-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46239
Написано: 55625


Рихард Штраус. Опера "Каприччио"

Воскресенье, 07 Октября 2012 г. 14:04 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

 

Рихард Штраус (Richard Strauss)


 Я хочу доставлять радость и сам в ней нуждаюсь. 

Рихард Штраус


Рихард Штраус — один из крупнейших немецких композиторов, рубежа XIX-XX вв.


Наряду с  Малером он был одним из лучших дирижеров своего времени.

Слава сопутствовала ему с юных лет до конца жизни.

 

 

"Каприччио" Рихарда Штрауса в Новой опере



  Рихард Штраус известен как признанный классик не только немецкой, но и мировой музыкальной культуры XX века. Нельзя точно сказать, что больше отпугивало советских музыкантов от исполнения его сочинений: невероятная сложность партитур или звание президента Имперской музыкальной палаты в фашистской Германии. Тем не менее последние годы ведущие российские театры все чаще включают изысканные и разноплановые оперы Штрауса в свои программы. В Москве в прошлом сезоне большим событием стала премьера "Кавалера розы" в Большом театре, а 4 октября Новая опера представляет российскую премьеру последней оперы маэстро —  "Каприччио", одноактного разговора об искусстве.    


В 1942 году, когда "Каприччио" впервые было исполнено на сцене, Штраусу было 77 лет. Либретто уникальной оперы об опере построено вокруг философского вопроса:  музыка или слово преобладает в оперном искусстве? Любовный треугольник почти символических персонажей: Графини, олицетворяющей Гармонию, Поэта и Композитора — дает повод для философских споров, комических ситуаций и безграничной музыкальной самоиронии. Очень сложная по внутренней структуре музыка переливается всеми оттенками жизнерадостности и содержит шуточные цитаты из почти всей мировой музыкальной литературы, делая "Каприччио" изысканной интеллектуальной оперой для самых взыскательных слушателей.

Молодой режиссер Алла Чепинога поставила "Каприччио" как гротесковый спектакль о человеческих взаимоотношениях. Любовный треугольник выходит на первый план и делает постановку понятной и увлекательной даже для слушателя, не обращающего внимание на многочисленные музыкальные шутки и цитаты. Художник Виктор Герасименко поместил героев в пародийно-гламурную обстановку в сиреневых тонах. Интеллектуальная утонченная музыка, режиссерская концепция оперы буффа и тонкая ирония художественного оформления  —  такое парадоксальное сочетание рождает на удивление гармоничный спектакль.


Изюминкой его становится хор слуг, весь спектакль молчаливо и пластично прислуживавших в доме Графини. Восемь харизматичных, голосистых и изящных хористов сочетают красивый хореографический рисунок с безукоризненным вокалом и здоровой иронией ко всему происходящему на сцене. Ребята настолько точны в своей работе, что приближаются к идеалу дирижера Валерия Крицкова, который хотел бы, чтобы всю оперу можно было понять без синхронного перевода бегущей строки.




Buro

Что в опере важнее — слова или музыка? Моцарт считал, что музыка, Глюк — слова. Это любимая тема дискуссий композиторов с эстетиками, и Рихард Штраус долго обсуждал ее со своим дирижером, Клеменсом Краусом, в 1933 году во время репетиций «Арабеллы». По прошествии шести лет и по написании еще нескольких опер, Штраус обратился к Краусу с предложением сотрудничать в работе над либретто оперы на данный сюжет. Это была последняя опера, которую сочинил Штраус.

Будучи всего лишь одноактной, при исполнении она длится почти два с половиной часа, причем большая ее часть посвящена именно обсуждению этого, хотя и очень интересного, но, с точки зрения сценического действия, малоперспективного вопроса эстетики. Дискуссия происходит в доме очаровательной французской графини Маделены, живущей в предместье Парижа во второй половине XVIII века.  Среди гостей графини поэт Оливьер, композитор Фламан, актриса Клайрон, театральный директор Ла Роше, тенор Таупе, а также брат графини. Дискуссия ведется в изысканной великосветской манере; и перед тем, как гостям уехать в Париж, они сходятся на том, что Оливьер и Фламан будут писать оперу на сюжет, в котором каждый из них представит свой собственный портрет.

У Оливьера и Фламана есть и другие точки соприкосновения: каждый из них влюблен в графиню (которая восхищается обоими), и Оливьер сочиняет ей сонет, а Фламан кладет его на музыку. И Маделена обещает решить — к одиннадцати часам утра следующего дня — за кого из них она выйдет замуж.

В последней сцене она одна в своем будуаре (Штраус любил писать длинные сцены для сопрано соло, особенно, когда эти сопрано оказываются одни в своих будуарах.) Тут же вспоминаешь знаменитый монолог с зеркалом в первом действии «Кавалера розы». Зеркало имеется также и в этой сцене; схожа и общая атмосфера нежного и меланхолического чувства.


«


  Завтра в одиннадцать!» — так начинается монолог. Маделена просто не может сосредоточиться. Какое искусство более сильное? Поэзия или музыка? Она подходит к своей арфе и поет сонет, написанный для нее, — прелестный старомодный любовный сонет. Она чувствует себя узницей — узницей сетей двух искусств. Выбрать одно и не выбрать другое? Невозможно! Тогда она обращается к своему зеркалу, чтобы у него спросить совета. Но у зеркала нет никакого ответа. И опера заканчивается, так и не ответив на вопрос, кто будет осчастливлен завтра в одиннадцать.

Если вы спросите меня, то я думаю, что им будет музыкант. Его музыка кажется мне более убедительной, чем этот немецкий сонет! Но это лишь частное мнение одного человека.





http://www.belcanto.ru/[/url] Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Рубрики:  Композиторы
Опера
Метки:  

Процитировано 11 раз
Понравилось: 6 пользователям

Gallena   обратиться по имени Воскресенье, 07 Октября 2012 г. 15:13 (ссылка)
Очень интересно! Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 07 Октября 2012 г. 21:16 (ссылка)

Ответ на комментарий Gallena

Я рада, что Вам понравилось сообщение
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 08 Октября 2012 г. 09:44 (ссылка)
Интересный пост, особенно ,, Саломея,,. Спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
key-note   обратиться по имени Понедельник, 08 Октября 2012 г. 09:58 (ссылка)
Интересный рассказ о Штраусе, опере! Прекрасное исполнение, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Вторник, 09 Октября 2012 г. 02:10 (ссылка)
Спасибо за отличный пост. Люблю и симфоническую и оперную музыку Рихарда Штрауса.
Великие оперы XX века - "Женщина без тени", "Ариадна на Наксосе", "Саломея","Каприччио".



Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 09 Октября 2012 г. 06:40 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Спасибо, Нинель. Мне самой так понравилась Саломея, что я не устояла и включила, хотя прямо к теме она не относится
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо, Александр, за великолепное дополнение Вторник, 09 Октября 2012 г. 06:53 (ссылка)

Ответ на комментарий Александр_Ш_Крылов

Я очень благодарна Вам за прекрасное продолжение темы, Вы очень заинтересовали меня оперой "Ариадна на Наксосе". Может быть Вы научите меня вставлять флэш? Глядишь и я смогу ответить на Вашу любезность
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Вторник, 09 Октября 2012 г. 13:12 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, добрый день. Есть небольшой пост об исполнении "Ариадны на Наксосе" в полуконцертном варианте (без особых декораций, но в костюмах) в концертном зале Мариинского театра. http://www.liveinternet.ru/users/2870220/post160471685
А как вставить ролик с You Tube - под видио есть кнопочка "поделиться", нажать и появятся ещё две кнопочки - надо нажать "Сгенерировать HTML- код " - появится в окошке ниже код и его просто скопировать и вставить или в пост, или в комментарий.

Сейчас в репертуаре Мариинского четыре оперы Рихарда Штрауса

"Ариадна на Наксосе", "Женщина без тени", "Саломея", "Электра".
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 09 Октября 2012 г. 19:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Александр_Ш_Крылов

Большое спасибо, Александр, и за адрес сообщения, и за объяснение, как вставить флэш. в сообщения я вставляю, значит всё получится
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку