-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46239
Написано: 55625


"Крейцерова соната" - Бетховен, Толстой, Яначек...

Пятница, 10 Августа 2012 г. 15:34 + в цитатник
Barucaba все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

бетховен (242x350, 28Kb)Вряд ли найдется другая такая соната Бетховена, чье название, репутация и популярность основывались бы на стольких недоразумениях. Французский скрипач и композитор Родольф Крейцер (1766–1831), которому Бетховен посвятил свою сонату, ни разу ее не сыграл. «Крейцер — хороший, милый человек, доставивший мне много удовольствия во время его пребывания в Вене. Его естественность и отсутствие претензий мне милее, чем лишенный внутреннего содержания внешний лоск большинства виртуозов», — говорил об этом музыканте Бетховен.

Однако в случае с сонатой ор. 47 «хороший милый человек» заупрямился. Злые языки уверяли, что это произошло из ревности: Крейцер не смог перенести, что соната была написана для другого музыканта.

Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор, op. 47 (1802), Крейцерова соната — одно из   наиболее известных камерных произведений Людвига ван Бетховена.

Общая продолжительность произведения колеблется, в зависимости от исполнительской трактовки, в пределах 37-40 минут, что необычно много для сонатной формы начала XIX века.

Первоначально соната была посвящена скрипачу Джорджу Бриджтауэру, который и стал её первым исполнителем 24 мая 1803 г. в Вене. Бетховен закончил произведение накануне, ноты ещё не успели полностью переписать, так что сам Бетховен исполнял фортепианную партию частично по своим черновикам, а часть произведения была переписана в одном экземпляре, и скрипачу приходилось заглядывать в ноты через плечо пианиста. Финал сонаты, впрочем, был написан раньше и предназначался для Сонаты для скрипки и фортепиано № 3 соль мажор, op.30. Полный текст посвящения носил шуточный характер: «Мулатская соната, сочинённая для мулата Бришдауэра, большого шута и мулатского композитора» (итал. Sonata mulattica composta per il Mulatto Brischdauer gran Pazzo e compositore mulattico) — это посвящение сохранилось на черновом автографе в архиве композитора.

 (186x239, 4Kb) Бетховен сочинил «Крейцерову» сонату для Джорджа Полгрина Бриджтауэра (1779–1860) — скрипача-мулата, родившегося, по некоторым сведениям, в Польше. Бриджтауэр был из плеяды музыкальных вундеркиндов, которых обожал XVIII век: в 10-летнем возрасте он уже дебютировал в Париже, в 1790 г. переселился в Англию, в 1811 г. получил степень бакалавра музыки Оксфордского университета, занимался преподаванием и выступал с оркестром Королевского филармонического общества. Бетховен познакомился с молодым человеком в 1803 г. у князя Лихновского, оценил его виртуозную игру и некоторое время переписывался с ним.

Сохранилась переписка Бетховена с Бриджтаурэм, относящаяся к маю 1803 года, она свидетельствует о дружеском расположении Бетховена к этому музыканту. В этих письмах композитор обращается к нему не иначе, как "любезный Бриджтауэр" и называет его "очень искусным виртуозом в совершенстве владеющим своим инструментом".

«Крейцер» — это концертная соната, в которой скрипач должен показать свое мастерство во всем блеске. В подобного рода произведениях, предназначенных для исполнения на публике, а не для домашнего музицирования, пианист должен либо ограничить себя аккомпанированием, подчеркивающим красоту и виртуозность скрипичного звука, либо вступить в состязание с другим инструментом (как это любили делать итальянские импровизаторы XVIII века).

Однако Бетховен выбирает третью, необычную форму отношений скрипки и фортепиано: обе партии равноценны, два инструмента — энергичные единомышленники. Бетховен писал фортепианную партию для собственного исполнения, и кажется, что он сам выступает из нее «среднего роста, крепкой кости, полный энергии — воплощение силы», как описывают его друзья. Мы как будто видим его — с его широкими мозолистыми руками, которые падают на клавиши плашмя и, по мнению современников, ничем не напоминают руки пианиста-виртуоза.

Какую захватывающую историю услышали утром 24 мая 1803 года слушатели в парке Аугартен! С каким азартом скрипка и фортепиано сметали со своего пути любые препятствия, как чутко откликались на перемены настроения друг у друга!

 (336x234, 10Kb)Это один из венских парков, на территории которого имеется павильон, в котором проходили концерты, причем устраивались они очень рано, в 8 утра. Из Воспоминаний Риса: "Однажды утром Бетховен уже в половине пятого послал за мною и велел: "Перепишите-ка мне быстренько скрипичную партию первого Allegro" (...) Партия фортепиано была написана лишь отрывочно. И дивно прекрасную тему с вариациями F-dur Бирджтауэр вынужден был играть на концерте, состоявшемся в Аугартене в 8 утра, по собственной рукописи Бетховена, поскольку времени на переписку не оставалось". Что касается Крейцера, то он был очень раздосадован, когда узнал, что соната первоначально была посвящена не ему. Он так никогда и не выразил благодарности Бетховену за посвящение и не исполнял ее в концертах, И вообще, с этого времени демонстрировал неприятие музыки Бетховена. Но по иронии судьбы мы вот уже 200 лет вспоминаем его имя  в связи с этой сонатой. 

Существуют различные версии относительно того, почему в печать соната попала с посвящением уже не Бриджтауэру, а Родольфу Крейцеру, считавшемуся первым солистом того времени. Широко распространена история о том, что вечером после премьеры Бетховен и Бриджтауэр поссорились из-за женщины (иногда утверждается, что Бриджтауэр нанёс какой-то знакомой даме Бетховена оскорбление), и Бетховен снял посвящение, перепосвятив сонату французскому скрипачу. Эту версию иногда возводят к книге «Жизнь Бетховена» Александра Уилока Тейера, хотя впервые она, по-видимому, появилась в мемуарной статье скрипача Трилуэлла в английском журнале «Musical World» (декабрь 1858). По мнению Николая Слонимского, это объяснение является абсурдной поздней выдумкой Бриджтауэра, и Бетховен изменил посвящение просто потому, что имя Крейцера обладало большей привлекательностью для публики. 

Соната трёхчастная, последовательность частей:

Adagio sostenuto — Presto — Adagio

Andante con variazioni

Presto

Название знаменитой повести Льва Толстого «Крейцерова соната» тоже возникло случайно. «Однажды граф Толстой обратился ко мне с вопросом: какое из ансамблевых произведений для скрипки и фортепиано является, по моему мнению, самым значительным. Я тотчас ответил: думаю, что соната Бетховена, ор. 47, так называемая «Крейцерова» соната, — рассказывал основатель и директор Московской консерватории Николай Рубинштейн. — Вскоре была опубликована под этим названием повесть Толстого, вызвавшая большой интерес в литературных и музыкальных кругах». Можно поспорить, действительно ли все сказанное в повести относится к бетховенской сонате ор. 47.

*****

 - Они играли Крейцерову сонату Бетховена. Знаете ли вы первое престо?- Знаете?!-вскрикнул он.-У!.. 
Страшная вещь эта соната. Именно эта часть.
Что она делает? И зачем она делает то, что она делает?
Говорят, музыка действует возвышающим душу образом,- вздор, неправда! Она действует, страшно действует, я говорю про себя, но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом. Как вам сказать? Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося.
Например, хоть бы эту Крейцерову сонату, первое престо. Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки. Сыграть и сделать то, на что настроила эта музыка. А то несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может не действовать губительно. На меня, по крайней мере, вещь эта подействовала ужасно; мне как будто открылись совсем новые, казалось мне, чувства, новые возможности, о которых я не знал до сих пор.

Л. Н. Толстой. "Крейцерова соната" 

Интересно, что произведение Толстого пробудило музыкальное вдохновение у чешского композитора Леоша Яначека (1854–1928). В 1923 г. он написал Струнный квартет № 1 по повести Толстого «Крейцерова соната»...

Источник

Рубрики:  Музыканты/Скрипачи
Музыка/Скрипичная
Музыкальные жанры и формы/Соната
Композиторы
Музыка и литература
Метки:  

Процитировано 49 раз
Понравилось: 32 пользователям

LIDJA   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 15:43 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 15:53 (ссылка)

Ответ на комментарий LIDJA

LIDJA, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
BatValentina   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 17:58 (ссылка)
Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося.

Я не умею сказать лучше.
88310035_1 (364x260, 143Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 18:22 (ссылка)
Интересна история сонаты.Ну а сама соната прекрасна. Большое спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
ameli44   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 18:22 (ссылка)
Большое спасибо, Наташа, за музыку, за историю с нею связанную. Рада быть вашим ПЧ.
Ответить С цитатой В цитатник
natali8   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 18:38 (ссылка)
спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
nattrety   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 18:48 (ссылка)
Спасибо за историю и прекрасную музыку)))
Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Добрый день! Пятница, 10 Августа 2012 г. 19:08 (ссылка)
Barucaba, дивная музыка, а повесть Толстого всегда производила на меня впечатление двоякое - грустно и жалко...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 19:32 (ссылка)

Ответ на комментарий BatValentina

Зовущая_к_Свету, большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 19:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, было бы лучше, если бы Толстой в этой истории не участвовал... Нелепая случайность... Две совершенно несопоставимые личности...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 19:42 (ссылка)

Ответ на комментарий ameli44

ameli44, спасибо большое за отзыв! Очень рада видеть Вас в нашем сообществе!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 19:43 (ссылка)

Ответ на комментарий natali8

natali8, пожалуйста!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 19:45 (ссылка)

Ответ на комментарий nattrety

nattrety, рада, что Вам понравилось! Спасибо за отзыв!:give_rose
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 19:51 (ссылка)

Ответ на комментарий ИМеля

ИМеля, добрый вечер! Музыка чудесная... А к повести Толстого у меня тоже довольно не простое отношение... Спасибо большое за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 22:11 (ссылка)
Barucaba, Большое спасибо за такой чудесный пост и прекрасную музыку!!!
Ответить С цитатой В цитатник
осень_59   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 23:18 (ссылка)
Спасибо !!! Пост прекрасный!!
Ответить С цитатой В цитатник
natali_100   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 00:20 (ссылка)
Спасибо! Пост, как всегда, прекрасный! После "лечения" компьютера у меня удалена вся музыка. Буду восстанавливать. Для Вашей музыки - отдельная папка. И это не будет "нарезкой", потому что за каждой мелодией - Ваша статья.
Ответить С цитатой В цитатник
Gallena   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 01:36 (ссылка)
Благодарю за интересный пост. Прекрасная музыка!:give_rose
Ответить С цитатой В цитатник
Kot-bez-zabot   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 06:07 (ссылка)

-2
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 07:13 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Annakraj, большое спасибо за отзыв! Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 07:14 (ссылка)

Ответ на комментарий осень_59

осень_59, спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 07:21 (ссылка)

Ответ на комментарий natali_100

natali_100, жаль, конечно, что музыка пропала. По себе знаю, как потом нелегко всё восстанавливать...
Спасибо Вам большое за внимание и тёплые слова! Удачи и пусть всё будет хорошо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 07:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Gallena

Gallena, большое спасибо за отзыв! Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 07:40 (ссылка)

Ответ на комментарий Kot-bez-zabot

E-NUN, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Т34ТУРБО   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 09:31 (ссылка)
Спасибо. Интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 12:23 (ссылка)
Большое спасибо за замечательный пост!
Рад, что ты продолжила серию постов, связывающую музыку с литературой.
Ответить С цитатой В цитатник
Сирик   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 12:34 (ссылка)
Спасибо большое за пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 14:42 (ссылка)

Ответ на комментарий Т34ТУРБО

Т34ТУРБО, рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 14:48 (ссылка)

Ответ на комментарий Gostevoj

Gostevoj, спасибо, Саша!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 14:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Сирик

Сирик, спасибо за отзыв! Рада, что понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку