-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46237
Написано: 55623


Шэн - китайский музыкальный инструмент

Пятница, 21 Сентября 2012 г. 17:49 + в цитатник
Вьюгитта все записи автора

ШЭН - китайский музыкальный инструмент
 

 Шэн (Sheng)

В 2009 году, во время экскурсии по Запретному городу, я обратила внимание на немолодого мужчину, играющего на необычном музыкальном инструменте. Вот что я нашла об этом интересном инструменте.

  Шэн (шенг, пиньинь sheng) - один из древнейших инструментов семейства гармоник, духовой язычковый музыкальный инструмент. Это китайский духовой орган. Мы привыкли, что орган – это огромный инструмент, который находится, как правило, в католической церкви. На нем играют по большим праздникам, так как звучание его очень величественно и проникает в самое сердце. Как ни странно, шенг относится к семейству губной гармошки. Род губной гармоники гармоники с резонаторными трубками. Сравните по размеру эту гармошку и орган. Есть чему удивиться, не говоря уже о звучании. Губная гармоника, или духовой орган, на разных языках имеет похожие по происхождению названия — все они имеют в составе «рот» или «уста» и/или «гармоника». По-немецки её именуют «Mundharmonika» ([[Рот/нем. mund]]), по-французски — «harmonica a bouche», по-итальянски — «armonica a bocca», по-испански «armonica», по-английски — «harmonica», «mouth organ», «French harp» или «harp».

Художник: О Сян Рен

 

История

Первый известный инструмент с язычковым принципом звукоизвлечения - это древневосточный Шэн (возник в Бирме, Тибете, Лаосе и Китае). Точная дата, когда этот инструмент был создан, неизвестна, но ему, как полагают, более 2 000 лет. Он упоминается в книге песен «Шицзин» (11-6 вв. до н. э.). По древним китайским рукописям (2—3 тысячи лет до н. э.) учеными было установлено самое раннее название инструмента — ю. Затем он стал называться чао, хо, шэн — в зависимости от формы и материала, употребляемого для его изготовления. Известны также и другие разновидности шэна — чонофуй, или гонофуй (Япония), кэн (Лаос), лушэн и хулушэн (Юго-Западный Китай). В России и других европейских странах шэны называли иногда китайскими губными органами. Он считался "чистым" инструментом, то есть пригодным для исполнения священной музыки. Примерно в 700 г. н.э. шэн был усовершенствованным популярным инструментом, на нём можно было играть в 12 тональностях, и для этих инструментов был создан учебник гармонии. Обычно на шэне играли аккордами, зажимая одновременно несколько отверстий внизу трубок. Шэн приобрел популярность в эпоху правления династии Чжоу, так как его часто использовали в качестве аккомпанементного инструмента для придворных певцов и танцоров. В дальнейшем он нашел свой путь среди простой публики и превратился в обыкновенный инструмент для публичных концертов, ярмарок, различных народных торжеств и прочих событий. Позже он стал использоваться и для простой публики во время ярмарок, концертов и народных торжеств, для обогащения звучания оркестра.

Самое ранее изображение шэна, 1780

 

В 1978 году в провинции Хубэй при раскопках было обнаружено несколько шэнов, которые датируются временем более чем двухтысячелетней давности.

В России шэн был известен очень давно (10 - 13 века). Доподлинно известно, что шэн был хорошо известен в Петербурге в середине 18 века (игрой на шэне увлекался придворный музыкант и талантливый конструктор Иоганн Вильде).

В 1740 году Иоанн Уайлд (Johann Wilde) путешествовал по Китаю, где и познакомился с музыкальным инструментом шэн; он же считается его распространителем в Европе. Однако, некоторые считают, что инструмент попал в Европу на несколько столетий раньше.

В начале XIX века инструмент явился прототипом для изобретения фисгармонии и аккордеона.

Художник О Сян Рен

 Устройство, звучание, особенности

Шэн состоит из трех основных частей, а именно: язычка, дудок и того, что называется «доуцзы» (корпуса). Сделанный из тыквы, потом деревянный, а позднее и металлический, корпус в виде чаши, на крышке которой по окружности расположены отверстия, в которые вставлены 13,17,19 или 24 бамбуковых (или тростниковых) трубок разной длины с медными язычками в основании. Пластинка, состоящая из сплава серебра, меди или золота, расплющивалась до толщины в 0,3 мм, затем в ней вырезался специальным ножом язычок. При настройке язычок вырезался нужной длины или на конец его приклеивался кусочек воска. Так называемая планка (рамка) и язычок представляли собой одно целое. У каждой трубки в нижней части имеется одно боковое отверстие, которые закрывают пальцами. Корпус снабжен чашеобразным мундштуком (патрубком) для вдувания воздуха. Сейчас корпус инструмента изготавливается из меди или покрытого лаком дерева.

Трубки в шэнах по высоте расположены попарно, обе стороны симметричны, что придает инструменту красивую форму. В игре участвуют не все трубки, некоторые являются декоративными. Инструмент относится к группе аэрофонов. Это означает, что звуки производятся при помощи вибрации воздушного столба. Снаружи в каждой трубке просверлено круглое отверстие. Звук возникнет в трубке, только если закрыть отверстие пальцем. С внутренней стороны трубок вверху вырезаны продольные проемы, чтобы столб воздуха колебался в резонанс с помещенным внизу язычком, — это усиливает звучание. Звукообразование в шэне: через мундштук, имеющийся сбоку корпуса, вдувается или втягивается воздух. Так как внизу корпуса (а в больших шэнах — и вверху) имеются отверстия, струя воздуха, проходя через корпус, создает разрежение. Происходит подсос воздуха из трубок. В тех трубках, где исполнитель зажал отверстия, возникает звук. Корпус шэна держат обеими руками, как чашу; нижнее отверстие резервуара должно находиться между ладонями, а кончики пальцев, поднятых вверх, могут закрывать отверстия в нижней части трубок. При одновременном закрывании нескольких отверстий получается аккордовое звучание; для шэна характерны квинтовые или квинто-квартовые интервалы. Современный шэн имеет хроматический 12-ступенный звукоряд, основанный на равномерно темперированном строе. Диапазон зависит от числа и размера трубок.

 Схема устройства шэна (в разрезе): 1 — корпус, 2 — патрубок, 3 — пластинки с язычками (голосами), 4 — отверстия, закрываемые при игре пальцами исполнителя, 5 — трубки, 6 — прорези с внутренней стороны для подстройки, 7— движение воздуха

Шен отличается компактными размерами, что значительно облегчает его транспортировку.

В современном понятии шэны делятся на три основных вида: большой — дашэн — 800 мм от основания, средний — гжуншэн — 430 мм, малый — сяошэн — 405 мм.

шэн большой, средний и малый

Несмотря на примитивную конструкцию, он служил своего рода «первой скрипкой» — по нему настраивались остальные инструменты. Фактически шэн был одним из самых ранних предков органа, баяна, то есть одним из первых многозвучных духовых инструментов. Это позволяет предположить, что в то время, как почти повсюду в древнем мире, музыка была одноголосной, в древнекитайской музыке существовали уже элементы многоголосия. Шэн может выступать соло, в ансамбле или же аккомпанировать пению.

Шэн отличается яркой выразительностью и невероятной грациозной вариативностью. В невероятно чистом, ярком, выразительном звучании инструмента преобладают высокие тона, верхние – более звонкие, альт более полный и мягкий, а баз низкий и глубокий.  Шэн является неотъемлемой составляющей фольклорных концертов для духовых и ударных инструментов. Именно поэтому шэн всегда считался в Китае, Японии и других странах «чистым» инструментом, то есть пригодным для исполнения священной музыки. («Нечистыми» считались инструменты, употребляемые для исполнения лишь светской музыки). В начале правления Танской династии (около 700 г. н. э.) шэн был усовершенствованным популярным инструментом. На нем можно было играть в 12 тональностях, для этих инструментов был создан учебник гармонии. Обычно на шэне играли аккордами, зажимая одновременно несколько отверстий внизу трубок.

Диапазон инструмента довольно обширный – до полутора октав. Это позволяет исполнять на нем разнообразные произведения и всевозможные импровизации.

Между прочим, среди всех традиционных китайских музыкальных инструментов, лишь только шэн можно использовать в ансамбле с другими инструментами для гармонизации тембра и обогащения звучания оркестра. В крупном симфоническом оркестре национальных музыкальных инструментов иногда употребляют «шэн-верхи», «шэн-альт» и «шэн-бас».

 Схема расположения звуков шэна (13 звучащих трубок)

Наиболее употребительные звукосочетания в пределах диапазона шэна

В настоящее время есть реконструированный шэн с хроматическим звукорядом двенадцатиступенного современного строя, исполняются на нем как переложения древних мелодий, так и новые сочинения.

Примерные схемы расположения трубок в шэна

Существует красивая легенда, связанная со звучанием шэнга. Считается, что звучание этого инструмента похоже на крик птицы Феникс. Даже сама форма шэнга напоминает эту птицу со сложенными крыльями. Это сравнение наглядно доказывает, что шэнгу отводится важная роль в мировой музыкальной культуре.

Послушать шэн

Прослушать запись Скачать файл

 Существует легенда и о создании этого инструмента

В древнем Китае особо почиталась богиня Нюйва (Нюй-ва) — небесная прародительница людей. Нюйва установила для людей брачные отношения и сама стала первой свахой. Поэтому последующие поколения почитали ее как богиню сватовства и бракосочетания. Люди приносили жертвы этой богине, причем церемонии в ее честь были необычайно пышными: за городом в поле строили алтарь, воздвигали храм и во время праздника приносили ей в жертву свиней, быков и баранов.

В преданиях сказано, что Нюйва еще создала музыкальный инструмент шэнхуан и подарила его людям. Это был губной органчик (шэн), с тоненькими листочками-язычками (хуан); стоило только подуть, как из него лились звуки. Он имел тринадцать трубочек, которые были вставлены в полую половину тыквы-горлянки. По форме органчик напоминал хвост феникса. Значит, великая Нюйва была не только богиней-творцом, но также и богиней музыки. У народов мяо и тун в Юго-Западном Китае до сих пор играют на шэне, созданном Нюйва. Его называют “лушэн” (“тростниковый шэн”), он отличается от древнего шэна лишь материалом, из которого его изготовляют. В древности его делали из тыквы- горлянки, а сейчас из выдолбленного дерева, да и трубочек стало меньше. Но в целом он сохраняет свои древние черты. Известно, что на лушэне у древних народностей играли во время радостных сборищ, проводились веселые праздники, которые так тесно связаны с чистой юношеской любовью.
Из года в год во втором или третьем месяце весны, когда цветут персики и сливы, а небо безоблачно, люди выбирали среди полей ровное место, которое называли лунной площадкой, юноши и девушки надевали праздничные одежды, собирались на этой площадке вместе, играли весёлые и радостные мелодии, становились в круг и танцевали “лунные танцы”, развлекались и веселились. Иногда танцевали парами: юноша шел впереди, играя на шэне, а девушка следовала за ним, звеня колокольчиками. Так они кружились в танце всю ночь без устали. Если их чувства были взаимными, они могли, взявшись за руки, уйти от остальных в какое-либо укромное место. Эти танцы были очень похожи на пляски и песнопения юношей и девушек, которые исполнялись в древности перед храмом высшего божества бракосочетания. Ведь создание шэна первоначально было тесно связано с любовью и бракосочетанием. По взаимному согласию влюбленные могли без соблюдения каких-либо социальных обрядов свободно вступить в брак. Под открытым небом при свете звезд и луны они сооружали шалаши, ковер из зеленой травы служил им постелью.

Это было «соединение по воле неба». Во время этих встреч исполнялись красивые песни и танцы, посвященные богине. Те, у кого не было сыновей, приходили к храму просить мужское потомство. Так Нюйва стала не только богиней бракосочетания, но и богиней, дарующей детей. В каждом царстве подобные жертвоприношения совершались в разных местах: в горах или лесах, на берегах озер или рек, но непременно в какой-либо красивой местности.

Не обошли своим вниманием этот удивительный инструмент и поэты.

Ши Чумо (эпоха Тан)

 Монастырь Шэнгосы

                                                                         Дорога, что вьётся от самой Срединной Вершины,
                                                      Уводит из рощи смоковниц, увитых уснеей.
                                                      Владениям уским река здесь предел положила,
                                                      Юэские горы во множестве встали за нею.
                                                      У старых деревьев зелёная дымка витает,
                                                      Далёкое небо обрызгали белые волны.
                                                      Внизу, под горою стена невдали городская,
                                                      И шэна напевы вторгаются в звон колокольный...

Комментарии переводчика
Шэнгосы (дословно: "Обитель Священного Плода") — буддийский монастырь, находившийся на вершине горе Фэнхуаншань к югу от г. Ханьчжоу (совр. пров. Чжэцзян). Священный Плод — в буддизме, образное название самадхи и нирваны, ибо они, подобно усердно взращиваемому плоду, должны вознаградить усилия каждого, кто стремится к обретению чистого сознания.
Срединная Вершина (кит. чжунфэн) — здесь: Фэнхуаншань (дословно: "Фениксовая Гора").
Уснея [длиннейшая] (кит. [нюй]ло, лат. Usnea longissima Ach.) — редкий вид лишайника, растущего в виде длинных (до 1 м), похожих на волосы, нитей, свисающих с ветвей дерева-носителя. Уснея может расти только на старых деревьях и в очень чистом воздухе. На Западе, уснею также называют "бородой Мафусаила".
... уские владения, ... юэские горы — названия У и Юэ носили враждовавшие друг с другом государства, существовавшие в III в. до н.э. на востоке Китая.
... шэна напевы (кит. шэнгэ) — здесь: символ низкой (под горой) материальности города. 
... звон колокольный (кит. чжунцин, букв. "колокол [и] гонг") — символ высокой (на горе) духовности буддийской обители.

Источник 1

 

 


Рубрики:  Музыкальные инструменты
Музыкальная культура народов мира
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 11 пользователям

Helene_P   обратиться по имени Суббота, 22 Сентября 2012 г. 01:33 (ссылка)
Очень интересный пост, Nathalie и хорошо представленный. Наслаждайтесь, чтобы читать о старом инструменте и слушать музыка и видео. Вы находите историю в Китае? Я не был бы в состоянии перевести такую длинную статью с китайского языка на русский язык... (это было очень плохим). Большое спасибо Nathalie.
frj-frj_AAxvhD6cTdamAU_CwKEEnQ (410x383, 89Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Сирик   обратиться по имени Суббота, 22 Сентября 2012 г. 02:19 (ссылка)
Спасибо за интересную информацию!
Ответить С цитатой В цитатник
Вьюгитта   обратиться по имени Среда, 26 Сентября 2012 г. 03:53 (ссылка)

Ответ на комментарий Helene_P

Helene_P, рада, что пост Вам понравился. Материал для брала из интернета, собрала все, что смогла. Переводного с китайского немного, в основном всё с рунета.
Ответить С цитатой В цитатник
Вьюгитта   обратиться по имени Среда, 26 Сентября 2012 г. 03:53 (ссылка)

Ответ на комментарий Сирик

На радость.
Ответить С цитатой В цитатник
Helene_P   обратиться по имени Четверг, 27 Сентября 2012 г. 03:38 (ссылка)

Спасибо за ответ, Nathalie. Я хотелs бы написать как хорошие комментарии, но моя глава стала достаточно быстрой с российским, китайским и корейским языковым Онлайн-переводом - временем и энергетическим потреблением. Снова, очень интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Коллекционерка   обратиться по имени Воскресенье, 07 Октября 2012 г. 16:38 (ссылка)
Спасибо за интересный рассказ! Особенно понравилось, что можно было послушать инструмент! Очень...и необычный, и какой-то знакомый...СПАСИБО!
Ответить С цитатой В цитатник
Вьюгитта   обратиться по имени Воскресенье, 07 Октября 2012 г. 19:30 (ссылка)

Ответ на комментарий Коллекционерка

Рада, что понравилось.
Ответить С цитатой В цитатник
alizbar   обратиться по имени Суббота, 20 Июня 2015 г. 15:12 (ссылка)
Где бы найти схему расположения. Вот у меня есть такой только таможенники разобрали искали наркотики вот и перемешались все трубки
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку