-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46239
Написано: 55625


Балет "Дочь фараона" в Большом

Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 18:57 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора


Цезарь ПуниПуни оставил след в искусстве исключительно как автор многочисленных балетов. Его музыка дансантна, мелодична, отличается ясностью формы, четкостью и разнообразием ритма. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.

Цезарь Пуни (Чезаре Пуньи) родился 31 мая 1802 года в Генуе. Музыкальное образование получил в родном городе, занимаясь у А. Ролла, Б. Азиоли и К. Соливы. Творческий путь начал с духовных сочинений, позднее обратился к оперному жанру, создав оперы «Вендетта», «Ричард Эдинбургский», «Контрабандист» и другие. В течение некоторого времени работал в знаменитом миланском театре Ла Скала пианистом. Но основная его деятельность была связана с балетом. Всего им было создано 312 балетов, наиболее известные из которых и по сей день занимают значительное место на театральных сценах. Первые его балеты были созданы в конце 20-х годов XIX века, причем композитор сотрудничал с самыми крупными хореографами того времени — П. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леоном. В его балетах танцевали выдающиеся балерины, в том числе Карлотта Гризи, Мария Тальони, Фанни Эльслер. Наиболее популярными стали «Макбет», «Осада Кале», «Замок Кенильворт», «Чертова мельница», «Маркитантка», «Мраморная красавица», «Ундина», «Эсмеральда», «Скрипка дьявола».

В 1851 году Пуни был приглашен в Петербург, где получил должность сочинителя балетной музыки при императорских театрах, которую и занимал до конца жизни. Здесь началось его многолетнее сотрудничество с выдающимся хореографом М. Петипа. Совместно с Петипа им было создано для Мариинского театра 35 балетов, в числе которых — «Дочь фараона» (1862), «Конек-Горбунок» (иначе «Царь-девица», 1864) по сказке Ершова, «Царь Кандавл» (1868). Балеты Пуни занимали значительное место в репертуаре императорского театра, шли и на других сценах в течение длительного времени. Пуни скончался 14 (26) января 1870 года в Петербурге.



http://www.belcanto.ru/                     

 

Краткое содержание 


Действие I.


Картина 1. Молодой англичанин лорд Вильсон путешествует по Египту со своим слугой Джоном Булем. У подножия пирамид они встречают караван арабских купцов, которые любезно приглашают их в свой шатер.


Внезапно поднимается сильная буря. Путешественники и купцы спешат укрыться в ближайшей пирамиде.



Картина 2. Сторож пирамиды показывает незваным гостям гробницу, находящуюся в глубине усыпальницы. В ней покоится Аспиччия, дочь одного из могущественных фараонов Египта.


Расположившись в углу, арабские купцы закуривают опиумные трубки. Лорд Вильсон тоже просит дать ему чубук.


Он засыпает. Легкое облако дыма окутывает курильщиков…


Начинаются фантастические видения: стены гробниц исчезают, мумии оживают и выходят из саркофагов. Вслед за ними появляется их повелительница Аспиччия, дочь великого Фараона. Склонившись над англичанином, она кладет руку ему на сердце. В ту же минуту происходит волшебное превращение: лорд Вильсон и его слуга становятся египтянами. Первого зовут Таор, второго - Пассифонт.


Очарованный красотой принцессы, Таор хочет последовать за ней, но Аспиччия исчезает в прозрачной дымке.


Картина 3. Таор и его слуга Пассифонт устремляются в лес на поиски Аспиччии. Они находят ее, спящую на покрытой густым мхом скале. Рядом расположились ее спутницы, утомленные зноем.


Таор осторожно подходит к ней и кладет руку на сердце принцессы. Аспиччия просыпается и узнает прекрасного юношу. Позабыв обо всем, они долго глядят друг на друга.


Вдали слышен звук охотничьих рогов. Аспиччия просит Таора спрятаться. Ее рабыня Рамзея, заметив присутствие незнакомца, хочет увести госпожу. Появляются охотники и сообщают, что по лесу рыщет лев. Аспиччия вместе с ними бросается в погоню за зверем. Им удается окружить льва, но внезапно он вырывается и делает прыжок в сторону молодой принцессы. Таор из укрытия с ужасом наблюдает за этой сценой. Схватив лук, забытый одним из охотников, он стреляет и поражает дикого зверя. Аспиччия спасена. Она теряет сознание, но Таор подхватывает ее и уносит в безопасное место.


Звуки труб возвещают о приближении Фараона и его свиты. Увидев дочь в объятиях незнакомца, властитель Египта приказывает арестовать его. Аспиччия, очнувшись, заявляет отцу, что Таор - ее спаситель и достоин награды. Гнев Фараона сменяется признательностью. Он велит освободить юношу и приглашает его во дворец.



Действие II


Картина 4. Навестив Аспиччию в ее роскошных покоях, Таор признается ей в любви. Входит Фараон, окруженный блестящей свитой вельмож и царедворцев. Вслед за ним появляется Нубийский король, прибывший просить у Фараона руки его дочери. Властитель Египта согласен отдать ему в жены Аспиччию и заключить с Нубией дружественный договор.


Узнав об этом, Таор приходит в отчаяние. Аспиччия, пытаясь его успокоить, обещает, что никогда не будет принадлежать никому, кроме него.


Правитель Египта приказывает начать торжества по случаю бракосочетания дочери. Таор с грустью напоминает Аспиччии, что вскоре она выйдет замуж за нубийца. Влюбленные решают бежать.


В разгар праздника Таору передают ключ от потайной двери, через которую они покидают дворец.


Узнав об исчезновении дочери, Фараон приходит в ярость и велит догнать беглецов. Нубийский король, заметив потайной ход, бросается в погоню со своей стражей.



Действие III


Картина 5. Таор и Аспиччия скрываются в рыбацкой хижине на берегу Нила. С наступлением ночи рыбаки отправляются на рыбную ловлю и приглашают гостей принять в ней участие. Аспиччия устала и вынуждена отказаться. Таор советует ей отдохнуть и уходит.


Едва Аспиччия остается одна, как в хижину входит Нубийский король со своей стражей. Принцесса в ужасе. Она понимает, что брак с нубийцем навсегда разлучит ее с возлюбленным. Спасаясь от преследований, она подбегает к окну и бросается в воды Нила.


В это время в хижину возвращаются Таор и Пассифонт. Увидев их, Нубийский король приказывает схватить заговорщиков и угрожает отомстить за похищение Аспиччии.


Картина 6. Величественный Нил, хозяин подводного царства, принимает Аспиччию в свои объятия и узнает в ней дочь великого правителя Египта. Но молодая принцесса мечтает лишь об одном - вновь увидеть Таора. Речной бог исполняет ее желание. По его приказу, образ Таора появляется то на вершине утеса, то в прозрачных струях водопада. Стремясь соединиться с любимым, Аспиччия просит властителя вод вернуть ее на землю. Нил соглашается выполнить ее просьбу.


Картина 7. Дворец Фараона. Правитель Египта в отчаянии. Он требует привести Таора и угрожает казнить его, если тот не скажет, куда скрылась Аспиччия. Но Таор не знает.


Тогда Фараон велит предать юношу смерти от укуса священной змеи. В этот момент издалека доносятся звуки веселого марша: рыбаки, обнаружив Аспиччию, сопровождают ее во дворец.


Принцесса кидается в объятия отца и рассказывает ему о своих злоключениях, о своей любви к Таору и об угрозах Нубийского короля, вынудившего ее броситься в реку. Фараон рвет договор, подписанный с нубийцем, и повелевает ему удалиться. Аспиччия просит освободить Таора, но Фараон непреклонен. Он не может простить ему похищение дочери. И тогда Аспиччия объявляет, что погибнет вместе со своим возлюбленным. Подойдя к священной змее, она протягивает к ней руку. Испуганный Фараон бросается к дочери. Тронутый ее самоотверженностью и глубиной чувств, он прощает Таора и соединяет руки влюбленных. Посреди всеобщего праздника сцена покрывается облаками.


Картина 8. На месте дворца вновь появляется пирамида. Лорд Вильсон просыпается и с удивлением оглядывается вокруг. В дальнем углу он замечает гробницу дочери Фараона. Светлая улыбка озаряет его лицо - он вспоминает чудесный сон, который только что видел.



 
Сцены из балета "Дочь фараона" - хореограф Мариус Петипа (1818-1910) и композитор (1803-1870) Чезаре Пуни (1862)

На снимке: В центре можно увидеть балерин (справа) Матильда Kсешинская (1871-1970) в роли принцессы Аспиччия, и (слева) Ольга Преображенская (1871-1962) в роли раба Рамзея.



Первое явление "Дочери фараона" в Петербурге и Москве

«Сон из минувшего» — такая, сделанная яркими буквами надпись, чтобы видно было сквозь густые облака, покрывавшие сцену, в 1862 году появлялась в финале пролога трехактного балета «Дочь фараона». И следом перед взором изумленной публики разворачивалось грандиозное, феерическое зрелище, которому не было равных во всем императорском балете середины ХIХ века. Тут все должно было поражать зрителей — нескончаемые шествия, роскошные, масштабные и досконально прописанные декорации (за перспективу залы во дворце фараона художнику Андрею Роллеру было присвоено звание академика). Впечатляли красочные костюмы «под Египет», обилие массовых и сольных танцев, первоклассный исполнительский состав. Центральную партию танцевала итальянская гастролерша Каролина Розати, ее кавалером выступил сам Мариус Петипа, а партия рыбака досталась Льву Иванову. Словом, хореографом были учтены все пожелания, какие только можно предъявить к постановщику «великолепного спектакля» в стиле модного тогда эклектизма, называемого также «стилем Наполеона III», вершиной которого впоследствии стал балет «Баядерка». «Дочь фараона» пользовалась у публики ошеломляющим успехом. Подвигом считалось достать ложу на этот балет, который начинался в половине восьмого и завершался чуть ли не в двенадцатом часу ночи.
Этому «балетному Египту» была уготована долгая и счастливая сценическая судьба. Поставленный Мариусом Петипа на сцене петербургского Большого театра в 1862 году, он неоднократно возобновлялся. Его обожали петербургские балерины, особенно Матильда Кшесинская, которая считала этот балет своей «личной собственностью», блистала в нем не только техникой, но и романовскими бриллиантами от Фаберже. В нем она чувствовала себя «царицей бала».

Снятый с афиши уже в советское время «за малую художественную ценность», он тем не менее последни
й раз вернулся в репертуар петербургского театра в 1928 году — тогда партию дочери фараона Аспиччии исполнила юная балерина Марина Семенова.



Большим успехом «Дочь фараона» пользовалась и в Москве. В 1864 году этот балет из Петербурга был перенесен на сцену московского Большого театра. А в 1905 году балетмейстер Александр Горский даже создал свою редакцию, сочинив новое либретто в духе «научных открытий в области египтологии».

Анна Павлова 1915

«По-египетски» одетая московская «Дочь фараона» привлекала балетных «бунтарей». Она пришлась по душе и любимым балеринам Александра Горского, среди которых были Вера Каралли и Софья Фёдорова, и петербургским примам. К примеру, партию Бинт-Анты (такое имя у Горского носила Аспиччия) наряду с холодной красавицей Верой Каралли — будущей дивой немого кино, которая так нравилась Горскому, танцевала и Анна Павлова, специально приезжавшая из Петербурга.


http://www.bolshoi.ru/performances/




Рубрики:  Балет
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 10 пользователям

ИМеля   обратиться по имени Здравствуйте, Тамара! Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 19:39 (ссылка)
Смотрела вчера прямую трансляцию. Вышла на неё случайно - возилась на ЮТУБе со своими роликами и увидела объявление, конечно, всё бросила и смотрела от начала до конца - интересно! Этот балет не видела раньше и не знала содержания, а т.к. в анонсе была ссылка на сайт Большого театра, открыла её и прочла и либретто и состав участников. Во время трансляции и по театру походила и за кулисами побывала. Увидела в составе участников Владислава Лантратова, за которого болела на Большом балете - хороший танцовщик. Конечно, соревноваться с многолетним премьером Ковент Гардена было не под силу ни одному из участников, это всё равно, что первокласснику выступать против выпускника школы. Всё же миф о Давиде и Голиафе - только легенда. В общем -то я не об этом: нежданно - негаданно побывала на чудесном спектакле, сидя на своём диване в Питере. Слышала про акцию Большого о прямых трансляциях, но попала впервые, теперь буду следить и не пропускать. Спасибо вам за интересный пост, не цитирую только потому, что скопировала ролик на свою страничку в ЮТУБе.
Ответить С цитатой В цитатник
Mama_LyudA   обратиться по имени Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 20:06 (ссылка)
Спасибо за пост! Так же посмотрела прямую трансляцию и, тем не менее, с интересом просмотрела пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Надоело_искать   обратиться по имени Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 20:23 (ссылка)
Смотрела все последние прямые трансляции из БОльшого и нигде не видела возможности скачать с ютьюба. Не встречали ли Вы другие балеты в записи после прямой трансляции. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
alibby   обратиться по имени Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 20:37 (ссылка)
Спасибо , Вы подарили мне бесценное сокровище. Живу очень далеко от Москвы.
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 23:30 (ссылка)
Спасибо за прекрасный пост!!!
119549093 (300x277, 181Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Fintifli   обратиться по имени Вторник, 27 Ноября 2012 г. 15:17 (ссылка)

Ответ на комментарий ИМеля

Интересный пост. И с удовольствием прочёл Ваш комментарий. А пишу потому, что наш питерский Мариинский тоже ведёт прямые трансляции в интернете. Зайдите на его официальную страничку. Замечательных Вам впечатлений!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 27 Ноября 2012 г. 15:24 (ссылка)

Ответ на комментарий Надоело_искать

У меня подписка на Балет Большого (не помню даже каким образом произошла подписка) и меня предупреждают о появлении прямой трансляции. Причём там было написано, что через два дня она будет уничтожена
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 27 Ноября 2012 г. 15:29 (ссылка)

Ответ на комментарий alibby

Спасибо за добрые слова. Радости Вам и хорошего настроения!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо!!! Вторник, 27 Ноября 2012 г. 15:44 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Послушайте Цискаридзе (два видео "недосказанное" внизу сообщения), очень интересно!
Бутон (609x700, 81Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 27 Ноября 2012 г. 15:47 (ссылка)

Ответ на комментарий Fintifli

Большое Вам спасибо. Обязательно воспользуюсь Вашей наводкой
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 27 Ноября 2012 г. 15:53 (ссылка)

Ответ на комментарий ИМеля

Спасибо, Инесса, за замечательное добавление, Я очень хотела бы, чтобы Вы послушали Цискаридзе в фильме Недосказанное, 2части, внизу
Снегроз (700x455, 90Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 27 Ноября 2012 г. 16:07 (ссылка)

Ответ на комментарий Mama_LyudA

Спасибо. Фильм Недосказанное" (2 части) очень расширяет информацию о балете Дочь фараона
РозаЖозе (671x700, 51Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Здравствуйте, Тамарочка! Среда, 28 Ноября 2012 г. 00:49 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Конечно, посмотрела и прочла весь ваш пост. Отчасти могу понять Николая - было вложено много сил и труда, а премьеру отдали другим танцовщикам, правда я не считаю их хуже. В балете Большого вообще всё сложно, столько скандалов и перестановок нет ни в одном другом балете. В Мариинке прекрасно уживаются все примы и премьеры. Не считаю характерным для нашего театра уход Волочковой, т.к. эта дама отовсюду не просто уходит, не зря преподаватель её и Ульяны Лопаткиной сравнила карьеры так - одна покорила мир талантом и мастерством, а другая - бесконечным участием в скандалах. Ничего не могу сказать о Лакотте как о человеке, но балет поставлен хорошо, да и художественно оформлен тоже Лакоттом и тоже хорошо. Что касается сокращений, то об этом судить не могу, других постановок не видела, вам, как специалисту, виднее. Я же, как простой любитель балета, получила удовольствие и от прямой трансляции и от вашего поста!
Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Здравствуйте! Среда, 28 Ноября 2012 г. 00:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Fintifli

Спасибо вам огромное за трансляции Мариинки! Обязательно найду их сайт и буду смотреть.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 14:44 (ссылка)

Ответ на комментарий ИМеля

Спасибо, Инесса, за весьма обстоятельный ответ. Это я смотрю на Вас как на специалиста, так как чувствуется, что у Вас - музыкальное образование. А мои университеты - технического уклона и в искусстве я - дилетант, но очень интересующийся. К Коле Цискаридзе я не равнодушна и мне очень жаль, что он публичными акциями портит свою репутацию. Всего доброго Вам и будьте здоровы.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 28 Ноября 2012 г. 17:04 (ссылка)
Балет конечно занятный, но Пахита больше понравилась, и музыка- всё таки Минкус.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо за комментарий Среда, 28 Ноября 2012 г. 21:11 (ссылка)

Ответ на комментарий

Мне тоже больше другие балеты нравятся! Но и об этом узнала много интересного
Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Четверг, 29 Ноября 2012 г. 02:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Всю жизнь инженерила, образование - музыкальная школа семилетка, но искусство люблю с детства.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку