-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46235
Написано: 55621


Галина Уланова - Мона Лиза русского балета

Пятница, 14 Сентября 2012 г. 19:05 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора


«Дорогая Галина Сергеевна!– писал  Борис Пастернак. – Вы большая, большая артистка, и я  все время с мокрым лицом смотрел Вас вчера в «Золушке» – так действует на меня присутствие всего истинного большого рядом в пространстве.

Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты... Старое сердце мое с Вами...»

                                                                              "УЛАНОВА - НАВСЕГДА"

  Галина Уланова: "Жизнь балерины состоит наполовину из слова «должна», а на вторую половину – из слова «нельзя», – говорила Галина Уланова. – Обещание самой себе выполнить то-то и то-то было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом. То, что так таинственно называют вдохновением, есть не что иное, как соединение труда и воли, результат большого интеллектуального и физического напряжения, насыщенного любовью..."       

   Она казалась нереальной, словно нарисованной на полупрозрачной ткани. Подует ветер, и она исчезнет, растворится, как без следа распадаются в воздухе легкие облака.



  «Жизель» – совершенно особенный спектакль в творчестве Галины Улановой. Впервые она станцевала главную партию в 1932 году. Ни разу в жизни не видевшая Жизель в исполнении таких прославленных балерин, как Анна Павлова или Тамара Карсавина, Галина Уланова была практически предоставлена самой себе и работала над созданием образа, доверяясь собственной интуиции. В ее Жизели появились совершенно новые черты – огромная духовная сила образа, его удивительная целостность и величие – все то, чего не было раньше даже у самых лучших танцовщиц, которым довелось исполнять эту партию. Этот спектакль, за исключением некоторых небольших перерывов, она танцевала на протяжении всей своей творческой жизни.


Почтовая карточка.

 

 

Подруга чистых дум и юношеских лет,

Ведь наша дружба родилась за партой,

Пройдут века, а ты оставишь след,

Как музыка бессмертного Моцарта.

Татьяна Вечеслова посвятила своей однокурснице и лучшей подруге Галине Улановой эти трогательные стихи.

 (356x500, 32Kb)

   Галина Уланова: «Первые годы мной владела только одна мысль: лишь бы дотанцевать и лишь бы все сделать, что задано, – так вот по-школьному сделать движения, которым нас учили. А когда впервые делала на сцене фуэте, вообще все происходило, как в тумане... Свое первое выступление в "Лебедином" я просто не помню: что было, как было, я это или не я ... По поводу какой-то работы над образом... Никакого понятия я об этом не имела. Партию Одетты-Одиллии – порядок движений, танцевальный рисунок показала мне Елизавета Павловна Гердт: известная балерина, дочь премьера Мариинского театра Павла Андреевича Гердта, она только что оставила сцену и стала преподавать. Я старалась лишь точно исполнить то, что показывала Елизавета Павловна. А Лопухов рассказывал мне о музыке Чайковского и о том, что это за образ – Одетта-Одиллия. Но доходили до меня его объяснения плохо. Поняла только, что Одетта – сказочное существо; девушка, превращенная в птицу, и что в ней – двойственность человека и лебедя. Но в голове не укладывалось: как же эдакое можно совместить и показать?! Позже, постепенно, как-то думалось над этим... Раз за разом что-то прибавлялось к уже сделанному, исправлялись какие-то вещи... Первое "Лебединое" танцевала с Михаилом Дудко – тогда уже ведущим артистом. Принца Зигфрида он танцевал не в первый раз и меня очень поддержал в прямом (как партнер в поддержках) и переносном смысле».

 (378x500, 37Kb)



«Жизель» – совершенно особенный спектакль в творчестве Галины Улановой. Впервые она станцевала главную партию в 1932 году. Ни разу в жизни не видевшая Жизель в исполнении таких прославленных балерин, как Анна Павлова или Тамара Карсавина, Галина Уланова была практически предоставлена самой себе и работала над созданием образа, доверяясь собственной интуиции. В ее Жизели появились совершенно новые черты – огромная духовная сила образа, его удивительная целостность и величие – все то, чего не было раньше даже у самых лучших танцовщиц, которым довелось исполнять эту партию. Этот спектакль, за исключением некоторых небольших перерывов, она танцевала на протяжении всей своей творческой жизни.

 Алексей Симонов: «Если проанализировать впечатления современников, поражает одна деталь: говорят не о танце, не о виртуозности или одухотворенности балерины, говорят об ожоге, ознобе, ошеломлении, восторге, слезах — говорят о себе. Что-то такое было в улановском искусстве, что восприятие его становилось фактом биографии зрителя…
  Оператор-любитель примитивной 16-миллиметровой любительской камерой снял из оркестровой ямы несколько отрывков «Жизели». Общие планы, где виден рисунок танца — малоинтересны, но среди них, вдруг, один — примерно 10—12-секундный — крупный, почти во весь экран — кадр безумной Жизели-Улановой. И действительно, как ожог, ибо Уланова-Жизель там на самом деле безумна — глаза, пластика, безвольная унесенность музыкой — она и есть в эти секунды Жизель. И чье помутившееся сознание во взгляде — улановское или персонажа, — такая мысль даже не приходит в голову. Это такое «я в предлагаемых обстоятельствах», что сам Константин Станиславский снял бы шляпу».


 (467x500, 47Kb)

  К тому времени, когда на сцене Кировского театра появился балет «Бахчисарайский фонтан», Уланова уже обрела свою творческую индивидуальность, поэтому партию Марии Захаров создавал с учетом особенностей исполнительницы. Свою Марию, трогательную и бесконечно печальную, Галина Уланова наделила огромной внутренней силой, которая постепенно становится все более отчетливой за внешней покорностью и безответностью девушки. Со временем ее Мария становилась все более непримиримой.

  Евгений Мравинский: Образ Улановой – нежный, хрупкий и мудрый – подарен мне в ранней юности и храним в сердце и памяти вечно. Каждая встреча с Улановой и ее искусством, воспоминание о ней – всегда великое потрясение и счастье. Спасибо ей и благодарность за нее Судьбе.

 (600x376, 25Kb)

   Сергей Эйзенштейн: Уланова- несличима и несравнима с другими танцовщиками. По признаку самого сокровенного. По природе тайны… Она принадлежит другому другому измерению.

 (700x434, 43Kb)
 

  Владимир Васильев: «В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни - редко появлялась на публике, держалась замкнуто. Пожалуй, нет ни одного человека, кто мог бы сказать: «Я знаю, что такое Уланова». Ее тайну никто не разгадал и никогда не разгадает. Потому что на самом деле она была одна и не пускала в свой мир никого. Даже мы с Катей, ее близкие друзья, не знали ее до конца. Хотя, казалось бы, с нами она была по-настоящему откровенна, раскрепощена. «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величавым», - это формула, которой Уланова следовала всю жизнь. Не влезать ни в какие интриги, ни с кем не бороться - эти правила были для нее святыми».

 (699x410, 59Kb)

Александр Вертинский: Я ничего подобного в жизни не видел! Боже, каких вершин и высот может достигнуть творчество! Это точно дух Божий! Я сидел и ревел от восторга перед этим страшным искусством. Так потрясать мог только Шаляпин! Это был даже не танец, а пенье! За много лет я первый раз был потрясен. Почему я ее не видел раньше? Нельзя передать словами это впечатление. Тысячи мыслей были у меня в голове. Как удержать, сохранить на земле это чудо? Как оставить потомкам это Евангелие для грядущих веков, чтобы учились у нее этому высочайшему, божественному искусству?

 (640x418, 54Kb)
 

Галина Уланова. 1960г


Джон Ноймайер: "Еще когда я учился балету в Америке, Галина Уланова была для меня олицетворением русского балета.

Больше чем что бы то ни было другое, меня завораживала откровенная и искренняя человечность, сияющая в глазах Улановой. Я был тронут человеческим существом – прекрасной женщиной, так великолепно передающей в танце правдоподобные человеческие ситуации.

Она никогда не была просто балериной, поражающей Вас своей виртуозностью. Именно этот незабываемый образ женщины, прозрачный в ее осязаемой духовности, вдохновил и направил меня на мой собственный творческий поиск."

Ученица Улановой Нина Тимофеева: "Глядя на Одетту, Аврору, Джульетту Улановой, почему-то всегда думаешь о красоте России, о ее березах, полях, северных белых ночах. Чтобы ни танцевала Уланова, она была всегда русской, в ней именно русское очарование, русская застенчивость, русская духовная сила, русская «меланхолия». Наверное, поэтому она и есть наша национальная гордость."


УЛАНОВА, ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА (1910–1998),

  Многие из учеников Галины Улановой помнят, наверное, ее секрет, которым она с ними делилась: «Нужно иметь внутри заветную шкатулочку и опускать в нее все впечатления жизни, природы, все… Чем больше у актера накоплено в этой шкатулочке, тем скорее он найдет в ней что-то для своих ролей, тем интереснее будет он зрителю, который почувствует, что у него внутри есть свое, никому не ведомое и недоступное богатство…»

 О Галине Сергеевне известно многое. И точно неизвестно только одно: какой она была на самом деле?.. Многие относились к ней, как к божеству, а божествам не задают простых человеческих вопросов. Авторы фильма пытаются получить ответы на вопросы, так никем и незаданные по самым разным причинам.



  В фильме представлены интервью с учениками, друзьями и поклонниками Галины Улановой в Москве и Санкт-Петербурге - Владимиром Васильевым, Ниной Семизоровой, Людмилой Семенякой, Светланой Адырхаевой, Леонидом Ждановым, Николаем Цискаридзе, Алексеем Симоновым и другими. Использованы архивные материалы Вагановского учлища и Мариинского театра.
 

Галина Уланова , единственная балерина, которой при жизни было поставлено два памятника: в Стокгольме и в родном Петербурге.


галинаул (415x600, 47Kb)

Галина Уланова в балете "Шопениана"

Комментарий участницы сообщества под ником ИМеля

   Сегодня по ТВ Культура показали четыре адажио в исполнении танцовщиков из разных стран. Смотрела и думала, почему "их" танец не трогает? Техника - отличная, все движения выверены и всё же, ну не то... Сейчас смотрела танец Галины Улановой и всё поняла. Вспоминала, как раздражали аплодисменты, хотелось смотреть дальше, совершенно забывала, что это спектакль... Жизель - это трагедия, каждое движение, выражение лица - это жизнь, любовь, самоотверженность... То же самое в Джульете, в Марии, в Одетте. Абсолютно ничего надуманного, всё от сердца. По-моему, Уланова сама забывала о том, что она - это она, так вживалась в образ, что в самом деле становилась той, кого танцевала. У нас балерины не просто выполняют движения, они живут в своих ролях и именно этим отличаются от всех других. Какой хороший ответ я получила и, главное, именно тогда, когда было нужно. Мне в жизни очень повезло, я видела Великую и неповторимую балерину на сцене, это забыть невозможно...

Рубрики:  Балет/Танцовщики
Метки:  

Процитировано 23 раз
Понравилось: 14 пользователям

gallaluna   обратиться по имени Пятница, 14 Сентября 2012 г. 19:07 (ссылка)
Великая балерина! Все положила на алтарь балета, даже личную жизнь.Таких нет больше.
Ответить С цитатой В цитатник
Mama_LyudA   обратиться по имени Пятница, 14 Сентября 2012 г. 20:02 (ссылка)
Спасибо! Прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Алллок   обратиться по имени Пятница, 14 Сентября 2012 г. 20:51 (ссылка)

Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Здравствуйте, Тамара! Пятница, 14 Сентября 2012 г. 21:19 (ссылка)
Как вовремя появился ваш пост...Сегодня по ТВ Культура показали четыре адажио в исполнении танцовщиков из разных стран. Смотрела и думала, почему "их" танец не трогает? Техника - отличная, все движения выверены и всё же , ну не то... Сейчас смотрела танец Улановой и всё поняла. Вспоминала, как раздражали аплодисменты, хотелось смотреть дальше, совершенно забывала, что это спектакль... Жизель - это трагедия, каждое движение, выражение лица - это жизнь, любовь, самоотверженность... То же самое в Джульете, в Марии, в Одетте. Абсолютно ничего надуманного, всё от сердца. По-моему, Уланова сама забывала о том, что она - это она, так вживалась в образ, что в самом деле становилась той, кого танцевала. У нас балерины не просто выполняют движения, они живут в своих ролях и именно этим отличаются от всех других. Какой хороший ответ я получила и, главное, именно тогда, когда было нужно. Мне в жизни очень повезло, я видела Великую и неповторимую балерину на сцене, это забыть невозможно... Простите за многословность...
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Пятница, 14 Сентября 2012 г. 22:05 (ссылка)
Спасибо, Тамара, за прекрасный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Суббота, 15 Сентября 2012 г. 04:30 (ссылка)
Спасибо за отличный пост о Великой Галине Улановой.
Есть имена, без которых невозможно понять ни русский балет, ни всё русское искусство.
И самое яркое и незабываемое имя - Уланова!!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо за цветы Суббота, 15 Сентября 2012 г. 08:08 (ссылка)

Ответ на комментарий Алллок

Здравствуйте!
Ирис (522x700, 61Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо Суббота, 15 Сентября 2012 г. 08:13 (ссылка)

Ответ на комментарий Александр_Ш_Крылов

Поэтому, наверное, создатели этих трёх фильмов, которые я поместила в начале, назвали их: Уланова - навсегда
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 15 Сентября 2012 г. 08:16 (ссылка)

Ответ на комментарий Mama_LyudA

Спасибо, Лида, за отзыв. Тамара
сирис (500x363, 30Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 15 Сентября 2012 г. 08:19 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Рада, что Вам, Анна, понравилось моё сообщение о божественной Улановой
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо Суббота, 15 Сентября 2012 г. 08:28 (ссылка)

Ответ на комментарий gallaluna

Каждый - неповторим! Улановой очень подходят строчки Мандельштама, которые я у Вас, Галина, подсмотрела:
Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека, ...
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 15 Сентября 2012 г. 08:35 (ссылка)

Ответ на комментарий ИМеля

Спасибо за Ваши воспоминания, я их ни могла не поместить в сообщение. Вы (хотелось бы узнать Ваше имя) в самую точку! "Душой исполненный полёт" - нам, после Улановой всегда будет не хватать этого в танце
Ответить С цитатой В цитатник
dima_555   обратиться по имени Суббота, 15 Сентября 2012 г. 12:34 (ссылка)
Премного благодарен!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 15 Сентября 2012 г. 13:28 (ссылка)

Ответ на комментарий dima_555

Спасибо за потрясающую корзину цветов
уланова (382x500, 41Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
dima_555   обратиться по имени Суббота, 15 Сентября 2012 г. 13:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Всегда рад угодить ДАМЕ!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 15 Сентября 2012 г. 18:54 (ссылка)
Замечательный пост! Очень интересный, красивый. Я согласна с ИМелей, что наш балет лучший в мире, именно какой -то одухотворенностью. Но вот мне кажется, что сейчас у некоторых наших балерин отточенная техника, танцуют прекрасно, но нет какой-то свободы , широты и слитности в танце, как у Плисецкой , Улановой, Максимовой... Такое впечатление, что они демонстрируют свою технику.Большое спасибо за замечательный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 15 Сентября 2012 г. 21:46 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Спасибо, Нинель. Мы все выражаем одну мысль, что техника становится сложнее, а душа уходит из танца. Когда я смотрю современный балет талантливых хореографов, я понимаю, что это хорошо, но люблю классику в исполнении наших прославленных ... Правда, когда танцует Барышников, мне всё у него нравится
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 16 Сентября 2012 г. 08:40 (ссылка)
Я тоже люблю классику. Никак не могу приучить себя любить современное. Вы правы, что душа уходит из танца, но хочу добавить, что она вообще из всего уходит.Из песен ушла уже совсем. Современные певцы только портят старые песни. Видимо жизнь меняется так. Коверкание классики считается талантливым новым видением и т. д. Спасибо , Тамара за отклик. Всего Вам хорошего.
Ответить С цитатой В цитатник
Ивушка_777   обратиться по имени Понедельник, 17 Сентября 2012 г. 23:36 (ссылка)
Спасибо за прекрасный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 18 Сентября 2012 г. 07:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Ивушка_777

Спасибо, за отзыв. Желаю, чтобы детки Ваши росли здоровенькими.
Ответить С цитатой В цитатник
ASTRAHANKA   обратиться по имени Вторник, 18 Сентября 2012 г. 10:52 (ссылка)
Замечательно! Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 18 Сентября 2012 г. 12:49 (ссылка)
Спасибо, что откликнулись. В связи с Вашим Ником думаю, что кустодиевская купчиха на Вашей прекрасной аватаре рекламирует астраханские арбузы
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна975   обратиться по имени Понедельник, 27 Октября 2014 г. 13:39 (ссылка)
Светлый человек, легенда времени!Удивительно интересно все о ней,спасибо,Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 27 Октября 2014 г. 19:46 (ссылка)

Ответ на комментарий Татьяна975

Спасибо, Танечка, что напомнили мне об этой подборке. Я кое что подправила. Рада Вашему отзыву!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку