XXI вв.

Терминология и классификация

В соответствии с тесситурой исполняемых вокалистами партий можно выделить такие разновидности контртенора, как альтовый, меццо-сопрановый и сопрановый, хотя чаще контртеноров подразделяют на альтов и сопранистов. Стоит подчеркнуть, что именно тесситура произведений, составляющих репертуар певца-контртенора, является единственным более-менее чётким критерием, на основании которого его голос можно отнести к тому или иному типу. Очевидно, что называть исполняющего только альтовые партии контртенора сопранистом лишь на том основании, что он имеет сопрановый диапазон или близкий к сопрановому тембр — неверно. Также не имеют особого смысла попытки терминологически выделить из общей массы контртеноров обладателей так называемых «природных» альтов и сопрано, поскольку они встречаются крайне редко и не имеют особых отличий и преимуществ перед фальцетистами.

Рубрики:  Вокальное искусство
Музыкальный словарь
Метки:  

Процитировано 15 раз
Понравилось: 11 пользователям

Людмила_Панаету   обратиться по имени Вторник, 11 Декабря 2012 г. 11:23 (ссылка)
Познавательно! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Вторник, 11 Декабря 2012 г. 12:09 (ссылка)
Большое спасибо. Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
egulumbek   обратиться по имени Вторник, 11 Декабря 2012 г. 12:29 (ссылка)
Спасибо! Слава Богу, наконец-то грамотный человек объяснил, что на самом деле есть "контртенор". Ещё раз говорю: это хорошая идея, словарь терминов
Ваш ЭГ
Ответить С цитатой В цитатник
Tori_m   обратиться по имени Вторник, 11 Декабря 2012 г. 13:30 (ссылка)
Замечательно, что добавлено видео - можно услышать то, о чём прочла! Спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
dima_555   обратиться по имени Вторник, 11 Декабря 2012 г. 13:54 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Вторник, 11 Декабря 2012 г. 18:46 (ссылка)
Отличная статья для словаря! Словарь в действии, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Вторник, 11 Декабря 2012 г. 18:49 (ссылка)

Ответ на комментарий egulumbek

Будет хорошо, когда словарь наполнится терминами! Все приглашаются к участию в создании словаря!
Ответить С цитатой В цитатник
tinarisha   обратиться по имени Вторник, 11 Декабря 2012 г. 18:49 (ссылка)
Спасибо за очень интересную информацию.
Ответить С цитатой В цитатник
вариния   обратиться по имени спасибо милый друг .замечательный пост Среда, 12 Декабря 2012 г. 03:21 (ссылка)
А Змейка совсем скоро приползет)))
135 (550x206, 83Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 13 Декабря 2012 г. 00:08 (ссылка)
А кто автор текста?
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
nomad1962   обратиться по имени Четверг, 13 Декабря 2012 г. 12:11 (ссылка)
Спасибо!
Вспомнилась роскошная фильма "Фаринелли-кастрат"
0b2a2d52779ee2aa9ee4e6af495aee79 (500x395, 384Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Пятница, 14 Декабря 2012 г. 02:55 (ссылка)

Ответ на комментарий

Кто автор не знаю, это с сайта о контртенорах ...
http://www.countertenors.ru/countertenor.htm
Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Пятница, 14 Декабря 2012 г. 02:58 (ссылка)

Ответ на комментарий Людмила_Панаету

Пожалуйста!

Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Пятница, 14 Декабря 2012 г. 02:59 (ссылка)

Ответ на комментарий nadia_obo

Пожалуйста! Я рада!

Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Пятница, 14 Декабря 2012 г. 03:00 (ссылка)

Ответ на комментарий egulumbek

Спасибо Вам!!!!

Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Пятница, 14 Декабря 2012 г. 03:01 (ссылка)

Ответ на комментарий Tori_m

Пожалуйста!

Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Пятница, 14 Декабря 2012 г. 03:02 (ссылка)

Ответ на комментарий dima_555

Пожалуйста!

Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Пятница, 14 Декабря 2012 г. 03:04 (ссылка)

Ответ на комментарий Gostevoj

Пожалуйста!

Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Пятница, 14 Декабря 2012 г. 03:05 (ссылка)

Ответ на комментарий tinarisha

Пожалуйста!

Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Пятница, 14 Декабря 2012 г. 03:06 (ссылка)

Ответ на комментарий вариния

СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!!

Ответить С цитатой В цитатник
Tamara_Potashnikov   обратиться по имени Пятница, 14 Декабря 2012 г. 03:09 (ссылка)

Ответ на комментарий nomad1962

Пожалуйста! Правда в фильме "Фаринелли" использовался синтетический голос, так я читала....

Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку